Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уровень подвижности нервных процессов



Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

Уравновешенность по силе

Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:

Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.

Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.

Причем если значение дроби меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Если значение больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

Рекомендации к оформлению:

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 8-9);

2. Подсчитайте показатели по шкалам сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов, соотнесите получившиеся баллы с «нормой»;

3. Вычислите показатель уравновешенности по силе;

4. Произведите интерпретацию полученных данных (обращайте внимание на высокие и низкие значения);

5. Напишите заключение, сделайте вывод о типе темперамента.


Методика наблюдения

Инструкция

Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – Наименьшая интенсивность (полное отсутствие).

Цифра 5 – Самая высокая интенсивность данного свойства

Цифра 3 – Средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Стимульный материал

Вопрос Вариант, равный 1 баллу Вариант, равный 5-и баллам Ответ
____1__________________________2_______________________3_______________________4_______________________5  
Способен ли учиться длительное время без перерывов (например, в течение нескольких часов)? Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки. Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления.  
Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.  
Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует. При неудачах еще больше мобилизуется, не проявляет нервозности.  
Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия  
Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и прочее мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.  
Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.  
Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии начальства? В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных посещений Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.  
Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач. Контрольные работы иди экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их ведет себя как обычно, не нервничает.  
Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит легкие, не слишком захватывающие задания. Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий.  
Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? Легко травмируется под влиянием вильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. Тяжелые жизненные ситуации (болезни, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя  
    ____1__________________________2_______________________3_________________________4_____________________5      

Бланк ответов

№ вопроса Ответ испытуемого № вопроса Ответ испытуемого
   
   
   
   
   

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.