Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Биологические предпосылки гоминизации




Гоминизация – процесс очеловечивания обезьяны – от появления первых специфических человеческих особенностей до возникновения вида Homo sapiens. Это комплексный феномен, включающий:

развитие прямохождения,

прогрессивное преобразования мозга,

адаптацию руки к трудовой деятельности,

изменение зубочелюстного аппарата,

формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта,

перестройку онтогенеза, развитие социальной организации и др. аспекты.

Решающим фактором гоминизации явилась трудовая деятельность. Выделение прямохождения— решающий шаг на пути очеловечивания. Антропогенез— процесс активного приспособления человека к среде. Основное положение трудовой теории антропогенеза— решающая роль изготовления орудий в процессе гоминизации. Формирование семейства гоминид было связано с освоением человека более обширной эколого-адаптивной ниши, возникновением принципиально нового способа адаптации, при котором выживание отдельных особей и их групп стало целиком зависеть от применения и изготовления орудий на фоне все большего вымирания человекообразных обезьян.

Биологические предпосылки гоминизации:


  • развитие прямохождения (следствием явился S-образный позвоночник, высокий свод стопы, укорочение передних конечностей, и освобождение их для всевозможных манипуляций)

  • развитие мозга

  • Кратковременное повышение фона радиации, обусловленное тектоническими перемещениями, разломами земной коры и усиленным вулканизмом;

  • Изоляция

  • Перемены в поведенческих реакциях, вызванные переменами в экологической обстановке (пищевое поведение, размножение, предкультурное поведение)

  • Развитие механизма защиты с помощью бросания камней, охота, которая могла привести к бипедии, изготовлению орудий, развитиии руки и мозга.

  • Миграции и смешения


^ Роль естественного отбора:

На раниих этапах гоминизации, видимо, играл существенную роль в закреплении отдельных изменений (м.б., и в развитиии большей социальности) Но высказывается сомнение о применимости дарвиновской теории для объяснения конкретных свойств, сформировавшихся в эволюции человека, основной особенностью которой являлось развитие новых социальных качеств, приведших к резкому ослаблению отбора.

^ Факторы изменения поведения (генетические):

Нейроэндокринная система: первичная реорганизация структур лимбической системы, которая до некоторой степени контролировала эмоциональное поведение.

Требования к регуляторной деятельности мозга + факторы стресса, усиливающие изменчивость регуляторных систем, могли через механизмы движущего отбора влиять на ускорение темпов эволюции нервной системы и поведения.

Повышение уровня радиации в Восточной и Южной Африке привело к появлению гоминид, тогда как «необлученные» приматы из Западной и Экваториальной Африки морфологически не изменились.


Другая позиция исходит из первичной роли крупных мутаций, вызвавших значительные анатомические изменения при переходе к прямохождению. Под влиянием мутагенного фактора (повышение фона радиации, обусловленное тектоническими перемещениями, разломами земной коры и усиленным вулканизмом) в Восточной и Южной Африке появляются гоминиды, а приматы Экваториальной и Западной Африки не изменились, однако палеонтологические данные ока не подтвердили эту гипотезу.

^ 12. Становление человеческого общества


Мы знаем о начальном периоде возникновения человечества благодаря археологическим раскопкам. За последние четверть века были обнаружены останки древнейших предшественников человека. По своим биологическим характеристикам они были близки к животным, но вместе с тем впервые начали пользоваться простейшими каменными орудиями для добывания пищи и изготовления различных предметов. Ученые называют эти существа «предлюдьми». Они вели образ жизни, близкий к стадному образу жизни животных. Их мозг по объему и структуре едва превосходил мозг высших человекообразных обезьян. В стадах «предлюдей» еще не существовало производственных отношений в точном смысле слова, а следовательно, не было и других общественных отношений и учреждений, характерных для человеческого общества. «Предлюди» возникли около 5,5 миллиона лет назад, и последующий период, примерно 3,5 миллиона лет, можно считать эпохой становления человеческого общества. На протяжении этого времени усовершенствование орудий труда и развитие деятельности происходили крайне медленно, стихийно, методом проб и ошибок. Однако она все же развилась настолько, что её дальнейший рост потребовал определенной организации всех трудовых и процессов. Так были созданы предпосылки для экономической деятельности человека, для возникновения общественных, и прежде всего производственных, отношений.

Начальную форму организации общества называют первобытным человеческим стадом. Это небольшая группа людей (20-30 чел.), оседлые охотники и собиратели. Половые отношения еще не регулировались. Зачатки религии и идеологических представлений. Имеет место погребальная процедура. Завершается возникновением первой общественно-экономической формации — первобытнообщинного строя. Основой первобытнообщинной формации является общественная коллективная собственность на орудия производства. Простейшие каменные орудия труда (каменные топоры, ножи, наконечники стрел, копья и т.п.), орудия из кости животных, деревянные стрелы и дротики позволили человеку выделиться из мира животных. Вместе с тем эти орудия обеспечивали низкую производительность труда. Их применение было эффективным лишь вследствие совместной деятельности людей. Все орудия находились в общем владении членов первобытного коллектива. Ячейкой такого коллектива являлся род, все члены которого были связаны кровнородственными связями. Из родовых общин образовались впоследствии племена и племенные союзы. Первобытный человек был крайне слаб перед лицом стихийных сил природы. Противостоять им люди могли лишь коллективно. Добытые в совместном труде продукты распределялись между всеми членами рода или племени. Таким образом, все элементы производственных отношений: собственность, непосредственный обмен деятельностью и распределение находились в соответствии с уровнем и характером развития производительных сил. Этим производственным отношениям соответствовала надстройка первобытнообщинной формации. Во главе рода и племени стояли вожди, отличавшиеся силой, опытом и мудростью. Власть была выборная. Иногда она передавалась по наследству от отца к сыну. Все члены общины принимали посильное участие в труде, собирании кореньев, охоте и т. д. Все взрослые физически здоровые мужчины одновременно были воинами. Поэтому никаких внутренних социальных противоречий между членами первобытного коллектива не было.


Их сознание формировалось в борьбе с суровой природой. Объяснение природных явлений, непонятных и грозных сил (гром, молния, зной, холод, наводнение и т. п.) принимало мифологическую форму. На основе подобного объяснения мира возникли различные формы ранней первобытной религии. Вместе с тем в общественное сознание входили простейшие нормы и правила обязательного для всех поведения. Это были зачатки первобытной нравственности и морали. Любые их нарушения строго преследовались. Возникло также первобытное искусство. До наших дней сохранилось немало образцов наскальной живописи и рисунков, изображавших эпизоды охоты, земледелия, боевые схватки, элементы религиозного культа и т. д.

Величайшим шагом вперед в развитии первобытной техники и всего производства явилось использование огня. С его помощью люди научились не только приготавливать пищу, но и обогревать жилье, изготавливать гончарные изделия, а затем выплавлять металлы и создавать железные и бронзовые орудия труда и оружие. Это привело к гигантскому скачку в развитии производительных сил. Одним из его следствий явилось быстрое расселение людей из областей их первоначального обитания в теплом тропическом поясе по всей поверхности земли, включая суровые и труднодоступные области.


Развитие производительных сил сопровождалось разделением труда. Появились племена, занимавшиеся по преимуществу охотой или собиранием растительной пищи. Произошло разделение скотоводческого и земледельческого труда. Выделились ремесла: оружейные, гончарные, сапожные и т. д. В результате этого между различными первобытными общинами возник обмен продуктами труда.


Около 6 тысяч лет назад развитие производительных сил первобытного общества поднялось на такой уровень, что люди впервые начали производить несколько больше продукции, чем необходимо было для удовлетворения их непосредственных потребностей в пище, одежде и жилье. Появилась возможность сохранять и накапливать эти излишки. Они сосредоточивались в руках родоплеменной знати. В результате сложились предпосылки для накопления богатств и возникновения имущественного неравенства. Избыточные средства производства можно было использовать для эксплуатации чужого труда, а это означало, что возникли зачатки новых производственных отношений, основанных уже не на коллективной, а на частной собственности. Начал складываться новый способ производства. Старая первобытнообщинная формация исчерпала свои возможности, и объективный ход истории подвел человечество к новым рубежам. Возникло деление на классы и классовое общество.

 

Древнейшие люди (архантропы). Все группы древнейших людей относятся к единственному виду прямоходящих людей (Homo erectns). В1891 г. голландский ученый Э. Дюбуа (1858—1940) нашел на острове Ява ископаемые останки древнейшего человека. Возраст этой находки — 1,9 млн.—600 тыс. лет. Э. Дюбуа назвал его питекантропом (греч. pithekos — "обезьяна" и anthropos — "человек", т. е. обезьяночеловек). Лоб питекантропа сильно покатый, сплошной костный валик над глазами выдается вперед, затылочная кость выдвинута назад.

Это были признаки, характерные только для человекообразных обезьян. Масса их мозга достигала 900 г, т. е. была значительно больше, чем у человекообразных обезьян. Обращают на себя внимание сходство строения бедренной кости питекантропа и человека, хождение на двух ногах. По некоторым признакам они походили на обезьян, а по другим — на человека, поэтому получили название "обезьяночеловек" (питекантроп). Позднее их останки были найдены в Китае, Германии, Венгрии, Северной и Южной Африке. Когда были найдены ископаемые останки питекантропа, об австралопитеке и человеке умелом ничего не было известно, поэтому питекантропы долгое время считались связующим существом между человекообразными обезьянами и человеком (рис. 55).

Сейчас питекантропов относят к архантропам (древнейшим людям), или к прямоходящим людям (Homo erectns). Несмотря на значительные внешние отличия, всех древнейших людей относят к одному виду. Архантропы жили на Земле примерно с 1 млн. до 500 тыс. лет назад. По месту находок ископаемых останков они получили названия "питекантроп" ("яванский человек"), "синантроп" ("китайский человек"), "гейдельбергский" человек. Древнейшие люди внешне походили на современного человека, по сравнению с австралопитеками и человеком умелым отличались большой массой мозга. Масса мозга достигала 750—900, иногда 1000—1100 г. Архантропы были довольно высокого роста, 165— 170 см, что еще больше доказывало их сходство с современным человеком. Однако они отличались мощными надбровными валиками, низким и покатым лбом, отсутствием подбородочного выступа. Челюсти у них крупные, лицевой отдел черепа хорошо развит, но мозговой отдел черепа был все еще мал. Следующая группа архантропов — синантропы ("китайский человек") — жила в Восточной Азии. Останки синантропов найдены в 1937 г. в пещере недалеко от Пекина. Одевались они в шкуры зверей, жили в пещерах, пользовались огнем и орудиями из камня. По многим признакам синантропы по сравнению с питекантропами больше походили на современных людей.

 

В 1907 г. близ города Гейдельберг в Германии найдены останки древнейшего человека. Ученые назвали его "гейдельбергским человеком" и отнесли к архантропам. В образе жизни архантропов произошли заметные изменения. Они в основном совместно охотились на крупных животных, умели пользоваться огнем. Совершенствовали орудия из камня. Умели изготавливать из камня режущие, рубящие, острые орудия. Одна из главных особенностей в истории развития архантропов — появление речи. Слово стало важнейшим средством общения между ними, так как лобные и височные доли головного мозга, связанные с речью, были развиты довольно хорошо.

Ископаемые останки архантропов в большом количестве найдены в Центральной и Северной Африке, Южной Европе, Передней Азии. Существует мнение, что с этих мест архантропы постепенно распространились в другие районы Европы и Азии.

На территории Казахстана было найдено множество останков жилищ древнейших людей, использованные ими каменные орудия, останки диких животных, на которых они охотились. Однако останков древнейших людей найдено не было. Это доказывают археологические исследования, проводившиеся в последнее время в Казахстане. Орудия каменного века впервые найдены в 1928 г. в Казахстане в районе пастбища Алтын Колат. Позднее подобные каменные орудия были найдены на территории аула Кызылту Жамбылской области.

В результате исследований ученые уточнили несколько районов распространения древнейших людей на территории Казахстана. К таким районам относятся Мангистау, Устюрт, Каратау в Южном Казахстане, мелкосопочник Кокшетау на севере и районы Нарын-Бухтармы, Иртыша. Основываясь на этих данных, казахстанские ученые Ж. Таймагамбетов и др. пришли к выводу, что 1 млн. лет назад на территории Казахстана жили древнейшие люди.

Архантропы жили в основном в пещерах и могли пользоваться огнем. Многие ученые поддерживают мнение о том, что современные люди произошли от групп архантропов, проживавших в Центральной и Северной Африке. Период появления людей, начиная с архантропов до современного человека, охватывает около 500 тыс. лет.

Основные направления в эволюции архантропов — это увеличение массы мозга, общественный образ жизни, совершенствование орудий труда и использование огня. Однако в эволюции архантропов основную роль сыграли биологические факторы, среди них — естественный отбор.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.