1. Гигиеническое значение определения параметров воздуха в помещении (температура, влажность, барометрическое давление). Гигиеническое определение условий воздухообмена и вентиляции в лечебно-профилактических учреждениях. Исследование естественной и искусственной освещенности в ЛПУ. Комплексная физиологическая оценка микроклиматических условий в ЛПУ. Семинар по теме: «Микроклимат и освещение ЛПУ» - 14 ч.
2. Гигиеническая оценка питьевой воды и источников водоснабжения. Методы улучшения качества питьевой воды. Семинар по теме: «Гигиена воды» 4 ч
3. Изучение адекватности индивидуального питания и расчет суточных энерготрат. Гигиеническая оценка адекватности индивидуального питания (определение химического состава и калорийности суточного рациона питания). Врачебно-санитарный контроль за доброкачественностью продуктов питания. Пищевые отравления и их профилактика. Семинар по теме «Гигиена питания» 18ч.
ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
1. Гигиена больниц. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию лечебно-профилактических учреждений. Оценка условий пребывания больных, лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях (работа на объекте, оформление акта обследования и протокола). Семинар по разделу «Гигиена лечебно-профилактических учреждений» - 2 ч.
2. Гигиена детей и подростков. Методы оценки физического развития детей, подростков, студентов, Закаливание детей и подростков. Профилактика УФ - недостаточности. Гигиена учебных занятий - 2 ч.
3. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима дня и условий пребывания детей в детских (детский сад) и подростковых (школа) учреждениях (посещение объекта и оформление протокола). Участие в проведении периодических мед. осмотров детей и подростков (в детской поликлинике, подростковом кабинете, школе). Семинар по разделу «Гигиена детей и подростков» - 4 ч.
4. Гигиена труда. Гигиеническая оценка производственной пыли. Методы исследования. Профессиональные болезни и их профилактика. Гигиеническая оценка шума и вибрации. Методы исследования. Шумовая и вибрационная болезнь. Профилактика - 2 ч.
5. Знакомство с организацией и проведением периодических медицинских осмотров (посещение объекта) и оформление протокола. Составление плана оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по улучшению условий труда на промышленном предприятии с использование материалов Регионального управления №8 ФМБА РФ. Семинар по разделу «Гигиена труда» - 4 ч.
6. Военная гигиена. Силы и средства медицинской службы гражданской обороны (МСГО): отряд первой медицинской помощи (ОПМ), сеть наблюдения лабораторного контроля (СНЛК), группа эпидразведки (ГЭР), эпидемиологическая бригада (ЭБ), радиологическая бригада (РБ), санитарные посты (СП). Гигиена полевого питания. Гигиена полевого водоснабжения - 4 ч.
3. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
1. Минх А.А. Справочник по санитарно-гигиеническим исследованиям. – М.,1982. – 584 с.
2. Минх А.А. Общая гигиена. – М.: Медицина, 1984. – 480 с.
3. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. – М., 1985. – 432 с.
4. Горшкова А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. – М.: Медицина, 1987. – 416 с.
5. Пивоваров Ю.П. Руководствок лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М., 1998. – 311 с.
6. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека (Курс лекций). – М., 1999. – 232 с.
7. Румянцев Г.И. Гигиена. – М.: Гоэтар Медицина, 2000. – 608 с.
8. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М., 2001. – 382 с.
9. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда: Уч. пособие / Под ред. В.Ф. Кириллова. – 2-е изд., М.: Медицина, 2001. – 400 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
1. Габович Р.Д., Припутина Л.С.. Гигиеническиеосновы охраны продуктов питания от вредных химических веществ. – Киев, 1987.
2. Воронин Н.М.. Основы медицинской и биологической климатологии. – М., 1981.
3. Петровский Н.С., Ванханен В.Д.. Гигиена питания. – М., 1982.
4. Никберг И.И., Ревуцкий Е.Л., Сакали Л.И.. Гелиометеотропные реакции человека. – Киев, 1986.
5. Сидоренко Г.И.. Гигиена окружающей среды. – М., 1987.
6. Руководство по контролю качества питьевой воды. – М.: Медицина, 1986, т. 1. – М.: Медицина, 1987, т.2.
7. Материалы для подготовки к квалификационному экзамену по медико-профилактическим специальностям / Под ред В.Г.Мймулова.-СПб., СПбГМА, 2001.- 358с.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ:
Предмет и содержание гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиены в деятельности лечащего врача. Понятие о первичной и вторичной профилактике заболеваний. Связь и взаимодействие профилактической и лечебной медицины, методы гигиенических исследований, санитарно-статистического и эпидемиологического анализа.
Структура, виды деятельности и задачисанитарной службы ФМБА России с 2006 года: структура Региональных управлений, структура Центров гигиены и эпидемиологии. Санитарное законодательство. Понятие о предупредительном и текущем санитарном надзоре.
История становления и развития гигиены. Эмпирический период в истории гигиены. Гигиена в античном мире (Гиппократ), раннем средневековье и в эпоху Возрождения. Формирование и развитие экспериментально-научной гигиены (М.Петтенкофер). Основоположники отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман и др.). Основоположники отечественной медицины: М.Я. Мудров, Н.И.Пирогов, С.П.Боткин, Г.А.Захарьин, А.А.Остроумов, Н.А.Семашко, З.П.Соловьев, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, А.Н.Марзеев, Н.К.Игнатов, Ф.Г.Кротков, А.А.Минх и др. - активные сторонники профилактического направления в медицине.
Проблемы гигиены в условиях научно-технического прогресса.