- выборы в порядке ротации (обновление состава представительного органа в течение какого-то промежутка времени)
Избирательное право как система норм
Избирательное право – это система норм, которая регулирует общественные отношения по поводу формирования органов государственной власти государственного и местного самоуправления. Это две группы вопросов, но оба они есть в избирательном праве: выборы и отзыв выборных лиц. В России есть возможность отзыва главы местного самоуправления. Отзыв, как и выборы, всегда идёт от граждан.
Избирательное право может быть представлено как:
1. Как подотрасль конституционного права
2. Институт конституционного права
3. Избирательное право есть отдельная комплексная отрасль права
Популярны все три позиции.
По структуре избирательное право включает в себя две части:
- общая (основные нормы, которые создают единство избирательной системы, та база, на основе которой легко себе представить, как выглядит избирательная система той или иной страны)
- особенная (отдельные виды выборов в их специфике).
Стадии развития избирательного права в России
1. Возникновение и становление избирательного права. Длинный этап, включает в себя весь период до 1905 года, до манифеста Николая 2. Это зарождение избирательных отношений.
2. С 6 августа 1905 г. до 1918 г. Четырежды созывалась Госдума, её судьба была довольно сложной, сейчас от неё осталось только название.
3. С 1918 по 1993 г. Советский период развития избирательного права. Избирательная система была посвящено созданию Совета народных депутатов.
4. Заключительный период 1 993 г. по сей день.
В конституции записано очень мало про выборы.
Надо различать избирательное право как систему норм и избирательное право, как субъективное право гражданина.
Источники избирательного права
1. Международно-правовые акты
- конвенция о стандартах демократических выборов в СНГ
2. Внутригосударственные НПА:
- Конституция РФ
- ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав…» - закон имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Имеет высшую юридическую силу по отношению к иному законодательству о выборах. Устанавливает основные гарантии избирательных прав как условия, обеспечивающие их реализацию. В соответствие с конституцией обязательно принимает ФЗ «О выборах президента» и о выборах депутатов ГД. К числу иных ФЗ относятся: ФЗ «О ГАС выборы», в других ФЗ прямо не относящихся к избирательному праву могут содержаться нормы о выборах (УК РФ, КоАП, Закон об общих принципах организации власти в субъектах РФ)
- в субъектах федерации избирательные нормы содержатся в их конституциях и уставах и в законах субъектов о выборах. В воронежской области в 2007 году был создан избирательный кодекс
- акты избирательных комиссий, в том числе заключение ЦИКа о соответствии законодательства о выборах ФЗ «Об основных гарантиях…» и её инструкции по вопросам единообразным применениям этого закона (ст.21 ФЗ о «Об основных гарантиях…»).
- постановление конституционного суда РФ (толкование конституции, жалобы граждан на неконституционность отдельных положений этого ФЗ).
Понятие и принципы избирательной системы
Понятие
Определения в законе нет.
Понятие избирательной системы можно понимать в двух смыслах:
Избирательная система– это одна из характеристик политической системы, которая включает всю совокупность общественных отношений, касающихся выборов всех уровней, и её важным элементом является избирательное право.
Избирательная система – способ подсчёта голосов и их преобразования в мандаты.
Выделяют две системы избирательных систем:
- мажоритарная (majorite – большинство).
- мажоритарная система абсолютного большинства 50%+1
- относительное большинство A>B
- квалифицированное большинство 70%+1, 40%+1
- пропорциональная
В каждой стране своя особенная пропорциональная система – слишком много различий вводится в саму форму преобразования голосов в мандаты. Появилась позднее мажоритарной.
Формула в России:
1)
Q – избирательное частное
х – активные избиратели, явившиеся на выборы
у – мандаты, которые надо распределить в округе
у = 450 – при выборах в ГД
Оставшиеся голоса отдаются партии, зарегистрировавшейся на выборы раньше.
Для этой партии важен процент, который даёт право партии участвовать в распределении мандатов (заградительный барьер). Также влияет. Является ли список гибким или жёстким: гибкий: если выбывает первый кандидат, второй становится первым, жёсткий если кто-то снялся из списка, то это место останется пустым. В России списки гибкие. Основная грусть таких списков в том, что если кандидаты снимаются со списка, то их места занимают те, кто стоял ниже, т.е. список поднялся. Технология эта закреплена в праве, но в политическом плане это не очень хорошо.
В зарубежных странах могут встречаться разные варианты сочетания избирательных систем. Смешенная система – это когда элементы из разных систем используются как одна, например в Швейцарии используется система, которая называется панаширование – если от округа выбирается 3 кандидата и допущено к участие 4 партии, каждая партия заявляет по три кандидата, избиратель выбирает их, может проголосовать за всех из партии А, может за одно из каждой партии – от пропорциональности здесь будет голосование по партийным спискам, с мажоритарной – подсчёт, система это хорошо работает в маленьких округах и странах, с маленьким количеством населения.
Принципы
Принципы избирательной системы – наиболее важные её сущностные характеристики, которые закреплены в законодательстве.
Делятся на:
1. По источнику:
- конституционные
- законные
2. В зависимости от их роли для развития избирательной системы:
- политические, которые отражают отношение общества к формированию власти (всеобщность, открытость, гласность)
- организационные (проведение и подготовка выборов как процедуры)
3. В зависимости от степени их разработанности по доктрине:
- доктринальные (в книгах говорится, но они не закреплены в законе)
- нормативные (те, которые попали в закон)
Принцип всеобщности – каждый гражданин, достигший 18 лет в праве реализовывать избирательные действия. Из принципов всеобщности у нас есть два запрета, установленные в конституции – недееспособные и заключённые. Условиями реализации принципов всеобщности являются избирательные цензы, установленные законно правила правопользования, т.е. всеобщность ограничена. Цензы:
- значимые для активного избирательного права
- значимые для пассивного избирательного права
- ценз гражданства (для обоих)
- возрастной ценз (для обоих) по пассивному праву как привило выше, чем по активному.
- ценз оседлости – ценз проживания на определённой территории.
- ценз национальности, есть в Греции или Монако
- ценз пола, есть в Саудовской Аравии
- языковой ценз, есть в Украине
- ценз грамотности (Эквадор)
- ценз по профессиональной деятельности (в Турции не голосуют военнослужащие – армия вне политики)
Принцип равных выборов – одинаковая возможность участия в избирательных действиях. Равенство имеет значение и для активного и для пассивного избирательного права (1 участник на 1 избирательном участке имеет 1 голос). По пассивному избирательному праву: 1 кандидат на 1 субъект выдвижения.
Принцип личного голосования – каждый голосует за себя сам, лично.
Принцип прямого голосования – то, как передаются голоса.
Принцип тайного голосования – за нарушение установлена административная или уголовная ответственность.
Принцип добровольности выборов – избиратель сам решает вопрос о целесообразности и необходимости участия в выборах.
Принцип демократизма организации выборов – на всех этапах избирательного процесса избиратели могут включиться в процесс.
Принцип обязательности назначения выборов – императивный характер проведения выборов.
Принцип периодичности выборов – выборы проводятся через определённые временные промежутки.
Принцип альтернативности – кандидатов должно быть больше, чем мандатов. Есть страны, где выборы могут быть безальтернативными (Исландия).
Принцип гласности – открытость, доступность информации, есть каналы как у избиркомов, так и у кандидатов.
Территориальный принцип – избиратели участвуют в выборах по месту жительства, та территория. Есть единый избирательный округ – выборы президента, одномандатный округ – от округа 1 кандидат, многомандатный – от 2 и более.
Принцип ответственности за избирательные нарушения
Принцип контроля за ходом выборов. Делится на международный и внутригосударственный. Контроль бывает государственным, общественным, судебным.
Независимые органы, осуществляющие организацию выборов – избирательные комиссии
Принцип определённости избирательного законодательства – должно быть согласовано между собой, понятно, прозрачно.