СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86
СП 79.13330.2012
СВОД ПРАВИЛ
МОСТЫ И ТРУБЫ. ПРАВИЛА ОБСЛЕДОВАНИЙ И ИСПЫТАНИЙ
Bridges and culverts. Rules of examination and test
Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86
____________________________________________________________________ Текст Сравнения СП 79.13330.2012 со СНиП 3.06.07-86 см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных. ____________________________________________________________________
ОКС 93.040
Дата введения 2013-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил".
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - ОАО "ЦНИИС"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30.06.2012 г. N 273 и введен в действие с 1 января 2013 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 79.13330.2011 "СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний".
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет
Введение
Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими и международными нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Свод правил содержит нормы по правилам обследований и испытаний новых и реконструкции существующих мостовых сооружений и труб под насыпями.
Работа выполнена авторским коллективом: ОАО "ЦНИИС" (д-р техн. наук А.А.Цернант; кандидаты техн. наук Ю.В.Новак, Ю.М.Егорушкин - ответственный исполнитель, Э.А.Балючик, А.А.Сергеев, B.C.Мыцик; инженер Р.И.Рубинчик) при участии: ЗАО "ИМИДИС", МАДИ (д-р техн. наук А.И.Васильев), ФГУП "РОСДОРНИИ" (д-р техн. наук В.И.Шестериков, канд. техн. наук М.И.Шейнцвит), МАДИ (В.И.Кухтин).
Область применения
Настоящий свод правил распространяется на обследования, статические и динамические испытания и обкатку мостовых сооружений (мостов, путепроводов, виадуков, эстакад и т.д.) - далее мосты и водопропускных труб под насыпями - далее трубы, запроектированных под подвижные временные нагрузки и расположенных на железных дорогах, линиях метрополитена и трамвая, автомобильных дорогах (включая дороги промышленных предприятий), на улицах и дорогах городов и населенных пунктов, а также мостов и труб, запроектированных под особые виды нагрузок (от трубопроводов, каналов и др.):
обследования и испытания, выполняемые после завершения строительства (реконструкции, капитального ремонта) при приемке сооружений в эксплуатацию;
обследования и испытания сооружений, находящихся в эксплуатации.
Свод правил не распространяется:
на исследовательские обследования, проводимые проектными, научно-исследовательскими и другими организациями;
на исследовательские испытания, проводимые до стадии разрушения конструкций;
на контрольные обследования и испытания конструкций, узлов и деталей, выполняемые при их изготовлении и монтаже.
Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы следующие ссылки на нормативные документы:
ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система управления охраной труда. Определение опасностей и рисков
ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования
ГОСТ Р 53778-2010 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 30244-94 Материалы и изделия строительные. Методы испытания на возгораемость (горючесть)
ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытания на огнестойкость. Общие требования.
ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытания на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции.
СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
СП 35.13330.2011 СНиП 2.05.03-84* "Мосты и трубы"
СП 46.13330.2011СНиП 3.06.04-91 "Мосты и трубы. Правила производства и приемки работ". _________________ Действует СП 46.13330.2012, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на указанный документ, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Термины и определения
В настоящем нормативном документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 безопасность движения по мосту: Возможность безопасного (безаварийного) движения по мосту транспортных средств и пешеходов, обеспеченная надежностью его конструкции.
3.2 грузоподъемность моста: Характеристика, соответствующая наибольшему классу эксплуатационной нагрузки заданной структуры, при которой исчерпывается несущая способность конструкции.
3.3 дефект: Повреждение конструктивного элемента, несоответствие его нормативным требованиям, образовавшееся до ввода сооружения в эксплуатацию;
3.4 испытание моста: Загружение моста нагрузкой с целью контроля его технического состояния, выявления особенностей его работы и соответствия проектным параметрам и расчетам.
3.5 испытательная нагрузка: Нагрузка определенной величины, создаваемая, как правило, транспортными средствами, расставляемыми по заранее установленным схемам.
3.6 компьютерная измерительная система: Комплект электронных приборов, коммуникаций, электронных вычислительных средств и программ для регистрации и обработки результатов измерений.
3.7 конструктивный коэффициент: Отношение измеренных значений исследуемого параметра конструкции при загружении испытательной нагрузкой к расчетным значениям от той же нагрузки.
3.8 коррозионный износ: Величина потери сечения или несущей способности в результате коррозии металлоконструкций, арматуры или бетона.
3.9 мониторинг технического состояния: Контроль во времени физического и напряженно-деформированного состояния сооружения, в том числе инструментальными методами, с целью поддержания необходимого уровня его потребительских свойств.
3.10 обкатка моста: Вид испытания мостов, выполняемый для проверки поведения сооружения под воздействием обращающихся на данной линии или дороге наиболее тяжелых нагрузок.
3.11 обследование моста: Исследование физического и напряженно-деформированного состояния конструкций, включающее ознакомление с технической документацией, осмотр сооружения, инструментальные измерения, выполняемые с целью оценки уровня потребительских свойств сооружения и выработки рекомендаций по его эксплуатации.
3.12 осмотр моста (трубы): Преимущественно визуальное освидетельствование сооружения с составлением ведомости дефектов и повреждений.
3.13 повреждение: Изъян в конструкции, возникший после ввода ее в эксплуатацию.
3.14 раковина: Местное углубление или неплотность бетона вследствие дефектов бетонирования.
3.15 трещины силовые: Трещины в конструкции, образовавшиеся вследствие воздействия нагрузки.
3.16 трещины температурно-усадочные: Трещины, возникающие в бетоне на стадии твердения и эксплуатации в результате воздействия температуры и усадки.
3.17 трещины температурные: Трещины в бетоне, возникающие в результате воздействия температуры.
3.18 трещины усталостные: Трещины в металле, сварных швах вследствие многоциклового воздействия нагрузки.
3.19 физическое состояние: Состояние материала и степень повреждений элементов конструкции моста, характеризуемое износом, а также степень развития в них деградационных процессов.
Основные положения
4.1 При приемке в эксплуатацию все мосты и трубы должны быть обследованы; мосты, указанные в 4.5, должны быть, кроме того, испытаны, а мосты, указанные в 4.7, - обкатаны.
Обследования мостов и труб могут проводиться как самостоятельный вид работ (без проведения испытаний).
Испытания и обкатку сооружений следует проводить только после выполнения обследований с учетом полученных результатов.
4.2 Обследования и испытания мостов и труб следует проводить по предварительно разработанным программам, составленным исполнителями работ с учетом предложений заинтересованных организаций.
Программы для мостов, принимаемых в эксплуатацию, должны быть согласованы с заказчиком и проектной организацией и утверждены руководителем организации - исполнителя работ.
В программах должны быть отражены общая цель и основные задачи предпринимаемых работ, приведены содержание и объемы работ по обследованию, намечены конструкции и их элементы (сечения), подвергаемые исследованию при испытаниях, указаны нагрузки для статических и динамических испытаний, определены виды и состав отчетных технических документов.
Положения программ в части определения величины испытательной нагрузки и намечаемых схем загружений должны разрабатываться на основании проектных расчетных материалов.
Если на мосту имеется несколько одинаковых конструкций (пролетных строений, опор), изучение работы которых требуется по 4.5 или 4.6, испытания в полном объеме допускается проводить на одной из конструкций. Остальные конструкции могут подвергаться (выборочно) менее подробным испытаниям (измерение прогибов).
4.3 Руководитель работ может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, конкретизировать и дополнить отдельные положения предварительно разработанной программы: наметить проведение отдельных дополнительных видов работ (см. 5.4), определить состав и объем подготовительных работ, уточнить степень подробности осмотра конструкций и объем контрольных измерений, уточнить места установки измерительных приборов и схемы загружения моста испытательной нагрузкой, наметить наиболее рациональный порядок загружения моста при испытаниях.
Уточнения и дополнения должны быть согласованы с заказчиком.
4.4 При проведении специальных обследований, при необходимости, организации-исполнители привлекают к совместной работе соответствующие профильные организации (водолазные станции, буровые партии, грунтовые лаборатории, группы по контролю технического состояния и правильности эксплуатации электрических и контактных сетей и др.).
Привлекаемые организации должны работать под общим методическим руководством организации, проводящей обследования, а полученные данные (материалы) должны учитываться при принятии решений.
4.5 Испытаниям при приемке в эксплуатацию следует подвергать мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями, технологиями и материалами, вантовые, висячие, совмещенные и разводные мосты, стальные мосты - с пролетами свыше 100 м, сталежелезобетонные мосты - с пролетами свыше 80 м, железобетонные мосты - с пролетами свыше 50 м, а также пешеходные мосты.
Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большую повторяемость основных несущих элементов, а также при возникновении в процессе обследований опасений за надежность конструкций и т.д.) проводят по решениям приемочных комиссий, по требованиям проектных и эксплуатирующих организаций. Необходимость проведения испытаний в этих случаях должна быть обоснована.
4.6 Испытания эксплуатируемых сооружений следует проводить в случаях, когда грузоподъемность сооружения не может быть определена по результатам обследования.
Необходимость проведения испытаний обосновывает организация, выполняющая обследование. Решение о проведении испытаний принимает организация, осуществляющая эксплуатацию сооружений.
4.7 Вводимые в эксплуатацию и не подвергаемые испытаниям (по 4.5) железнодорожные мосты и мосты под пути метрополитена, а также автодорожные мосты под нагрузки АБ (см. СП 35.13330) должны быть обкатаны.
4.8 Обследования мостов и труб, находящихся в эксплуатации, следует проводить регулярно (в плановом порядке). Периодичность обследования установлена в документах по текущему содержанию сооружений [1-3, 7-10].
4.9 Подготовительные работы, связанные с проведением обследований и испытаний (устройство временных подмостей и смотровых приспособлений с выделением необходимых материалов и рабочей силы, предоставление испытательной нагрузки, регулирование движения на мосту и под мостом в период испытаний и др.), должны выполняться:
на вновь построенных сооружениях - строительной организацией;
на эксплуатируемых сооружениях - организацией, в ведении которой находится объект.
4.10 Обследования и испытания мостов и труб необходимо проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа измерительных приборов, нет препятствий для безопасного передвижения испытательной нагрузки, возможно выполнение требований по технике безопасности работ и охране труда персонала, занятого на работах.
Не допускается проводить обследования и испытания: в ненастную погоду, при температуре наружного воздуха при испытаниях ниже минус 20 °С и при обследовании ниже минус 25 °С, при наличии на обследуемых конструкциях снежного покрова, инея, наледи, а также над рекой во время ледостава и ледохода.
4.11 Работы по обследованию и испытаниям мостов и труб необходимо выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, изложенных в СНиП 12-03, и правил, приведенных в разделе 9.
4.12 Пожарная безопасность обеспечивается средствами профилактики возгорания и пожаротушения, которые должны быть предусмотрены при проектировании и осуществляться в процессе строительства и эксплуатации транспортных сооружений согласно ГОСТ 30244, ГОСТ 30247.0 и ГОСТ 30247.1.
4.13 При выполнении работ по обследованию и испытаниям законченных строительством, реконструированных, отремонтированных и эксплуатируемых мостов и труб следует руководствоваться требованиями СП 35.13330 и СП 46.13330.
Обследование мостов и труб
Общие требования
5.1 Основной задачей обследования мостов и труб перед вводом их в эксплуатацию является установление соответствия сооружений утвержденному проекту и требованиям действующих сводов правил. По согласованию с заказчиком обследование может включать испытания (полные или частичные) с целью уточнения напряженно-деформированного состояния и фактической грузоподъемности.
5.2 Основными задачами регулярно осуществляемых обследований эксплуатируемых мостов и труб являются выявление их фактического состояния, проверка соответствия установленным требованиям, уточнение их грузоподъемности, определение условий дальнейшей эксплуатации. Обследования эксплуатируемых сооружений могут проводиться также для решения специальных вопросов (для разработки проектов ремонта и реконструкции сооружений, пропуска тяжеловесных транспортных средств и т.д.).
5.3 При обследовании мостов и труб выполняются следующие основные виды работ:
а) ознакомление с технической документацией;
б) осмотр мостовых сооружений с составлением ведомости дефектов, недоделок и повреждений;
в) контрольные измерения и инструментальные съемки;
г) обработка и анализ результатов с выдачей рекомендаций по эксплуатации сооружения.
Характерные дефекты и повреждения, встречающиеся в различных конструкциях мостов и труб, с указанием наиболее вероятных причин их происхождения, приведены в приложении А.
5.4 В зависимости от состояния сооружения и поставленных при обследовании задач выполняют дополнительные виды работ:
оценку качества (потребительских свойств) материалов с помощью неразрушающих методов;
местные вскрытия арматуры в железобетонных элементах (для выявления состояния арматуры, а также подтверждения результатов, полученных посредством неразрушающих методов);
изъятие образцов материалов для выполнения лабораторных испытаний;
изучение состояния русла;
организация длительных наблюдений за состоянием конструкций;
местные вскрытия элементов мостового полотна (верхнего строения пути) для уточнения их толщины и состояния защитного покрытия;
другие работы, в том числе проводимые с участием привлекаемых специализированных организаций.
При проведении контроля качества материалов неразрушающими методами, а также при изъятии образцов материалов для лабораторных исследований необходимо руководствоваться требованиями и указаниями действующих государственных стандартов.
Изъятие образцов материалов следует проводить, как правило, из второстепенных и ненапряженных частей и элементов сооружения. Места в конструкции, где изъяты образцы, должны быть заделаны (перекрыты), а при необходимости - усилены.
5.5 При обследовании мостов и труб следует применять систему обозначений и нумерацию элементов сооружения, принятую в технической документации или используемую эксплуатирующей организацией. Эта система должна применяться как в полевых, так и в отчетных документах по обследованию.