В.1 Основным критерием удовлетворительной работы конструкций мостов и труб по результатам испытаний является соответствие упругих факторов (усилий, напряжений, деформаций, перемещений и др.), измеренных при воздействии испытательной нагрузки, и значений, полученных расчетным путем с учетом фактического состояния конструкций.
В.2 Работа сооружения при статических испытаниях оценивается с помощью конструктивного коэффициента , вычисляемого по формуле
, (В.1)
где - фактор, измеренный под воздействием испытательной нагрузки;
- тот же фактор, найденный от испытательной нагрузки расчетным путем с учетом фактического состояния конструкции.
Конструктивные коэффициенты следует определять для наиболее загруженных элементов при каждом положении испытательной нагрузки.
В.3 По данным многочисленных статических испытаний значения коэффициента для основных несущих конструкций и их элементов составляют 0,7-1,0, а для элементов пролетных строений, в которых расчетами не учитывается совместная работа главных балок (ферм) с элементами проезжей части и дорожной одежды, как правило, 0,5-0,7. Отклонения результатов замеров от расчетных величин должны подвергаться анализу с выявлением причин их возникновения.
В.4 Значения коэффициента , большие единицы, указывают на существенное отличие работы элементов сооружения от принятых в расчетах предпосылок. В этих случаях необходимо разработать меры по обеспечению надежной работы элементов.
Значения коэффициента , вычисленные по величинам максимальных фибровых напряжений, могут в отдельных случаях превышать единицу в связи с наличием концентраторов напряжений, эксцентриситетов действия сил, физической неоднородности соединений и прикреплений элементов и других обстоятельств.
Низкие значения коэффициента могут указывать на наличие в сооружении или у его элементов резервов несущей способности. Возможность использования этих резервов может быть рассмотрена после изучения причин получения низких значений коэффициента .
В.5 Соответствие фактической пространственной работы пролетного строения теоретическим предпосылкам, использованным в расчетах, допускается оценивать с помощью коэффициента адекватности :
, (В.2)
где , - соответственно фактические (измеренные) и теоретические (рассчитанные) прогибы -й балки;
, - соответственно максимальные (по абсолютной величине) фактические и теоретические прогибы балки;
- число балок (ферм, арок) или любых других точек в поперечном сечении пролетного строения, прогибы которых измерялись при испытаниях.
Близость коэффициента адекватности к единице характеризует соответствие фактической и теоретической пространственной работы пролетного строения.
В.6 В качестве одного из критериев фактического состояния моста по результатам статических испытаний может служить соотношение измеренных упругих и остаточных деформаций (в основном прогибов), выражаемое показателем работы конструкции , равным:
, (В.3)
где - величина остаточного прогиба, определенного после стабилизации деформаций;
- величина упругого прогиба, определенного при тех же условиях.
Оценку работы вновь построенных (реконструированных или отремонтированных) мостов по соотношению упругих и остаточных деформаций следует производить по результатам первого загружения конструкций испытательной нагрузкой, близкой по величине к нормативной.
Показатели работы конструкций могут достигать следующих значений:
а) для вновь построенных мостов:
из дерева - 0,3;
из других материалов - 0,15;
б) для мостов, находящихся в эксплуатации:
из дерева - 0,1;
из других материалов - 0,05.
Для вновь построенных мостов следует выполнить оценку затухания остаточных деформаций. В случае отсутствия, при повторных загружениях, уменьшения остаточных деформаций следует выяснить причины этого явления и разработать мероприятия по их устранению.
В.7 Полученные при статических испытаниях величины прогибов и переломов профиля проезжей части с учетом профилей, зафиксированных при обследовании, следует использовать при оценке соответствия их нормируемым величинам.
В.8 Работу конструкций под динамическим воздействием необходимо оценивать на основании сопоставления величин фактических и проектных динамических коэффициентов, сравнения измеренных величин периодов собственных колебаний с расчетными и нормируемыми, выявления неблагоприятных видов колебаний (резонансного типа и биений), рассмотрения характера затухания колебаний и др.
В.9 При сравнении измеренных прогибов, углов перелома профиля проезжей части, коэффициентов поперечной установки и периодов колебаний с расчетными их величинами последние могут определяться с учетом разгружающего влияния конструктивных элементов.
В.10 При определении фактической грузоподъемности сооружения влияние конструктивных элементов на работу основных несущих конструкций следует учитывать в тех случаях, когда обеспечена надежная совместная работа этих элементов с основными несущими конструкциями или когда совместная работа гарантирована принятыми в проекте решениями.
В.11 Грузоподъемность моста определяется грузоподъемностью наиболее загруженного (критического) элемента с учетом фактического состояния моста.
Грузоподъемность критического элемента следует вычислять по формуле
, (В.4)
где - предельное усилие, воспринимаемое элементом по условию прочности, выносливости или устойчивости (несущая способность);
- усилие в элементе от постоянных нагрузок;
- усилие в элементе от временной эталонной (АК, НК и т.д.) нагрузки;
- класс эталонной нагрузки.
Библиография
[1] ЦП-774* "Инструкция по содержанию искусственных сооружений". - МПС России, 2002. ________________ * Отменена на основании распоряжения ОАО "РЖД" от 29 декабря 2012 года N 2791р. - Примечание изготовителя базы данных.
[2] Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (взамен ВСН 24-88). - Минтранс России, 2004.
[3] ВСН 4-81 "Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах". - Минавтодор РСФСР, 1981.
[4] Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов. - МПС СССР, 1985.
[5] Руководство по определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов. - МПС СССР, 1974.
[7] ОДМ 218.4.001-2008. Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - Росавтодор, 2008.
[8] Требования к проекту эксплуатации моста*. - ГП "Росдорнии", 2002. ________________ * Документ является авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
[9] Руководство по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - Росавтодор, 2005. ________________ * Документ является авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
[10] ЦУКС-799 "Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством, усилением, реконструкцией объектов федерального железнодорожного транспорта" (взамен ЦУКС/4007, 1981). - МПС России, 2000.
[11] Инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - Минтранс России, 1996.