Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные пути борьбы с утомлением



Рациональная организация рабочего места и мебели. Конструкция производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим данным и психофизиологическим возможностям человека.

Оптимальная поза человека обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Выполнение работы в неудобной позе способствует более быстрому развитию утомления.

В трудовых процессах основными рабочими позами являются позы сидя и стоя. Однако при выполнении некоторых работ используется поза «сидя-стоя». Выбор рабочей позы зависит от величины мышечных усилий во время работы, точности и скорости движений, а также от характера выполняемой работы. Работа стоя целесообразнее при необходимости постоянных передвижений связанных с настройкой и наладкой оборудования (обслуживание расточных, фрезерных, ткацких станков, тяжелых прессов и т. п.). Она создает максимальные возможности для обзора и свободных движений. При работе стоя повышается нагрузка на мышцы нижних конечностей, повышается напряжение мышц в связи с высоким расположением центра тяжести над малой площадью опоры и увеличиваются энергозатраты по сравнению с позой сидя на 6—10%. Однако наиболее неблагоприятным фактором является перераспределение крови, ухудшающее кровообращение, которое неизбежно при этом возникает.

Длительная работа в вертикальном положении иногда сопровождается профессиональной патологией со стороны нижних конечностей (варикозное расширение вен, тромбофлебиты, отеки нижних конечностей, плоскостопие).

Работа в позе сидя более рациональна и менее утомительна, так как уменьшается высота центра тяжести над площадью опоры, повышается устойчивость тела, снижается напряжение мышц, уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему.

В положении сидя обеспечивается возможность выполнять работу, требующую точности движений. Однако и в этом случае могут возникать застойные явления в органах таза, затруднение работы органов кровообращения и дыхания. При длительной работе сидя наблюдается статическое напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины. В связи с этим везде, где это совместимо с технологией и условиями производства, необходимо предусматривать возможность выполнения работы как стоя, так и сидя, с тем, чтобы рабочие по своему усмотрению могли изменять положение тела. Смена позы приводит к перераспределению нагрузки на группы мышц, улучшению условий кровообращения, ограничивает элемент монотонности.

Выбор оптимальной рабочей позы определяется также величиной усилий, развиваемых во время работы. При усилиях не выше 5 кг можно выполнять работу сидя. При усилиях от 5 до 10 кг работа может выполняться с одинаковым физиологическим эффектом как стоя, так и сидя. При усилиях более 10 кг желательно работать стоя.

При организации производственного процесса необходимо учитывать также антропометрические и психофизиологические особенности человека, его возможности в отношении величины усилий, темпа и ритма выполняемых производственных операций.

Для создания рациональной позы при проектировании оборудования и рабочего места учитываются антропометрические данные.

При построении размерных соотношений на рабочем месте при работе в позе сидя и стоя и при определении зон досягаемости учитывается различие антропометрических показателей мужчин и женщин.

Размерные соотношения на рабочем месте при работе в позе стоя строятся с учетом того, что рост мужчин и женщин в среднем отличается на 11,1 см, длина вытянутой в сторону руки - на 6,2 см, длина вытянутой вперед руки - на 5,7 см, длина ноги - на 6,6 см, высота глаз над уровнем пола - на 10,1 см.

Различия в размерных соотношениях на рабочем месте в позе сидя у мужчин и женщин выражаются в том, что в среднем длина тела у мужчин отличается на 9,8 см, высота глаз над сиденьем — на 4,4 см.

Анатомо-физиологические различия между мужчинами и женщинами должны учитываться при конструировании производственного оборудования.

При проектировании (или рационализации существующих) рабочих мест руководствуются эргономическими рекомендациями в виде схем, на которых представлены зоны размещения органов управления в горизонтальной и вертикальной плоскости при работе сидя и стоя. На схемах обычно различают 3 зоны. Наиболее удобна зона 1 (оптимальная). В этой зоне должны размещаться часто используемые органы управления (кнопки, тумблеры и т. п.) и выполняться операции, требующие точных и быстрых движений. Во, второй, зоне (легкой досягаемости) могут выполняться достаточно точные и частые движения, размещаться важные и часто используемые органы управления. Зона 3 (досягаемости) - требует большой амплитуды движения для выполнения рабочих операций. В ней размещают - редко используемые органы управления. Можно пользоваться также схемами, учитывающими всего 2 зоны - оптимальную и допустимую (рис. 2). Выполнение рабочих движений в пределах оптимальной зоны значительно снижает мышечное напряжение.

На формирование рабочей позы в положении сидя влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной плоскости, в которой совершаются трудовые движения. Слишком низкое или высокое расположение рабочей поверхности создает неудобную рабочую позу и приводит к понижению работоспособности и производительности труда.

 

Рис. 2. Оптимальные и допустимые рабочие зоны.

а,б - в позе сидя; в, г - в позе стоя; 1 - оптимальная зона; 2 - допустимая зона.

Рис. 3. Рекомендуемая высота рабочей поверхности (мм) при разных видах и точности работ (по С. И. Горшкову).

1 - очень точные и тонкие работы; 2 - точные работы; 3 - конторские работы; 4 - печатание на машинке.

 

 

Высота рабочей поверхности устанавливается в зависимости от характера, тяжести и точности работы. На рис. 3 представлена рекомендуемая высота рабочей поверхности при разных видах и точности работы. Для удобного обслуживания производственного оборудования должно быть предусмотрено пространство для ног, меньшее в положении стоя и большее - сидя.

 

Рис. 4. Рекомендуемая высота рабочих поверхностей для работы в позе «стоя —сидя» (мм).

Оптимальная рабочая поза при работе сидя обеспечивается также конструкцией стула: размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать хорошую опору, максимально устранять статические мышечные напряжения, а формой способствовать максимально равномерному распределению усилий и давления в зависимости от массы тела. Основные требования к размерам сиденья приведены в соответствующих ГОСТах ССБТ. При выполнении производственных операций (на пишущих машинках, перфораторах), когда предплечья при работе не имеют опоры, рабочий стул должен дополнительно иметь спинку и подлокотники.

При организации рабочего места по типу «сидя—стоя» (рис. 4) высота рабочей поверхности делается такой же, как при работе стоя с учетом характера и тяжести труда. Кроме того, обязательно предусматривается регулируемая подставка для ног.

Создание оптимального режима труда, так же как и рациональная организация рабочего места, рабочих движений и позы, являются чрезвычайно существенными мерами повышения работоспособности, а следовательно, и производительности труда.

Упражнение и тренировка. Упражнение - совершенствование умений и навыков в результате повторяющейся деятельности (трудового обучения, труда, трудового творчества), является важным средством предупреждения утомления. Упражнение придает законченность и устойчивость всем формам двигательной активности. Н. Е. Введенский писал: «Постепенное и систематическое упражнение и, как его результат, укрепляющий навык - вот, вообще говоря, самый надежный способ успешной производительности работы».

В процессе упражнения, которое лежит в основе образования любого двигательного навыка, принимает участие весь организм: устанавливается сложное и в то же время точное и совершенное взаимодействие между ЦНС, рецепторами, двигательным аппаратом и дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной и другими системами. Процесс этот протекает по типу образования условных рефлексов на совокупность внешних (окружающая среда) и внутренних (деятельность мышц, внутренних органов) раздражителей.

С точки зрения психофизиологической производственное упражнение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций человеческого организма для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате упражнения-тренировки возрастает мышечная, сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы.

М. И. Виноградов различает 3 стадии упражнения. 1-я стадия упражнения характеризуется быстрым падением работоспособности сразу же после начала работы нетренированного человека.

Возбуждения, связанные с выполнением непривычного двигательного задания, реализуются в условиях неуравновешенности нервных структур, происходит суммация и иррадиация возбуждения, вызывающего одновременную активность многих мышечных групп.

В результате учащения и усиления приходящих импульсов доминантный очаг «переподкрепляется». На высоком уровне возбуждения лабильность падает - развивается центральное торможение. В связи с быстро развивающимся утомлением отмечается нарастающее несоответствие между ритмами потенциалов коры и мышц, происходит нарушение координации между деятельностью корковых центров и периферического двигательного аппарата.

Эта стадия упражнения характеризуется дискоординацией двигательной системы, т. е. выраженным несоответствием лабильности центрального и периферического приборов. Движения не отрегулированы, много лишних неточных движений.

2-я стадия упражнения характеризуется тем, что отмечающееся вначале падение работоспособности на каком-то этапе приостанавливается, затем работоспособность вновь повышается и остается на достаточно высоком уровне довольно длительное время. М. И. Виноградов обозначил 2-ю стадию упражнения как стадию усвоения ритма и формирования доминанты. Происходит концентрация возбуждения сонастраивания ритмов и темпов работы центральных и периферических аппаратов, ответственных за внешнее действие. Во 2-й стадии начавшее развиваться торможение преодолевается, так как вследствие упражнения уже образовались временные связи, и процесс возбуждения преобладает над тормозным, становится возможной длительная работа.

3-я стадия упражнения характеризуется быстрым установлением работоспособности на высоком и устойчивом уровне без выраженного утомления. Наступает уравновешенность функциональных отправлений (т. е. выраженная стереотипия в иннервации двигательного акта) и установка на повышенный уровень лабильности регуляционных механизмов. Это стадия устойчивого двигательного стереотипа. Образование динамического стереотипа способствует автоматизации движений, выполнению их с большой точностью. Автоматизация ограничивает участие второй сигнальной системы в воспроизведении каждого движения. Важнейшее значение для процесса упражнения имеет механизм усвоения ритма. В процессе усвоения ритма сужается поле иррадиации возбуждения и в связи с этим устраняются лишние движения, повышается их точность. Увеличение лабильности центральных нервных приборов, наблюдаемое в процессе усвоения ритма, способствует ускорению темпа движений.

Характерная черта процесса упражнения - преодоление утомления и снижения работоспособности, в основе которого лежит перестройка на более совершенную организацию деятельности.

Нельзя достигнуть высокой работоспособности без тренировки. Упражнение лежит в основе выработки трудовых навыков и производственного обучения. Наличие стадийности в процессе упражнения крайне важно для практических целей, так как это позволяет предвидеть, моделировать и нормировать упражнения при профессиональном обучении с учетом оптимальных нагрузок и оптимальной продолжительности упражнений.

Рациональные режимы труда и отдыха - это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение возможно длительного периода. Основная задача научно обоснованных рациональных режимов труда и отдыха заключается в снижении утомления, достижении высокой производительности труда на протяжении всего рабочего дня с наименьшим напряжением физиологических функций человека и сохранении его здоровья и длительной трудоспособности.

Правильность организации режима труда и отдыха оценивается на основании комплексных исследований состояния физиологических функций человека и динамики работоспособности по производственным показателям в процессе рабочего дня.

Чем эффективнее режим труда и отдыха, тем длительнее период устойчивой работоспособности и короче периоды врабатывания и спада работоспособности. Сохранению высокой, устойчивой работоспособности способствует периодическое чередование работы и отдыха, которое предусматривается внутрисменными режимами труда и отдыха.

Существуют 2 формы чередования периодов труда и отдыха

на производстве:

1) введение обеденного перерыва в середине рабочего дня, оптимальная длительность которого устанавливается с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещении, столовых, организации раздачи пищи;

2) введение кратковременных регламентированных перерывов, продолжительность и количество которых определяется на основании наблюдения за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движении рук, целесообразны более частые, но короткие 5—10-минутные перерывы.

При выполнении работы, требующей значительных усилии и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10—12-минутные перерывы.

При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15—20 мин с отдыхом такой же продолжительности.

Для приведения трудовых нагрузок к рекомендуемым величинам (см. табл. 3) можно увеличить время отдыха внутри смены, длительность которого определяется по формуле:

 

То/оп = ((РФП - ФПО/ ПДВсм – ФПО)-1)*100%

 

где То/оп — время отдыха в процентах к оперативному времени (длительности всех операций в смене, исключая отдых);

РФП - рабочий физиологический показатель (абсолютное значение ЧСС, мощности энерготрат или МОД в среднем при работе);

ФПО - физиологический показатель при отдыхе (для ЧСС — 70 мин , мощность энерготрат - 70 Вт, МОД -6л);

ПДВсм - предельно допустимая величина среднесменного физиологического показателя (см. табл. 3).

 

Рис. 5. Типовые режимы труда и отдыха.

По горизонтали — время (часы работы); белые узкие полоски - короткие дополнительные перерывы (мин); заштрихованные участки - обеденный перерыв.

Время отдыха в процентах к длительности смены (То/см) находят по формуле:

 

То/см = (То/см/100+ То/см)*100%

 

При расчете времени на отдых надо ориентироваться на лимитирующий показатель, требующий более значительной компенсации отдыхом. В суммарное время отдыха не следует включать обеденный перерыв.

Кроме регламентированных перерывов, существуют также микропаузы - перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9—10% рабочего времени.

Примеры режимов труда и отдыха для различных видов работ представлены на рис. 5.

Суточные режимы труда и отдыха. Под суточным режимом труда и отдыха следует понимать рациональное чередование периодов работы, отдыха и сна человека, обеспечивающее его высокую работоспособность и жизнедеятельность организма.

В течение суток физиологические функции человека подвержены определенным изменениям. Организм человека в течение суток по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший уровень ее отмечается в утренние и дневные часы — с 8 до 12 ч в первой половине дня и с 14 до 17 ч во второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 ч, а в ночное время - с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей развития суточной периодики работоспособности человека определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, а в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена вследствие врабатываемости.

На промышленном предприятии эффективность существующих режимов труда и отдыха следует оценивать комплексно по следующим показателям: физиологическим, определяющим уровень работоспособности человека; медицинским, дающим возможность судить о влиянии трудового процесса на здоровье трудящихся; социологическим, показывающим отношение самих рабочих к режиму труда и отдыха и экономическим, характеризующим динамику производительности труда.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

Производственная физическая культура. В основе производственной физической культуры лежит феномен активного отдыха, описанный И. М. Сеченовым: утомленные мышцы лучше отдыхают, их работоспособность быстрее восстанавливается не при полном покое, а при работе других мышечных групп. В результате производственной физкультуры увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, повышаются функциональные возможности анализаторных систем, увеличивается мышечная сила и выносливость.

Задача производственной физкультуры - возобновление рабочего стереотипа в начале рабочей смены и сохранение его максимально продолжительное время в течение рабочего дня. С этой целью применяются вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка.

Вводная гимнастика способствует ускорению вхождения в работу. Проводится 5—7 мин и состоит из 6—8 упражнений, соответствующих характеру трудового процесса. Наивысший темп применяемых упражнений должен несколько превышать обычный средний темп работы. Это способствует быстрому усвоению рабочего ритма.

Физкультпаузы проводятся ежедневно по 5 - 10 мин от 1 до 4 раз в смену за период начинающегося утомления, снижения работоспособности.

Физкультурные минутки проводятся в течение 2 - 3 мин с целью снижения усталости отдельных органов. Они особо необходимы для лиц умственного труда. Это комплекс упражнений для мышц шеи, спины, рук, ног, дыхательные упражнения.

Функциональная музыка. В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работы. Кроме того, музыка действует как ритмический стимулятор, способствующий процессу усвоения ритма, образованию рабочей доминанты, формированию и возобновлению динамического стереотипа. Музыка способствует предупреждению развития утомления. В том случае, когда устойчивость нервных процессов начинает ослабевать, музыка как внешний ритмический раздражитель помогает сохранять усвоенный в процессе труда ритм и поддерживать существование очага рабочей доминанты. При организации и разработке музыкальных передач необходимо помнить, что функциональная музыка призвана воздействовать не на состояние, а на регуляторную функцию нервной системы. Производственная музыка не только способствует снижению утомительности труда, улучшению настроения и здоровья работающих, но и повышает работоспособность и производительность труда.

Функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания (более 70% рабочего времени), при умственной работе (свыше 70% рабочего времени), при большой напряженности выполняемых работ, непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.

Последнее время для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности успешно используются кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки.

Комнаты психофизиологической разгрузки представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы по снятию усталости и нервно-психического напряжения.

Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается за счет эстетического оформления интерьера, удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабляющей позе, трансляцией специально подобранных музыкальных произведений, насыщением воздуха благотворно действующими отрицательными ионами, приемом тонизирующих напитков, имитацией в помещении естественно-природного окружения, демонстрацией слайдов с видами природы и воспроизведением звуков леса, морского прибоя и др.

Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением. При этом главное внимание уделяется приобретению и закреплению навыков мышечного расслабления. Этот метод позволяет нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции.

Как показывает опыт, пребывание рабочих в комнатах психологической разгрузки способствует снижению утомляемости, появлению бодрости, хорошего настроения и улучшения самочувствия.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Психология труда — отрасль психологической науки, изучающая особенности психической деятельности и личности человека в процессе труда.

Психология труда в нашей стране развивается по следующим основным направлениям:

· организация трудового процесса: вопросы рационализации труда, его нормирования, борьбы с утомлением, монотонностью, организации отдыха и т. д. в психологическом плане;

· психология профессионального отбора и обучения, которая объединяет проблемы изучения и формирования трудовых навыков;

· изучение психологических особенностей труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности и обоснование требований, предъявляемых к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека (инженерная психология).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.