Как мы уже отмечали, данная программа ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе*. Поэтому предлагаемый репертуар — ритмические композиции — используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, репертуар "Ритмической мозаики" позволяет каждому педагогу определять место его использования и в соответствии с этим "конструировать" из отдельных композиций необходимую форму занятий с детьми (как бы составлять "узор ритмической мозаики"). Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов — внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д. — в самых разнообразных формах организации педагогического процесса в детском саду, в школе на уроках и во внеурочной деятельности. Опытный педагог средствами ритмопластики за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально-ритмические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток ("Кот Леопольд", "Кукляндия", "Танцуйте сидя" и др.). На занятиях природоведческого содержания — творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы — "Упражнение с осенними листьями", "Дети и природа" и т.д.).
Снять психическое напряжение, расправить плечи, выпрямить спину, успокоить дыхание помогают такие композиции, как "Цыганские напевы", "Красный сарафан", "Мельница". Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки, таких, как "Кремена", "Полкис", "Калинка", позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.
* Эти идеи раскрыты в программе интеллектуального, художественно—творческого развития ребенка "Гармония" Д.И.Воробьевой.
На основе репертуара из "Ритмической мозаики" можно проводить утреннюю зарядку или бодрящую гимнастику. Пользуясь предложенной фонограммой*, можно достаточно точно рассчитать время занятия движениями, их интенсивность, а значит и нагрузку. Приведем несколько примеров.
Так, в бодрящей гимнастикефизическая нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение — привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу. С этой целью рекомендуются такие композиции, как "Птички и Ворона", "Кошка и Девочка", "Пастушка", "Упражнение с цветами", "Разноцветная игра" и др. Наиболее оптимально использовать их в сочетании с закаливающими процедурами.
На утренней зарядкенеобходимо давать детям определенную нагрузку. С учетом этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке (соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей) движениями. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.
Комплекс утренней гимнастики для детей 4-5 лет
1. "Едем к бабушке в деревню" — образно-игровая композиция, включающая хоьбу, пружинные, имитационные движения.
2. "Белочка" — игровая композиция (имитационные движения, махи, "пружинки").
3. "Разноцветная игра" — игровая композиция с перестроениями (парами — в свободном положении, в общем кругу), включающая ходьбу, имитационные движения, "пружинки".
Комплекс утренней гимнастики для детей 7 лет
1. Композиция "Птичий двор" — упражнения на различные виды ходьбы и импровизация игровых движений — 3,5 мин.
2. "Цирковые лошадки" — композиция на общеразвивающие движения спортивного характера, быстрая по темпу и интенсивная по подбору движений — 3,3 мин.
3. "Голубая вода" — композиция, включающая плавные, маховые, пружинные движения с различной амплитудой, а также элементы художественной гимнастики — 3 мин.
На физкультурных занятияхритмические композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе (как на утренней гимнастике), а также как игры.
Комплекс общеразвивающих упражнений составляется на основе ритмических композиций аналогично комплексу для утренней зарядки, только на занятии могут быть даны новые упражнения с целью их разучивания и освоения.
В конце занятия детям предлагаются творческие задания (придумать движения к песне "Дело было в январе"), шуточные композиции ("Два Барана", "Кошка и Девочка"), игры ("Игра с мячом", "Козочки и Волк"), пляски ("Кремена", "Полкис", i "Парная пляска" на финскую польку и др.). «
* К программе прилагается набор аудиокассет ("Ритмическая пластика" —1,2, 3-я чаш — 3 кассеты).
На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых разных вариантах: как вводную часть занятия ("Поросята", "Озорники", "Упражнение с листьями") либо заключительную (игра "Найди себе пару"), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное — активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения. Так, например, композиция "Волшебный цветок" (муз. Ю.Чич-кова) включается в занятие и в процессе слушания песни как пластическая импровизация на эту тему. Дети пытаются представить, как выглядит "волшебный" цветок, как колышатся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движении, рисовании или аппликации.
Интересно можно включить в занятия ритмические композиции на классическую музыку — "Менуэт" Л. Боккерини, "Танец Троллей" Э.Грига, "Аквариум" К.Сен-Санса, "Танец цветов и бабочек" на музыку Ф.Шуберта и др. Естественно, что необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, а также пластические этюды — импровизации детей и педагога под музыку. Постепенно создается целая картина, которую можно исполнить в соответствующих костюмах и с декорациями ("Аквариум" — водоросли, раковины; "королевский дворец" — колонны, зеркала, канделябры, "Танец Троллей" — сказочный лес, таинственная пещера и т.д.). При создании фантастических образов дети активно включаются в диалог с педагогом, предлагают свои варианты оформления картины (рисуют эскизы костюмов или декораций), придумывают свой сюжет (методику организации творческих занятий см. в пособии "От игры до спектакля").
Такие композиции могут исполняться на праздничных утренниках, в играх — драматизациях, семейных 'праздниках, в повседневной работе с детьми.
Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети самостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции (которые они выучили с педагогом). С целью более эффектного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Поскольку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно вместе с детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны выглядеть (шапочки зверей, ленты — как стебли водорослей и т.д.).
Мы рекомендуем также включать ритмические композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему ("Путешествия", "Дни рождения" и др.), и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими играми и другими видами занимательных заданий. Например, если вы проводите с детьми веселое развлечение на "экзотическом острове", то после композиции "Чунга-чанга" логично провести аттракцион "Кто больше соберет бананов": допрыгнуть и сорвать с "ветки", сосчитать их (у кого больше?), отгадать загадки и пригласить "отгадки" — других веселых обитателей этого острова (например, Львенка и Черепаху), исполнить вместе с ними общую веселую песню или танец.
Для удобства в планировании мы предлагаем проанализировать репертуар "Ритмической мозаики" по темам и по возможностям включения в различные формы организации педагогического процесса.
Можно воспользоваться схемой тематической характеристики репертуара, которую в дальнейшем каждый педагог дополняет по своему усмотрению (см. прил. 2).
Послесловие
Итак, мы коротко изложили основы содержания и методики обучения дета по программе "Ритмическая мозаика". Однако следует уточнить, что описан методы и приемы работы являются, в основном, общепедагогическими, учитывающими возрастные особенности детей 3-9 лет, цели и задачи их воспитания, i также условия организации жизни детей в образовательных учреждениях. Но каждый педагог — творческая, уникальная личность со своими "сильными" и "слабыми" профессиональными качествами. Каждый педагог использует один и тот ж прием по-своему. И наиболее эффективной методикой будет не столько то, что рекомендовано, а то, что внутренне принято самим педагогом, глубоко осмыслено и проанализировано, опробовано на практике в работе с детьми. И мы надеемся, что наши советы и рекомендации также будут апробированы, пропущены "через себя", свой собственный опыт и дополнятся уточнениями, собственными разработками и импровизациями.