Анализ финансового состояния предприятия включает следующие этапы:
1. Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период.
2. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
3. Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса.
Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах. В структуре стоимости имущества отражается специфика деятельности каждого предприятия. Разумеется, нельзя сравнивать структуру, например, на металлургическом заводе и в торговой организации. Но анализ динамики ее на протяжении какого-то периода на одном и том же предприятии необходим.
Структура стоимости имущества
Показатели
2012 г.
2013г.
2014г.
2014г. в % к 2012г.
2014г. в % к 2012г.
Руб.
в % к стоимости имущества
Руб.
в % к стоимости имущества
Руб.
в % к стоимости имущества
1. Всего имущества
149,0
128,6
в том числе
2.Основные средства и внеоборотные активы
34,3
24,4
71,0
308,3
374,0
3.Оборотные средства
65,7
75,6
29,0
65,6
49,2
Из них:
3.1.Материальные оборотные средства
0,7
1,2
1,5
334,6
168,2
3.2.Денежные средства и краткосрочные вложения
33,5
28,0
2,6
11,4
11,8
3.3. Средства в расчетах
48,92
40,2
12,6
38,4
40,3
У предприятия произошло изменение структуры стоимости имущества. В 2012 году внеоборотные активы составляли 34,3%, в 2013 году они уже составляли 24,4%, в 2014 году доля увеличилась до 71%. Соответственно изменялась и доля оборотных активов. Видно, что в 2013 г. они уменьшились, а в 2014 г. снова увеличились. Соотношение внеоборотных и текущих активов свидетельствует об отрицательном сдвиге в структуре - имущество стало менее мобильным.
В структуре оборотных активов произошли некоторые изменения: в 2014 году по сравнению с 20013 годом сумма материальных оборотных средств снизилась почти в 1,5 раза, а по отношение 2012 г. к 2013 г. по сумме материальных оборотных средств увеличились в 0,7 раз; денежные средства снизились с 99865 тыс. руб. в 2012 году до 96864 тыс. руб. в 2013 году и до 11410 тыс. руб. в 2014 году, дебиторская задолженность в 2014 году составляла 56034 тыс. руб., что ниже уровня прошлого года на 82091 тыс. руб., но при этом в 2012 году данная статья содержит 145854 тыс. руб.
Сама по себе структура имущества и даже ее динамика не дает ответ на вопрос, насколько выгодно для инвестора вложение денег в данное предприятие, а лишь оценивает состояние активов и наличие средств для погашения долгов.
При анализе структуры имущества предприятий отмечается значительный прирост оборотных средств в имуществе. Благодаря этому приросту повышается уровень мобильности имущества, т.е. один из важнейших показателей финансового состояния. Но, если преимущественно за счет заемных источников, т.е. кредитов, займов и кредиторской задолженности, то в последующие периоды этих источников может не быть, по крайней мере, в прежних размерах. В этом случае повышение мобильности имущества имеет нестабильный характер. И наоборот, если главным источником прироста явились собственные средства предприятия, значит, высокая мобильность имущества не случайна и должна рассматриваться как постоянный финансовый показатель данного предприятия.
Из заемных источников прирост оборотных средств анализируемого предприятия обеспечивался лишь кредиторской задолженностью, а задолженность по кредитам отсутствовала.
Собственные источники формируют и прирост основных средств и других внеоборотных активов. Если на предприятии одновременно с увеличением оборотных средств повышались суммы статей отраженных в разделе 1 актива балансов, часть источников собственных средств была направлена на эти цели, т.е. отвлечена от прироста оборотных средств. Прочие пассивы выделены как источник прироста оборотных средств, т.к. они отражены не в 1, а в 3 разделе пассива балансов.
Наряду с анализом структуры активов, для оценки финансового состояния необходим анализ структуры пассивов, т.е. источников собственных и заемных средств, вложенных в имущество. При этом важно, куда вкладываются собственные и заемные средства - в основные средства и другие внеоборотные активы или в мобильные оборотные средства. Хотя с финансовой точки зрения повышение доли оборотных средств в имуществе всегда благоприятно для предприятия, это не означает, что все источники должны направляться на рост оборотных средств.
Показатели таблицы свидетельствуют, заемные средства предприятия состоят практически из одной кредиторской задолженности, доля которой в источниках средств достаточно высока и, хотя и незначительно, выросла за полугодие, см. табл. Собственные и заемные средства, вложенные в имущество.
Анализ источников формирования имущества показал, что в 2014 году предприятие имеет достаточно собственного капитала (117099 тыс. руб., что выше прошлого года на 32122 тыс. руб.).
Наблюдается увеличение заемного капитала с 260597 тыс. руб. в 2013 году до 327288 тыс. руб. в 2014 году. В 2014 году в структуре заемного капитала наибольший удельный вес занимают долгосрочные обязательства 45%. Кредиторская задолженность в 2013 году составляла 68,7%, в 2014 году 28,1%. Краткосрочные кредиты составляют в 2014 году всего 0,4%.
Собственные и заемные средства, вложенные в имущество
Показатели
2012 г.
2013г.
2014г.
2014г в % к 2012г
2014г в % к 2012г
Руб.
в % к ст-сти имущества
Руб.
в % к стоимости имущества
Руб.
в % к ст-сти имущества
1.Всего имущества
149,0
128,6
в т.ч.
2.Собственные средства
25,43
24,6
26,3
154,4
109,1
3.Заемные средства
из них:
222 330
74,57
75,4
73,6
147,2
143,0
3.1.Долгосрочные займы
-
-
-
-
45,0
-
-
3.2.Краткосрочные займы
7,23
7,0
0,4
8,83
8,2
3.3.Кредиторская задолженность
69,02
68,7
28,1
60,85
28,2
Эффективность заемных средств в 2013 году составляла 11% (28979 / 260597), а в 2014 году 7,4% (24411 / 327288), что означает, что в 2014 году на 1 рубль заемных средств приходится 7,4 копеек прибыли, что ниже уровня в 2013 году на 3,6 копеек и свидетельствует о снижении эффективности заемного капитала. Эффективность собственных средств также снизилась с 34% в 2013 году до 20% в 2014 году.
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что предприятие недостаточно привлекательно с точки зрения инвесторов. Однако давать однозначного ответа можно только на основе проведения всестороннего глубокого финансового анализа.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы: А1- наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочное финансовые вложения, А2 - быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность и прочие активы, А3 – медленно реализуемые активы – запасы (без расходов будущих периодов), а также статьи из раздела 1 актива баланса "Долгосрочно финансовые вложения" (уменьшенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий), А4 – труднореализуемые активы – итог раздела 1 актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.
Пассивы баланса группируются по степи срочности их оплаты:
П1 – наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные срок;
П2 – краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства;
П3 – долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства;
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место следующие соотношения (см. табл. Данные для оценки ликвидности баланса)
Данные для оценки ликвидности баланса
Активы
Сумма, тыс. руб.
Пассивы
Сумма, тыс. руб.
2012 г.
2013г
2014г
2012 г.
2013г
2014г
А1
П1
А2
П2
А3
П3
-
-
А4
П4
Сопоставление итогов А1 и П1 отражает соотношение текущих платежей и поступлений. На анализируемом предприятии это соотношение не удовлетворяет условию абсолютно ликвидного баланса, что свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации будет трудно поправить свою абсолютную платежеспособность. Причём, за отчётный год возрос платёжный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных. В начале анализируемого года соотношение А1 и П1 было 0,4 : 1 , а на конец года 0,09 : 1.
Оценка ликвидности баланса
Абсолютно
ликвидный баланс
Соотношение активов и пассивов баланса
2012г
2013г
2014г
А1іП1;
А2і П2;
А3 іП3;
А4 ЈП4.
А1<П1;
А2>П2;
А3 >П3;
А4 >П4.
А1<П1;
А2>П2;
А3 >П3;
А4< П4.
А1< П1;
А2 > П2;
А3 < П3;
А4 >П4.
Хотя теоретически значение данного соотношения должно быть 0,2:1. Таким образом, в конце года предприятие могло оплатить абсолютно ликвидными средствами 9% своих краткосрочных обязательств, что свидетельствует о некотором недостатке абсолютно ликвидных средств.
Сравнение итогов А2 и П2 показывает тенденцию изменения текущей ликвидности в недалёком будущем. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени.
Второе неравенство соответствует условию ликвидности баланса (А2>П2), это означает, что при погашении краткосрочной дебиторской задолженности, предприятие частично сможет погасить свои краткосрочные обязательства, но ликвидность не будет положительной, т.к. в 2014 году данный показатель значительно снизился. Можно отметить, что по сравнению с 2014 годом в 2013 г. ситуация кардинально иная, т. е. в конце 2013 года при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности, предприятие смогло бы погасить почти все свои краткосрочные обязательства. Ситуация в 2014 г. по сравнению с 2013 г. не меняется соотношение (А2>П2) здесь сохраняется. Коэффициенты ликвидности подтверждают вышесказанные выводы.
Таким образом, видим, что коэффициенты ликвидности снизились в 2013 году, однако за счет того, что предприятие дает продукцию на реализацию, по результатам года имеется положительный финансовый результат.
Резервы и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных средств. Чтобы ускорить оборачиваемость, необходимо:
-совершенствовать товародвижение и нормализовать размещение оборотных средств;
-полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности;
-совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями;
-улучшать претензионную работу;
-ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах торговых предприятий, в пути, на расчетном счете в банке;
-свести к минимуму запасы хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спец одежды на складе, сократить подотчетные суммы, расходы будущих периодов;
-не допускать дебиторской задолженности.
Эффективность использования оборотных средств предприятий, следовательно, зависит прежде всего от умения управлять ими, улучшать организацию торговли, повышать уровень коммерческой и финансовой работы.
Повышение эффективности оборотных фондов осуществляется за счет более быстрого освоения новых мощностей, повышения сменности работы машин и оборудования, совершенствования организации материально-технической базы, ремонтной службы, повышения квалификации рабочих, технического перевооружения предприятий, модернизации и проведения организационно-технических мероприятий.
Коэффициенты ликвидности предприятия за период с января 2012 года по январь 2014 года
Основные пути ускорения оборачиваемости капитала ООО "Сокол-мебель":
1. Сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.).
2. Улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах.
3. Ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов.
4. Сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности.
5. Повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения услуг от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рекламы и т.п.).