Таким образом, был проведён анализ ОАО «АЛРОСА» по принципам управления, выведенными А.Файолем. Можно утверждать, что руководство компании придерживается всех 14 правил (принципов), что необходимо для её целенаправленного развития и деятельности. Каждый принцип регламентирован и подвергается контролю со стороны контролирующих отделов. Наиболее слабым в организации является принцип инициативы, так как высокая степень централизации не позволяет работникам проявить свои возможности и способности шире того, что требуется. Однако в компании достаточно высока роль корпоративной культуры, благодаря чему весь персонал работает единой командой. Важными критериями успехов работы компании так же являются развитая система разделения труда, чётко-продуманная скалярная цепь и превосходство интересов всей компании над личными интересами каждого работника. Можно сделать вывод, что внутренняя среда деятельности компании достаточно чётко сформирована и каких-либо слабых мест в структуре не имеет.
Задание 4. SNW-анализ.
При SNW-анализе оценивается состояние внутренней среды предприятия по ряду позиций. Каждая позиция получает одну из трех оценок:
Ø Сильная(Strength);
Ø Нейтральная (Neutral);
Ø Слабая (Weakness).
Ниже приведены результаты SNW-анализа для предприятия АЛРОСА.
№
п/п
Значимые параметры в деятельности предприятия
S
N
W
1.
Обучение персонала
*
2.
Условия труда
*
3.
Мотивация и стимулирование персонала
*
4.
Текучесть кадров
*
5.
Квалификация персонала
*
6.
Оценка качества работы персонала
7.
Социальный пакет
*
8.
Организация планирования
*
9.
Уровень технической оснащенности
*
10.
Информационное обеспечение
*
11.
Качество выпускаемой продукции
*
12.
Организация маркетинга на предприятии
*
13.
Производственные площади
*
14.
Организационная структура предприятия
*
15.
Состояние охраны труда
*
16.
Дилерская сеть
*
17.
Объемы производства
*
19.
Численность персонала
*
20.
Заработанная плата
*
21.
Имидж (деловая репутация) предприятия
*
22.
Психологический климат в коллективе
*
23.
Финансовая устойчивость предприятия
*
24.
Территориальное расположение
*
25.
Ценовая политика
*
26.
Объемы продаж
*
27.
Сроки выполнения заказов
*
28.
Зависимость от поставщиков
*
29.
Ориентация на потребителя
*
30.
Стратегия развития предприятия
*
Главная задача SNW-анализа – это выявление «актива» (S) и «пассива» (W) предприятия. А задача разрабатываемой стратегии развития – использование актива для нейтрализации и устранения пассива.
В нашей организации к «пассиву» (слабым позициям) предприятия относятся:
Ценовая политика
Цены колеблются в зависимости от сезона. Это вызывает дополнительные издержки.
Зависимость от поставщиков
Все производство взаимосвязано. Сбой в одном секторе может повлечь за собой сбой на всем производстве.
Финансовая устойчивость предприятия
Группа «АЛРОСА» добывает 97 % всех алмазов России, доля добычи алмазов на мировом рынке в стоимостном выражении — 25 %. В 2010 году добыча алмазов составила 34,3 млн карат. В 2009 году добыча алмазов группы «АЛРОСА» в стоимостном выражении составила (с учетом дочерних предприятий ОАО «АЛРОСА — Нюрба», ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Севералмаз») 2092,8 млн долл. США; реализовано основной продукции на 2152,2 млн долл. США, бриллиантов — на 60,4 млн долл. США.[7]
Выручка компании по МСФО за 2010 год составила 113,4 млрд руб. (за 2009 год — 78,0 млрд руб.), чистая прибыль — 11,8 млрд руб. (3,5 млрд руб.).
Выручка компании по РСБУ за 2010 год — 96,8 млрд руб. (за 2009 год — 63,8 млрд руб.), чистая прибыль — 8,8 млрд руб. (2,3 млрд руб.)[1]. На выплату дивидендов направлено 1,8 млрд руб.К «активу» (сильным позициям) предприятия относятся:
Обучение персонала
Мотивация и стимулирование персонала
Текучесть кадров
Квалификация персонала
5. Организация планирования
Уровень технической оснащенности
Качество выпускаемой продукции
Производственные площади
Организационная структура предприятия
Дилерская сеть
Объемы производства
Имидж (деловая репутация) предприятия
Психологический климат в коллективе
Территориальное расположение
Объемы продаж
Ориентация на потребителя
Стратегия развития предприятия
Задание 5. Организационные изменения.
Задание 6. SWOT-анализ
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.
Strengths (сильные стороны):
· наличие долгосрочных торговых отношений с De Beers в рамках существующей структуры сбыта обеспечивает заемщику стабильные поступления валютной выручки;
· благодаря стабильно высоким ценам на алмазы, бизнес АК АЛРОСА характеризуется высокой рентабельностью.
Weaknesses (слабые стороны):
· негативным фактором является существующий уровень долговой нагрузки: в 2010 г. 36 % активов финансировалось за счет заемных средств. При этом компания финансирует долгосрочные инвестиционные программы за счет краткосрочных кредитов и займов: на конец 1 квартала 2011 г. Их доля в структуре заемных средств составила 56 %.
· Высокая доля государства и правительства Якутии в капитале компании создает риски неэффективного управления. АЛРОСА является одним из главных доноров бюджета республики: около 15 % ежегодных кап. вложений занимают затраты на поддержание социальной структуры.
Opportunities (возможности):
· Благодаря получению долгосрочной квоты на экспорт алмазов компания сможет привлекать «длинные» кредиты западных банков под залог экспортных поставок, что благоприятно скажется на структуре задолженности;
· Инвестиции в собственные энергетические мощности (Вилюйская ГЭС-3) в перспективе позволяет контролировать энергозатраты, что должно компенсировать рост себестоимости добычи от перехода на подземную эксплуатацию месторождений.
Threats (угрозы):
· Основным фактором риска для компании является сильная зависимость от главного покупателя – De Beers. Если менеджменту АК АЛРОСА и De Beers не удастся получить одобрения Европейской Комиссии по поводу подписанного торгового соглашения, это может негативно сказаться на объемах продаж;
· Переход на подземную эксплуатацию существующих месторождений приведет к росту себестоимости добычи, что может отразиться на прибыльности бизнеса;
· Бизнес-план компании предполагает инвестиции размером в 1,1 – 1.3 млрд. долл. до конца 2014 года, что с большей долей вероятности приведет к росту абсолютной величины долга.