Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Первые художественные работы



 

Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу.

В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Один из них Ломоносов поднес Сенату. Работая со своими учениками, Ломоносов не идет проторенными путями. Он развивает и совершенствует мозаичное искусство, ставит перед ним новые художественные задачи, улучшает и значительно ускоряет технику набора мозаичных картин. Он хочет ввести это монументальное искусство в государственный обиход, мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, ратные подвиги и исторические деяния русского народа. Ломоносов считает особенно важным, что «финифти, мозаики в век хранят Геройских бодрость лиц» и «ветхой древности грызение не боятся»

 

Фабрика в Усть-Рудице


Ломоносов много раз обращался к правительству с предложениями организовать производство смальт и мозаик, художественных и бытовых вещей из цветного стекла. Но правители оставались глухи к призывам учёного. И тогда Ломоносов решил сам наладить это производство. С этой целью он попросил выделить ему участок недалеко от Петербурга, где "есть глина, песок и дрова".

Ближайший сподвижник Петра 1 Александр Данилович Меньшиков заложил в 44 километрах от столицы на южном берегу Финского залива загородный дворец. Вскоре возле дворца образовалась слобода. Дворец со слободой стал ядром будущего города, получившего название Ораниенбаум (в переводе на русский - померанцевое дерево). Если до него тракт пролегал широкий и удобный, то на запад путевых удобств не было. Здесь, на низине, в глухом бездорожном краю лесов и болот, и было место, отведённое Ломоносову для строительства фабрики по производству мозаичных стёкол. Место для фабрики было выбрано очень удачно — на слиянии двух небольших рек: Рудицы и Коваши. Рудицы имела быстрое течение, и это использовалось для механизации производства. Здесь были возведены плотина, каменная дамба, шлюзы и ворота, а затем построена водяная мельница.

Быстр, решителен, неутомимо деятелен Ломоносов был всегда. Однако на сей раз он превзошёл себя. 6 мая 1753 года Ломоносов присутствует на закладке фабрики в Усть-Рудице, задуманной и спроектированной лично её владельцем в самые кратчайшие сроки. О темпах возведения фабрики красноречиво говорит тот факт, что уже в феврале следующего, 1754 года она начала выдавать продукцию. Создавая Усть-Рудицкую фабрику, Ломоносов стремился избавить Россию от ввоза дорогостоящих изделий из художественного стекла - бисера, стекляруса, запонок и других.

Беспрерывно экспериментируя, Ломоносов всё более расширял ассортимент изделий производившихся в Усть-Рудице. Цветовая палитра этих изделий была практически неисчерпаемой. Неустанные поиски привели к тому, что уже к 1758 году на фабрике производили мозаичные образа, делали кружки, стаканы, подносы, графины, штофы, нюхательницы, чернильницы с песочницами, чашки. А ещё через шесть лет к ним прибавились литые столовые доски, цветники, подвески, пуговицы, табакерки и прочее.
Создавая новую для того времени область промышленности, Ломоносов показал себя не только опытным химиком-экспериментатором и организатором, но и талантливым конструктором станков и приспособлений для стекольного производства.
Ломоносову пришлось не только заниматься строительством фабрики и её оснащением, но и заботиться о подготовке специалистов. Крестьяне, которые были приписаны к фабрике, совсем не знали производства, а отсутствие опытных мастеров тормозило развёртывание работ.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.