Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Введение в фондовый рынок



весь фондовый рынок может быть разделен на:

· Первичный

· Вторичный. Последний в свою очередь делится на

o Биржевой или организованный и

o Внебиржевой

Первичный рынок - это рынок первоначального размещения ценных бумаг. Он охватывает самые первые выпуски ценных бумаг и частично следующие новые выпуски старых бумаг. Именно на первичном рынке предприятия получают средства от размещения акций и облигаций и осуществляют финансирование своего производственного процесса. Различают открытое размещение и закрытое.

Закрытое размещение (private placement) - это размещение бумаг среди заранее известного круга инвесторов по заранее согласованным с ними цене.

Открытое или публичное размещение (public offering) - в отличие от закрытого позволяет в принципе приобрести размещаемые бумаги любому инвестору. Такое размещение доступно лишь для компаний, организованных в форме ОАО (Открытое акционерное общество). Компания может сколько угодно раз размещать свои новые выпуски акций путем закрытой подписки, но первое публичное размещение (IPO, initial public offering) у компании бывает один раз в жизни. Обычно оно предшествует планам вывести бумаги компании на биржевой рынок. Для организации публичного размещения бумаг компании привлекают инвестиционных консультантов и андеррайтеров (underwriter), которые берут на себя организацию представления эмитента широкому кругу инвесторов и размещения его ценных бумаг.

Вторичный рынок ценных бумаг предназначен для перераспределения прав на долю собственности или долгов эмитента. Сами эмитенты на вторичном рынке не получают никакого финансирования.

Центральное место на фондовом рынке занимает именно биржевой рынок. На биржевых площадках проходят самые значительные обороты торгов. Внебиржевой рынок играет на фондовом рынке государства вспомогательную роль. Обычно на внебиржевом рынке торгуются бумаги не прошедшие на биржу. Это низколиквидные бумаги новых или региональных компаний, спрос на которые не так велик, чтобы эмитент был заинтересован в организации их биржевого обращения. Сделки на внебиржевом рынке совершаются напрямую между покупателем и продавцом. Соответственно возникает отсутствующий на бирже риск недоставки и риск неоплаты, что снижает ликвидность и увеличивает издержки по проведению сделки. Итак, биржа - наиболее удобное место проведения операций с ценными бумагами. Непосредственно выход на биржу имеют члены биржи или члены соответствующей секции биржи. Таковыми членами могут быть только лицензированные участники фондового рынка, а именно: брокеры и дилеры, а также банки, обладающие лицензиями брокера, либо дилера. Таким образом, инвестор получает доступ на биржу через посредника - брокера. Именно брокер отвечает перед биржей за возможные последствия неправомерных действий своих клиентов, ведет их инвестиционные счета и предоставляет им возможность совершать биржевые сделки за комиссионное вознаграждение.

 

 

Рынок ценных бумаг обслуживает процесс воспроизводства капитала. Рынок ценных бумаг подразделяют на первичный и вторичный, в зависимости от той роли, которую он играет процессе воспроизводства. Первичный рынок ценных бумаг является фактическим регулятором рыночной экономики. Он в значительной степени определяет размеры накопления и инвестиций в стране, служит стихийным средством поддержания пропорциональности в хозяйстве, отвечающей критерию максимизации прибыли, и таким образом определяет темпы, масштабы и эффективность национальной, экономики. Первичный рынок предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами. Бумаги, приобретенные инвесторами при их эмиссии, могут быть перепроданы. Такие сделки купли-продажи осуществляются на вторичных рынках. Сам факт возможности купить или продать акции на вторичном рынке делает их более привлекательными и способствует росту реальных инвестиций. До недавнего времени считалось, что вторичный рынок состоит из фондовых бирж и внебиржевого рынка. Однако в последнее время получила признание концепция четырех рынков. В качестве первого рынка выступает фондовая биржа, на которой осуществляются сделки с зарегистрированными (котируемыми) на ней фондовыми ценностями. Вторым рынком называют внебиржевой рынок, на котором осуществляются операции с не зарегистрированными на бирже ценными бумагами. Третьим считается внебиржевой рынок, на котором происходит купля-продажа ценных бумаг, зарегистрированных через посредников. Четвертый, также внебиржевой, рынок ориентирован исключительно на институциональных инвесторов. Особенность его состоит в том, что сделки совершаются, минуя посредников, через компьютерные системы. Три последних рынка составляют внебиржевой оборот. К основным функциям фондового рынка относятся: - мобилизация и концентрация свободных денежных капиталов и накоплений посредством организации продажи ценных бумаг; - инвестирование государства и иных хозяйственных организаций посредством организации покупки их ценных бумаг; - обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.

40.Технический и фундаментальный анализ.

Фундаментальный анализ - это комплекс действий, основанный на изучении различных факторов и сил, которые влияют на ценные бумаги, товары, фирмы, индустрии и экономику в целом. Как и в любом другом анализе, цель фундаментального анализа — прогнозировать будущие тенденции и получить наживу из предвиденного движения цены.

Существуют два основных способа анализа ситуации на финасовом рынке - фундаментальный и технический.

Первый занимается оценкой ситуации с точки зрения политического и экономического состояния. Второй основывается на методах графического исследования и анализа, основанного на математических принципах. Если представить финансовые рынки в виде часов, то фундаментальные данные будут шестернями и пружинами, двигающими стрелки по циферблату. Любой прохожий может, посмотрев на эти часы определить время, но только специалист по фундаментальному анализу скажет, почему сейчас именно столько времени и - что более важно - сколько времени (или, точнее, какая цена) станет в будущем. Таким образом, для профессионала чрезвычайно важно понимать происходящие процесcы на финансовых рынках с точки зрения мотива и причины того или иного движения.

Фундаментальный анализ используется инвесторами для оценки стоимости организации (или её акций), которая отражает состояние дел в фирмы, ее доходность. При этом анализу подвергаются финансовые показатели организации: выручка, EBITDA, чистая прибыль, чистая стоимость фирмы, обязательства, финансовый поток, величина выплачиваемых дивидендов и производственные показатели организации.

«Внутренняя стоимость» в большинстве случаев не совпадает с ценой акций фирмы, которая определяется отношением спроса и предложения на рынке акций. Инвесторов, использующих в своей деятельности фундаментальный анализ, интересуют в первую очередь ситуации, когда «внутренняя стоимость» акций организации превышает цену акций на бирже. Такие акции считаются недооцененными и являются потенциальными объектами инвестиций. Покупая недооцененные акции, инвесторы рассчитывают, что в условиях эффективности рынка цена акций на рынке акций будет стремиться к «внутренней стоимости», т.е. в случае недооцененных акций будет расти.

Технический анализоснован на рассмотрении графиков движения рынка, точнее, двух его компонентов — ценовых движений и движений объемов торговли за определенный период времени. На фьючерсных и валютных рынках анализ затрагивает третий компонент — объем открытых позиций. И все же главным объектом анализа является цена, так как изучение ценовых движений удобно и информация об этом общедоступна. Кроме того, все-таки цена — главный уравнитель спроса и предложения на рынках. Существуют три предпосылки, на которых основан технический подход:

Движения рынка учитывают все.

Пожалуй, это утверждение является основополагающим принципом технического анализа. Приверженцы технического анализа утверждают, что любой политический, экономический или психологический фактор, который может воздействовать на цену товара, уже отражен в его цене. Следовательно, все, что нужно, — это изучение ценовых движений без оглядки на внешние «раздражители». Грубо говоря, технический анализ переворачивает основной экономический закон с ног на голову, утверждая, что если цена растет, то для этого должна быть причина. Эта причина состоит в том, что спрос превышает предложение. Технические аналитики четко представляют, что изменения цен в ту или другую сторону вызваны какими-то фундаментальными причинами, заставляющими рынки расти или падать. Но знать причины изменения рыночных факторов, по их мнению, не обязательно. Цены сами по себе не заставляют рынки двигаться вверх или вниз. Они просто отражают действительные события и психологию рынка. Очень часто на ранних стадиях ценовой тенденции или в критических поворотных моментах никто не знает точно, почему это происходит, но попытаться поймать тенденцию — цель технического аналитика. Первая аксиома является очень сильным утверждением, может быть, не совсем логичным. Но, тем не менее если все, что воздействует на рынок, в конечном счете отражается на цене, то изучение цены — это все, что необходимо, а знание этих причин не обязательно для процесса прогнозирования.

 

41.Мера риска и ограничение риска.

 

Мера риска определяет доходность. Другими словами, риск и доходность - «две стороны одной медали». Чем выше уровень ожидаемой доходности, тем больший риск должен взять на себя инвестор и, соответственно, чем выше риски инвестирования, тем более высокую доходность будут требовать инвесторы от данной инвестиции.

Соотношение «риск-доходность» определяет клиент, поскольку это индивидуальная (личная) характеристика каждого человека. А задача управляющей компании - сформировать инвестиционный портфель клиента из наиболее потенциально доходных активов, с устраивающим его уровнем риска.

Риск - это возможность появления того или иного неблагоприятного события, отрицательно сказывающегося на доходности инвестиций. Соответственно, система управления рисками - это комплекс методов и действий, направленных на ограничение последствий рисков, связанных с инвестированием.

 

В соответствии с методикой акции разделяются на 5 групп в зависимости от риска, сопутствующего инвестициям в них. Критериями при ранжировании являются капитализация эмитента и среднедневной оборот его акций. Облигации делятся на 6 групп. Критериями являются степень платежеспособности эмитента и среднедневной оборот торгов.

Таблица №1. Виды рисков, связанных с инвестированием в акции и облигации, и способы их ограничения.

Вид риска Способы ограничения
Страновой риск – это возможность неблагоприятного изменения стоимости ценных бумаг, вызванная изменением политической, экономической или социальной ситуации в стране. Ограничивается с помощью установления лимита на ценные бумаги эмитентов одной страны.
Валютный риск – это возможность неблагоприятного изменения стоимости ценных бумаг, вызванная изменением обменного курса валюты, в которой они номинированы. Ограничивается с помощью установления лимита на ценные бумаги, номинированные в одной валюте.
Риск изменения курсовой стоимости акций – это возможность неблагоприятного изменения стоимости ценных бумаг в результате уменьшения цен акций одного или нескольких эмитентов. Обычно ограничивается с помощью установления лимита на долю акций в инвестиционном портфеле. Поскольку в УК «Арсагера» разработана методика ранжирования акций на однородные группы по мере риска, то возможно осуществить более точные настройки ограничения данного риска, установив лимиты на суммарную долю в портфеле акций каждой группы согласно ранжированию и на долю акций одного эмитента. Дополнительно можно указать величину уменьшения текущей стоимости акций одного эмитента по сравнению со стоимостью их покупки (стоп-лосс), при превышении которой управляющий обязан продать данные ценные бумаги по текущим рыночным ценам. То есть ограничивается максимальный размер потерь по бумагам одного эмитента. Стоит отметить, что в данном случае управляющему приходится поступать нелогично, так как снижение стоимости актива только повышает его потенциальную доходность.
Риск неплатежеспособности эмитента долговых обязательств возможность дефолта эмитента облигаций. Так как одним из критериев ранжирования облигаций является платежеспособность эмитента, ограничение данного риска производится установлением лимитов на суммарную долю в портфеле облигаций каждой группы согласно ранжированию и долю облигаций одного эмитента. Дополнительно данный риск можно ограничить с помощью стоп-лосса.
Риск потери ликвидности ценных бумаг – это возможность неблагоприятного изменения стоимости актива, вызванная невозможностью быстрой реализации актива без существенного снижения его стоимости. При ранжировании акций и облигаций учитывается среднедневной оборот торгов, поэтому ограничить данный риск можно, установив лимит на суммарную долю ценных бумаг каждой группы.
Риск изменения процентных ставок – это возможность неблагоприятного изменения стоимости долговых ценных бумаг, вызванного повышением процентных ставок. Например, инвестор купил купонную облигацию с доходностью 10% за 100% от номинала, а через некоторое время процентные ставки выросли, и доходность облигаций с аналогичной мерой риска увеличилась до 15%. Соответственно, инвестор либо продаёт эту облигацию дешевле номинала, либо ждёт её погашения, получая доходность от вложений на 5% меньше рынка. Для ограничения этого риска можно установить максимальный срок до погашения (в том числе досрочного погашения, выкупа по оферте) облигаций, приобретаемых в портфель.
Отраслевой риск – это возможность неблагоприятного изменения стоимости ценных бумаг, вызванная наступлением событий, существенно ухудшающих условия ведения бизнеса эмитентов в конкретной отрасли. Как было продемонстрировано в примере, этот риск ограничивается с помощью лимита на акции эмитентов, принадлежащих одной отрасли.

Хеджирование

Хеджирование – страхование финансовых рисков путем занятия противоположной позиции по активу на рынке. Например, компания добывает определенное количество тонн нефти в месяц. Но она не знает, сколько будет стоить ее продукция через три месяца. У нее возникает предположение, что цена на нефть может снизиться в ближайшее время. Тогда для того, чтобы застраховать свою будущую прибыль, компания может открыть противоположную позицию, то есть продать соответствующее количество нефтяных контрактов на бирже. Или заключить на нужный объем форвардные сделки.

Если цена на нефть действительно снизится, то компания применит один из двух способов, как поступить. Либо она поставит свою продукцию на биржу или контрагенту по форварду по заранее оговоренной цене, которая будет выше текущей рыночной. Либо позиция по производным ценным бумагам будет закрыта в момент продажи реальной нефти. И тогда реальную нефть компания продаст дешевле, чем планировала, но разница окажется компенсированной прибылью от операций с производными ценными бумагами.

С другой стороны, предположим, что компания ошиблась в своих прогнозах. Нефть и в самом деле за три месяца в цене выросла, а не упала. Тогда реальная продукция окажется проданной дороже, чем ожидалось. Но эта дополнительная выгода не достанется компании: она компенсирует те убытки, которые будут получены на рынке производных контрактов.

В любом случае компания получает именно то, что планировала, вне зависимости от колебаний цен на энергоресурсы. То есть она застраховала себя от изменений конъюнктуры.

Кроме того, существуют не только фьючерсные контракты и форварды. Хеджирование возможно также с помощью опционов и других инструментов.

Помимо прямого простого хеджирования путем заключения обратных сделок, существует бесконечное множество схем управления рисками с использования этих и подобных инструментов.

Экономический смысл хеджирования заключается в том, что инвесторы, продавцы и покупатели передают свои риски инвестиционным спекулянтам, гарантируя свои цены. А спекулянты получают свою прибыль, принимая риски на себя.
Типы хеджирования

Классическое (чистое) хеджирование Хеджирование путём открытия противоположных позиций на рынке реального товара и фьючерсном рынке. Например, заключается контракт на поставку пшеницы. Но урожай ещё не вырос, есть риск сорвать контракт. Для минимизации рисков покупается опцион на поставку аналогичной партии пшеницы по аналогичной цене. Первый вид хеджирования, который применялся торговцами сельскохозяйственной продукцией в Чикаго (США).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.