Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Историческое значение законов Хаммурапи заключается в признании института частной собственности в Месопотамии II тыс. до н. э



Безусловным является и тот факт, что Хаммурапи и его администрация стремились ограничить собственников в их деяниях. Централизованная администрация ограничивала частное предпринимательство, не давала ему развиваться и изменить социальную структуру общества. Запрещалось продажа наделов земли, пожалованных царем. С этих позиций строго рассматривались условия аренды и залога имущества. Ограничивались проявления кредита и ростовщичества. Долговой процент 'не должен был превышать 20—30%. Анализ Законов царя Хаммурапи и их оценка специалистами позволяют заключить: деспотии Месопотамии допускали существование на вторых ролях в стране частнособственнических отношений, но жестко ограничивали их.

Такая политика была направлена на закрепление роли государства в экономике, формирование традиционных устоев восточного общества и его социальной стабильности.

Законы Хаммурапи позволяют понять и социальную структуру Вавилонии. Основные социальные группы населения составляли: авилумы — полноправные вавилоняне; мушкенумы — ограниченные в правах жители; рабы — с правом на семью и хозяйство. Предоставление рабам права на ведение хозяйства в рамках семьи свидетельствует о том, что Вавилония в своей основе не была государством классического рабовладения. Основными производителями материальных благ оставались свободные люди: земледельцы-общинники и ремесленники.

Рассматривая особенности Законов Хаммурапи, следует отметить, что данный документ как образец экономической мысли Древнего Востока относится к структуре общества Месопотамии, которому присущи два основных характерных элемента — наличие самоуправляющихся сельских общин и централизованного государственного управления, «восточной деспотии», властвующей над этими общинами и взимающей с них налоги. Также упоминаются и государственные слуги, чья деятельность была необходима для эффективного функционирования все усложнявшейся социально-политической структуры общества Месопотамии.

Анализ Законов Хаммурапи показывает, что отношения связанные с частной собственностью в обществе Месопотамии не были главным элементом экономической и общественной системы. Для общества Месопотамии и экономического мышления Законов Хаммурапи было присуще стремление ограничить роль влияния крупного частного капитала и землевладения и поставить тех и других зависимости от централизованного контроля. По отношению к крестьянам, работавшим на государственной земле, именно государство создавало альтернативу частному землевладению и сделкам с землей.

Законы Хаммурапи относятся к той эпохе, когда в общественной структуре Месопотамии росло имущественное неравенство между мелкими и крупными землевладельцами, а также населением и крупными торговцами. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений способствовало разложению традиционных патриархально-клановых связей и привело к появлению богатых и бедных, имущих и малоимущих. Бедные общинники лишались имущества переходили в батраки, государственные наемники или продавались в рабство. Однако сформировавшееся государство Междуречья и его административный аппарат видели в разбогатевших частных собственниках земли и капитала социальных паразитов и предпринимали все, что от них зависело, чтобы уменьшить роль крупных частных землевладельцев и торговцев в общественной и экономической жизни Месопотамии и препятствовать их деятельности. Именно в таком контексте следует рассматривать значение Законов Хаммурапи и их вклад в экономическую мысль Древнего Востока.

Статьи в которых отражаются соц-эконом. Отношения:

Земледелие:Ст. 42-70-е этого документа относятся к сделкам с недвижимостью и определяют ответственность за преступления, относящиеся к недвижимому имуществу. Ст. 42-48 относятся к аренде целины и поля, ст. 60-65 относятся к аренде сада — арендная плата сада выше, чем поля, так как в ст. 49-52 рассматривается процедура залога земли. при залоге земли, урожай с этой земли принадлежит истинному владельцу заложенной земли, и тот должен только после продажи урожая отдать заимодавцу сумму заклада (ст. 49-50).

Торговля: Ст. с 70-х по 126 Законов относятся к различным торговым и коммерческим операциям, преимущественно к займам, залогам и передаче предметов на хранение. Ст. 99-107 относятся к регулированию совместных операций с деньгами, преимущественно, торговым операциям, когда одна сторона вкладывает капитал, а другая сторона выполняет поручение или торговую операцию. ст. 99-107 относятся именно к тем торговым операциям, в которые вовлекался частный капитал и которые проводились на основе частной инициативы. Тамкар вручает шамаллуму ― дословно «разносчик», торговый агент тамкара, вверенный капитал, который частный предприниматель должен вернуть с процентами (см. ст. 102).

Билет 8. Вавилонское царство при касситской династии.

Касситы — одна из групп горных племен Загроса — появились на границах Месопотамии вскоре после смерти Хаммурапи. Около 1742 г. до н. э. касситский вождь Гандаш вторгся в Вавилонию и присвоил себе пышную титулатуру «царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона», однако реального завоевания страны еще не произошло. И лишь разгром, учиненный хеттами, способствовал окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне. С 1595 г. до н. э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н. э.

В касситский период отмечается регулярное использование в военном деле и транспорте лошадей и мулов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плуга-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли. Но в целом в связи с уменьшением товарности хозяйства и сокращением притока рабов в экономике ощущается известный застой. Несколько увеличивается значение таких архаических форм общественных структур, как родовые объединения и большие семьи. Касситские роды контролировали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественных повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины. Вместе с тем интенсивно идет процесс обогащения касситской родовой знати и создания крупного частного землевладения, отделяемого от общинного, что закрепляется царскими указами, удостоверяющими право собственности того или иного аристократа на пожалованную землю и освобождение от повинностей и налогов. Эти указы высекаются на особых межевых камнях — «кудурру».

Касситы восприняли высокую вавилонскую культуру, отождествляли касситских богов с вавилонскими, покровительствовали традиционным культам месопотамской религии.

Централизация при касситах несколько ослабла, так как известной самостоятельностью пользовались главы касситских родов, управлявшие отдельными областями Вавилонии. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сиппар), не только освобожденные от всех налогов и повинностей, но даже имевшие свои собственные воинские контингенты. Снабженная иммунитетными грамотами касситская знать, со временем слившаяся с местной, вавилонской, и крупнейшие вавилонские храмы, из которых особое место принадлежало ниппурскому храму Энлиля, также располагали известным политическим влиянием.

Внешняя политика касситских царей не отличалась большим размахом. Хотя они по традиции именовали себя «царями четырех стран света», владели они лишь Вавилонией, «страной Кашшу» — собственно касситской территорией в горах Загроса — и, возможно страной Гутиум (областью кутиев) в Иране. Мощные военные державы — Египет, Митанни, Хеттское царство — вели жестокую борьбу за гегемонию, а касситский Вавилон был лишь одной из второстепенных фигур на военно-политической арене. В надписях египетских фараонов сообщается, что Вавилония признавала могущество Египетской державы, выражала почтение и приносила дары ее царям. Во второй половине XV в. до н. э. между Египтом и Вавилонией установились стабильные мирные отношения, постоянно курсировали послы, ходили торговые караваны. Касситские цари обычно посылали в дар египетским фараонам упряжки лошадей и колесницы, сосуды из бронзы, ценные сорта масла, изделия из лазурита и др. В качестве ответных даров они получали золото, великолепную мебель из ценных сортов дерева, украшенную золотом и слоновой костью, ювелирные изделия. Для упрочения отношений касситские цари выдавали своих дочерей за египетских фараонов, но на аналогичную просьбу получили отказ на том основании, что египетских царевен не выдают замуж за пределы страны. По письмам из Телль-Амарнского архива можно предположить, что между Египтом и Вавилонией заключались и возобновлялись договоры о «дружбе» и «братстве», включавшие пункты о взаимопомощи. При временном ослаблении Египта вавилонское правительство становится более требовательным. В тоне писем звучит недовольство. Особенно недоволен был Вавилон приемом в Египте ассирийского посольства, ибо считал Ассирию зависимым от себя государством. После разрыва с Египтом касситские цари ориентируются на враждебные ему Митанни и Хеттское царство. Вавилон поддерживает притязания Митанни на земли Восточносредиземноморского побережья. Однако сравнительно слабый касситский Вавилон не пользуется влиянием у могущественных держав. Усиливается Ассирия, в XIII в. до н. э. она наносит касситскому Вавилону ряд ощутимых ударов. Хетты, ведущие ожесточенные войны со своим сильным соперником — Египтом, практически не оказывают поддержки своему младшему союзнику. В борьбе с Ассирией, Эламом и местными правителями закончила в середине XII в. до н. э. свое существование касситская династия. Касситы к этому времени совершенно ассимилировались с вавилонянами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.