Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мула-бандха как составная часть йогической практики



 

Очень важно, чтобы человек, занимающийся йогой, воспринимал мула-бандху в комплексе с другими йогически-ми практиками. По традиции вместе с мула-бандхой ученик осваивает следующие аспекты техники и практики:

 

1. Яма — общественные нормы и правила, обряды и обычаи.

 

2. Нияма — самодисциплина, самоограничение.

 

3. Шаткарма — очистительные техники.

 

4. Асана — различные позы.

 

5. Пранаяма — дыхательные упражнения.

 

6. Уддияна-бандха — напряжение мышц живота.

 

7. Ашвини-мудра — сокращение ануса.

 

8. Мула-бандха — сокращение промежности/шейки.

 

9. Ваджроли-мудра — сокращение передних отделов промежности.

 

Чтобы быть достойным обучаться у гуру, по традиции ученик должен отвечать определенным требованиям. Эти требования называются «яма» и «нияма». В «Йога-сутрах» Патанджали перечисляет следующие аспекты ямы и ниямы:

 

Яма. Ненасилие, честность, истинность, отказ от чувственных удовольствий и отказ от собственности — вот пять самоограничений.

 

Нияма. Чистоплотность, непритязательность, аскетизм, стремление познать себя и посвятить себя Богу — вот пять обязательных обетов.

 

Яма уравновешивает взаимоотношения человека с обществом, а нияма гармонизирует его чувства. Совместное действие ямы и ниямы заключалось в том, чтобы уменьшить трения между внешними поступками и внутренними убеж­дениями человека. Пройдя этот этап (что обычно занимало несколько лет), ученик допускался к изучению шаткарм. В Гхеранд-самхите написано :«Дхаути, басти, нети, лаулики (наули), тратака и капалбхати — вот шесть крий, известных как шаткармы».

 

(Гхеранд-самхита, 1:12)

Шаткармы — это очистительные техники. К дли­тельному путешествию следует надлежащим образом под­готовиться, чтобы оно увенчалось успехом. Но, даже если человек выполнит все необходимые приготовления, но не подготовится к путешествию физически и морально, то путешествие необходимо отложить, ибо оно закончится неудачей. Так и на пути духовном: тело и ум следует подготовить. Это достигается с помощью шаткарм.

 

Шаткармы очищают и оздоровляют тело, делают его крепким и сильным, что необходимо на духовном пути длиною в жизнь.

 

Когда тело очищено, его следует укрепить и сбалан­сировать. Эта цель достигается с помощью практики йогасан. В Гхеранд-самхите сказано: «Асан столько, сколько живых существ в этом мире. Господь Шива сказал, что всего существует 84 лакха (8.400.000) асан, но среди них лишь восемьдесят четыре асаны важны для добра и благоденствия человека».

 

(Гхеранд-самхита, 2:1—2)

 

Научившись находиться в асанах достаточно долгое время, ученик может приступить к освоению пранаям (дыхательных упражнений). Здесь, возможно, ученика ждет первое постижение более тонких аспектов йоги. Шаткармы и асаны очистили физическое тело, а пранаяма очищает праническое тело.

 

ВХатха-йога-прадипике сказано: «Когда вычистишь грязь из нади (пранические каналы), сможешь задерживать воздух столько, сколько пожелаешь, аппетит твой улучшится, проснется божественный звук и тело станет здоровым».

 

(Хатха-йога-прадипика, 2:1).

 

Наверное, самым важным эффектом очищение нади является то, что йогин обретает возможность накапливать и сохранять прану. Сохранение праны жизненно важно для духовной садханы. Традиционные практики развивали и расширяли эту способность.На следующем этапе ученик знакомился с концепцией бандх и изучал уддияна-бандху — основу для дальнейшей работы.

 

«Уддияна (означает взлетать, парить) получила свое название потому, что связанная с нею прана великой птицы (дыхание) парит, не зная усталости. Об этом написано далее. Живот выше пупка прижимается к позвоночнику. Уддияна-бандха подобна льву, который побеждает слона смерти. Ее легко освоить, если осваивать под руководством гуру. Уддияна возвращает старикам молодость. Области выше и ниже пупка следует прижать к позвоночнику. Занимаясь уддияной полгода, человек несомненно может одолеть смерть. Уддияна — одна из лучших бандх, ибо усердное ее выпол­нение ведет к спонтанному освобождению.»

 

(Хатха-йога-прадипика, 3:549)

 

Рекомендуется прежде освоить уддияна-бандху , так как при полном и сильном сокращении мышц живота (на выдохе) зачастую происходит непроизвольное сокращение мышц промежности. Но, даже если это и не происходит, то потом освоить мула-бандху значительно проще.

 

После уддияны ученик осваивает ашвини-мудру. Это также служит подготовкой к мощному эффекту мула-бандхи. Затем, практикуя мула-бандху, ученик познает могуществен­ную силу кундалини. Для этого ему следует тщательно изу­чить нижние отделы таза. Ашвини-мудра помогает ученику медленно приблизиться к порогу духовного перерождения.

Глава 10

 

 

Мула-бандха-садхана

 

Техника выполнения мула-бандхи достаточно проста. В этом разделе вы найдете краткие, четкие и понятные инструкции. Мула-бандха может также быть составной частью многих йогических техник. В данную книгу мы включили лишь те упражнения, которые напрямую относятся к освоению мула-бандхи как отдельной и необычайно мощной техники. Сложность овладения этой бандхой заключается лишь в том, чтобы правильно отыскать место расположения муладхара-чакры. Поэтому мы решили включить в книгу некоторые подготовительные упражнения, которые помогут вам сосредоточить внимание на этой чакре.

 

Некоторые более сложные техники, направленные на пробуждение муладхары, также служат расширению сознания и контроля и несомненно помогут при выполнении мула-бандхи. Эти техники придадут основному упражнению некоторые дополнительные возмож­ности. Они тоже приведены здесь, чтобы практикующий смог довести свое владение этой садханой до пределов совершенства.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.