Критерии и механизм оценивания деятельности методического объединения классных руководителей разрабатывается методическим объединением классных руководителей совместно с научно-методическим (методическим) советом и утверждаются Педагогическим советом образовательного учреждения.
В педагогической литературе рассматривается несколько подходов к оцениванию методической деятельности. Например, М. М. Поташник, Н. А. Кузнецов, Д. Е. Яковлева предлагают оценивать эффективность осуществления функций методического объединения только в связи с изменениями, динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в учреждении, в частности воспитанности и развития детей.
Критерии формулируют следующим образом:
1. Критерий результативности. Цель можно считать достигнутой, если результат образования, воспитания и развития детей, занимающихся в учреждении, растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка.
2. Критерий рационального использования времени, рост мастерства педа8ога происходит при разумных затратах времени.
3. Критерий удовлетворенности педагогов своим трудом, можно считать достигнутым, если в учреждении создается творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при котором усиливается мотивация творческого труда педагогов.
4. Критерий взаимосвязи методической работы внутри учреждений с государственной системой повышения квалификации педагогических кадров.
Возможно эффективность осуществления функций методического объединения классных руководителей оценивать и с точки зрения развития слагаемых профессионально-педагогической подготовки и деятельности педагогов на основании двух групп критериев:
А. Критерии отражающие уровень, которого достигают классные руководителив своем профессиональном развитии:
· уровень знаний по: педагогической и возрастной детской психологии, социальной психологии;
· уровень знаний теоретических основ воспитания, технологий организации воспитательного процесса;
· уровень организаторских умений и навыков;
· уровень коммуникативных способностей;
· уровень общей культуры и гражданской зрелости педагога.
Б. Критерии позволяющие оценить реализацию управленческих функцийклассного руководителя:
· организация воспитательной работы с обучающимися (наличие и ведение установленной для классного руководителя документации; наличие и уровень зрелости классного коллектива, общий психологический климат в классе, рост общей культуры (воспитанности) учащихся класса;
· взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся;
· активность позиции классного руководителя.
Методические объединения могут эффективно выполнять вышеуказанные функции, если их работа будет не формализована, объединение будет поддерживать тесную связь с исследовательскими педагогическими коллективами.
2.Рекомендации по составлению плана работы классного руководителя
Всем известно, что в плане работы классного руководителя определяется перечень дел с группой или с отдельными учениками, а также с учителями класса, родителями, внешкольными учреждениями и организациями на определенный период времени (от четверти до года).
Приступая к составлению плана, надо учитывать различные источники планирования. К ним относятся:
· Законы РФ «Об образовании в РФ», «О защите прав ребенка» … и нормативно-правовые акты, регулирующие учебно-воспитательный процесс;
• документы органов управления;
• методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы;
Образовательная программа
Программа развития школьников
Программа воспитания и социализации школьников
• план учебно-воспитательной работы школы;
• данные диагностики учащихся;
• рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников;
• текущие и ожидаемые события в вашем городе (селе).
На основе изучения ситуации классный руководитель может, к примеру, решить, что надо включить в план мероприятия школы и соседних внешкольных учреждений. Он намечает организацию какой-либо деятельности учеников, связанную с датами календаря и текущими событиями, как традиционными, так и относительно новыми (начало учебных занятий, праздник урожая, встреча Нового года, проводы зимы и многое др.). Он включает в план мероприятия, рекомендуемые учителями, работающими в классе, например, экскурсии или беседы. Чтобы учесть мнение родителей, педагогу целесообразно встретиться хотя бы с некоторыми из них.
Рекомендуемые мероприятия Упро г. Нижний Тагил:
· День пожилого человека;
· День матери;
· День героя России
· День защитника Отечества;
· День защиты детей.
В системе воспитательной работы города:
· Профилактика дорожно-транспортного травматизма
· Профилактика ЧС
· Организация работы общественной организации «ЮНТА», городской игры «Я-тагильчанин».
Желательно привлекать учеников к составлению плана, помня при этом, что для них это — планирование собственной жизни. Однако существует опасность, что они предложат проведение только дискотек, игр и других форм отдыха. Учитель должен идти им навстречу и вместе с тем помнить о своей задаче — обеспечивать рост, развитие учеников. Кто-то из известных педагогов сказал, что если дети хотят изучать ирокезский язык, начните с этого. Действительно, можно «начинать игру на их территории», постепенно организуя педагогически более целесообразно деятельность. А можно пойти и по пути, предложенному А. С. Макаренко: он рекомендовал педагогам делать то, что им самим интересно, и этим увлекать школьников.
Когда вы будете составлять план, учтите также требования, которым он должен соответствовать и по которым вы можете оценить, насколько хорошим он у вас получился. Вот их необходимый минимум:
• соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам в воспитании школьников;
• соответствие возрастному уровню, возможностям и интересам учеников;
• разнообразие и адекватность методов и форм работы;
• посильность, реальность его выполнения для вас и для учеников.
В методической практике выделены такие виды планов: перспективный, недельный, на один день, план воспитательного мероприятия.
Перспективный план — это как раз тот, о котором мы и говорим. В принципе его состав и структуру может определять сам педагог. Однако методисты рекомендуют внести следующие разделы в план работы классного руководителя:
1) общая и психолого-педагогическая характеристика класса;
2) план-сетка на четверть или полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела класса;
3) работа с учителями и родителями;
4) индивидуальная работа с отдельными учениками.
Думается, что план вместе с характеристикой, да еще и с анализом работы, как это требуют некоторые руководители, — это уже комплекс документов. Поэтому имеет смысл заполнить предлагаемую ниже диагностическую карту (см. табл. 5): она компактна, информативна, позволяет производить неоднократный анализ данных, дополнять их другими конкретными сведениями, полученными разными методами.
Таблица 5
Содержание
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Нравственное воспитание
(образ жизни)
Умственное воспитание (учение)
Физическое воспитание (здоровье)
Диагностическая карта
В плане работы (это может быть тонкая тетрадь) следует записать две-три приоритетные задачи на период планирования и сделать план-сетку по предложенной ниже форме (табл. 6).
Таблица 6
Содержание, методы, формы работы
Сроки выполнения
Исполнители
Отметка о выполнении
Для составления плана может быть использована и другая форма (табл. 7).
Таблица 7
Направления
Коллективная работа
Индивидуальная работа
Работа
с учителями
Работа с родителями
Внешние
Учение
Общение
Образ жизни
Здоровье
Досуг
Выбирая ту или иную форму плана, надо стремиться к простоте, ясности и меньшим затратам труда. Приведем еще один пример. Предположим, вы работаете в 5-м или 6-м классе. Вы выявили следующие проблемы в воспитании учеников своего класса: отсутствие интереса к учению, низкая культура общения школьников друг с другом и со взрослыми. Ваш план на первую четверть может быть примерно таким (табл. 8).
Таблица 8
Сроки
Содержание работы
Примечания
1–2 сентября
День знаний
По плану школы
4–9 сентября
Организационное классное собрание. Организационное собрание родителей
Индивидуальные беседы с учениками, родителями
11–16 сентября
Беседа «Как лучше учиться». Консультации с учителями
Предварительно получить диагностические данные
18–23 сентября
Поездка-поход в лес, к историческому памятнику
Индивидуальные беседы
25–30 сентября
День школы и учителя — праздник
По плану школы
2–7 октября
«Как ценить и уважать себя» (занятие из цикла «Навыки общения»)
Предварительно получить данные диагностики
9–14 октября
«Октябрь уж наступил». Вечер-праздник
16–21 октября
Беседы с учителями об успеваемости. Уборка школы. Беседа о правилах безопасности на каникулах
Индивидуальные встречи с учениками, родителями
Недельные планы и планы одного дня могут составляться в произвольной форме в дневнике классного руководителя (толстой тетради), где должно быть выделено место для всех планов и ежедневных записей. В той же тетради следует отвести по 2–3 страницы, посвященные каждому ученику, для того, чтобы вносить туда записи о поступках и различных фактах из школьной жизни, по которым можно судить о развитии школьника и строить на основании этих наблюдений индивидуальную работу. Систематические наблюдения и их анализ за длительный период позволят увидеть то, что трудно обнаружить без записей.
План отдельного воспитательного мероприятия — это по сути дела конспект, в котором должны быть отражены его задачи, содержание, ход подготовки и проведения. Такие конспекты особенно важно продумывать начинающим учителям, хотя и для опытного учителя жизнь всегда даст новые темы, которые потребуют чтения, освоения нового и записей. Коллективные же дела (праздники, вечера и пр.) требуют плана, который уместней назвать сценарием, его надо тоже писать.
Методисты выделяют определенные виды внеурочной деятельности, возможные в школе, а именно: познавательную, ценностно-ориентационную, общественную, эстетическую, досуговую. Целесообразно отразить в плане все эти виды деятельности. Но при этом важно не перегружать план.
Ежемесячно имеет смысл проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме) и одно коллективное дело. Остальное время следует отводить на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и на массу текущих дел, которых всегда так много в школе.
Таблица 9
Программа занятий с родителями
Содержание
Дата
Ответственные
Родительская конференция. Анализ прошедшего учебного года. План работы на следующий учебный год. Совет школы. Планирование работы с родителями.
Сентябрь
Анкетирование.
Изучение семьи, в которой воспитывается ребенок Каким вы видите своего ребенка после окончания школы (социальный заказ).