Определение,цель, предмет, задачи и методы гигиены
Слово"гигиена" происходит от имени древнегреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Гигиена - это наука о здоровье людей.
В состав профилактического направления гигиены входят общая социальная, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, радиационная гигиена, военно-морская гигиена, гигиена физкультуры и спорта, санитарная токсикология, санитарная микробиология, паразитология и, наконец, весьма важная профилактическая дисциплина - эпидемиология инфекционных болезней. Современная гигиена представляет собой целое направление в медицине. Она включает ряд профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей
Цель гигиены как науки - охрана и укрепление общественного и личного здоровья путем оздоровления природной и социальной окружающей среды. Предметом гигиены является изучение закономерностей взаимодействия факторов природной и социальной среды и организма человека, исследование причинно-следственных связей в системе "внешняя среда-здоровье человека", так как большинство случаев нарушения здоровья, болезни раннего старения организма является результатом взаимодействия человека с неблагоприятными воздействиями внешней среды.
Метод гигиены отличается специфической профилактической направленностью, заключающейся в предупреждении или ослаблении действия вредных факторов и использовании полезных факторов природной и социальной среды для достижения цели - сохранения и укреплении общественного здоровья.
В гигиене применяются следующие конкретные методы исследования.
1. Метод гигиенического обследования объекта, в котором живут или
работают люди. Этот метод заключается в натурном исследовании условий труда, быта и отдыха, в сравнении выявленных условий с гигиеническими нормативами и в выработке рекомендаций по устранению выявленных санитарных нарушений.
2. Инструментально-лабораторный метод, сыгравший большую роль в превращении гигиены в научную дисциплину.
3. Санитарно-статистический метод, позволяющий оценить уровень общественного здоровья в том или ином коллективе, группе
4.Экспериментальный метод, используемый в научных исследованиях в интересах гигиенического нормирования, включающий в себя лабораторные и натурные исследования.
Современную гигиену можно определить как комплекс медицинских профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей, имеющих целью сохранение и укрепление здоровья людей методом предупреждения болезней и преждевременного старения организма.
Гигиеническая диагностика состояния здоровья в работе враче лечебного профиля.
Современная гигиеническая диагностика представляет собой систему мышления и действий, имеющих целью исследование состояний природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление взаимосвязи между состоянием среды и здоровьем. Из этого следует, что гигиеническая диагностика имеет три объекта исследования - среду, здоровье и связь между ними. В настоящее время пока наиболее изученным является первый объект - окружающая среда, хуже - второй и очень мало третий.
Объект клинической (нозологической) диагностики - больной человек и - условия его жизни и труда. Предметом клинической диагностики является болезнь, ее тяжесть.
Клиническая диагностика начинается непосредственно с больного, у которого уже имеются и жалобы, и симптомы. Конечной целью клинической диагностики является определение болезни и ее тяжести. Из этого следует, что при осуществлении клинической диагностики чаще всего выявляются нарушения структуры, функции и реже - состояния адаптационных резервов.
Своевременная диагностика и удачная терапия могут быть обеспечены только при условии ознакомления врача с основными положениями гигиены.
3)Факторы риска и здоровье населения, виды профилактики.
Факторы риска - состояния, способствующие возникновению и развитию заболеваний - нездоровый образ жизни, загрязнение внешней среды, генетический риск, дефекты, недостатки в организации здравоохранения, медицинской помощи и т.д. Факторы риска могут быть первичными или внешними: зависящие от социально-экономических, политических, природных условий, и вторичными и внутренними: зависящие от индивидуальных особенностей индивидуума, характеризующихся, прежде всего, его генотипом, полом, возрастом, а также патологические состояния, способствующие возникновению и развитию заболеваний.
Решению проблем профилактической медицины способствует концепция факторов риска, представляющая методологическую базу для поиска ответов на практические вопросы профилактики.
В основе расчета риска лежит сопоставление шанса появления события в некотором интервале времени при определенном условии с шансом его появления за этот же интервал времени при другом условии.
Значение риска обеспечивает возможность предсказания, прогнозирования события. Фактор риска - это признак, который самостоятельно связан с вероятностью возникновения события настолько, что может быть использован для его прогнозирования. Фактор риска заболевания - это признак, предшествующий заболеванию, имеющий с ним самостоятельную, устойчивую, вероятную связь, которая обладает практическим значением как минимум для его прогнозирования.
Согласно международной формуле здоровья, основная часть факторов риска относится к условиям жизни. К этой группе факторов риска следует отнести курение, несбалансированное питание, употребление алкоголя, гиподинамию, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семьи, одиночество, низкий уровень культуры, чрезмерно высокий уровень урбанизации. Как считают ученые, на долю этих факторов отводится 49-53% формирующих состояние здоровья. Еще на 18-20% здоровье зависит от наследственности, т.е. На 18-20% - от окружающей среды. И только на 8-10% здоровье зависит от здравоохранения, т.е. непосредственно от деятельности медицины.
К числу этой группы факторов риска следует отнести неэффективности профилактических мероприятий, низкое качество и несвоевременность медицинской помощи.
Применительно к каждому разделу гигиены факторы могут быть общими (микробиологический в гигиене питания, водоснабжения и др.) или специфическими (радиационный фактор).
Виды профилактики.
первичная – мероприятия, которые направлены на предупреждение заболеваний, т.е. защита от неблагоприятных влияний факторов окружающей среды.
Вторичная - раннее распознавание болезней и их купирование на ранних стадиях развития.
Третья ступень профилактики – распознавание уже развитой болезни, приостановление дальнейшего ее развития для предупреждения индивидуализации с целью сохранения трудоспособности.