Тема 6. Особенности строения и филогенетические связи, географическое распространение, главнейшие порядки и семейства, важнейшие представители, хозяйственное значение
Характеристика наиболее значимых в практике производства и переработки растений класса Двудольные - представителей семейств Гречишные, Маревые, Тыквенные, Капустные, Розовые, Бобовые, Льновые, Сельдерейные, Пасленовые, Астровые. Растения семейств Лилейные и Мятликовые – особенности биологии, морфологии, использования в с/х производстве.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите дикорастущие, декоративные, лекарственные растения из семейства Лютиковые и направления их использование.
2. На чем основано рациональное использование важнейших дикорастущих и культурных растений из сем. Розовые?
3. Какова роль бобовых растений в повышении плодородия почвы и использование их в народном хозяйстве?
4. Назовите и охарактеризуйте ядовитые растения сем. Сельдерейные.
5. Перечислите видоизменения вегетативных органов сем. Крестоцветные.
6. Какие овощные, декоративные, дикорастущие растения из семейства Лилейные имеют наибольшее значение в сельском хозяйстве?
7. На основе каких признаков выделяют группы злаков по степени кормового достоинства и степени кущения?
Модуль 4. География и экология растений
Тема 7. Экология растений. Экологические факторы. Понятие о жизненных формах растений
Общая экология и экология растений. Разделы экологии (аутэкология, экология популяций, синэкология). Стенотопные и эвритопные виды. Классификация экологических факторов. Абиотические факторы.
Климатические факторы. Свет. Температура. Вода. Воздух. Почва. Биотические факторы. Антропогенные факторы. Жизненные формы как результат приспособления растений к экологическим факторам. Понятие о типах стратегии жизни у растений.
Контрольные вопросы:
1. Что изучает экологии растений?
2. Какова степень влияния на растение различных экологических факторов: воды, температуры, света, ветра, почвы, рельефа, биотических факторов?
3. Какой антропогенный фактор наиболее сильно влияет на распространение растительных сообществ?
4. Дайте понятие жизненной формы растений.
Тема 8. Понятие о флоре и растительности. Растительные сообщества
Флора и растительность. Отличительные признаки фитоценозов. Сезонные изменения фитоценозов и разногодичная изменчивость. Смена аспекта фитоценоза. Классификация фитоценозов. Агрофитоценоз.
Контрольные вопросы:
1. Что такое флористическое царство?
2. Назовите признаки растительных сообществ.
3. Перечислите основные принципы охраны растений.
4. Как часто может происходить смена аспекта фитоценоза?
5. Какова цель формирования агрофитоценозов?
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
Наименование модулей и тем
Всего часов
Количество аудиторных часов
СР
Интерактивные формы обучения, час, %
Всего
По видам занятий
Л
ПЗ
С
ЛР
Анатомия семенных растений
1.1
Ботаника – научная основа агрономии. Клетка как основная структурная и функциональная единица живой материи
1.2
Деление клеток. Продукты жизнедеятельности растений
1.3
Образовательные, покровные и основные ткани растений
1.4
Проводящие, выделительные и механические ткани растений
Морфология семенных растений
2.1
Корень и его функции
2.2
Общая характеристика побега. Лист – боковой орган побега
2.3
Цветок и его строение. Цветение, опыление, оплодотворение
2.4
Семя и плод. Размножение растений
Систематика растений
3.1
Задачи и методы систематики растений, история развития. Классификации, номенклатура, филогенетика.
3.2
Царство Растения. Общая характеристика. Низшие растения – Водоросли.
3.2
Высшие споровые растения
3.3
Семенные растения. Отдел Голосеменные
3.4
Общая характеристика покрытосеменных растений.
3.5
Особенности строения и филогенетические связи, географическое распространение, главнейшие порядки и семейства, важнейшие представители, хозяйственное значение
География и экология растений
4.1
Экология растений. Экологические факторы. Понятие о жизненных формах растений
4.2
Понятие о флоре и растительности. Растительные сообщества