Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разучивание музыкально-ритмических композиций на занятиях



Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на со­трудничестве детей и взрослого, поэтому, на наш взягляд, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для самого ребенка. При этом и сам педагог стремится получить удовлет­ворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой самонастрой взрослого способствует эмоциональному "заражению", установлению теплой, дружественной амтосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенно­сти.

В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются следу­ющие задачи:

а) заинтересовывание новой композицией;

б) максимальная концентрация внимания детей;

в) активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.

Из многообразия существующих способов вызвать у детей интерес к новому материалу педагог выбирает наиболее оптимальные, соответствующие личности са­мого педагога, а также возрастным и индивидуальным особенностям своих воспи­танников. Это могут быть загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и геороям мультфильмов и т.д.

Приведем примеры такого разучивания. Допустим, педагог начинает работу над освоением музыкально-ритмической композиции "Три поросенка". Детям предлага­ется загадка, например:


Нужен дом для трех друзей, Чтобы было им теплей. Быстро принялись за дело, Строим дружно и умело. Раз-два-три — и все готово, Приходите в дом наш новый!

Далее воспитатель спрашивает детей, кто их приглашает к себе на новоселье, и затем предлагает вместе с Поросятами исполнить веселую пляску.

Активизация внимания достигается за счет выполнения движений по показу. В процессе подражания дети внимательно следят за движениями педагога, их внима­ние полностью поглощено отражением действий взрослого. Темп и ритм движений, их последовательность а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, фор­мируются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чув­ствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала и гармо­ничному развитию ребенка.

Однако во многих композициях (как и в приведенном примере — пляске Поро­сят) сочетается исполнение фиксированных движений (по показу) и свободное, самостоятельное выполнение движений (на проигрыш песни "Ни кола и ни двора" — импровизация движений, где каждый ребенок сам придумывает и показывает, как танцует Поросенок). Переход от подражанию к самостоятельности требует вклю­чения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической раскре­пощенности. На первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некото­рым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Педагог подбадривает детей, старается стимулировать творческую активность, подбирает образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушает уверенность в соб­ственных силах.

В процессе наблюдения воспитатель определяет те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их можно сразу же показать в медленном темпе под счет, используя приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова детям предлагается исполнить всю композицию от начала до конца. Если не­которые сложные движения совсем не получаются у детей, то можно их заменить на более простые.

Педагогу следует акцентировать внимание не столько на ошибках исполнения, сколько на характере движений, отражающих музыкально-игровой образ и ориенти­роваться на поиск приемов, облегчающих детям освоение упражнений. Чтобы до­биться успеха, необходимо вначале уделить внимание формированию у ребенка ус­тановки на исполнение композиции. Важно "зацепить" интересы детей, их жизненный и игровой опыт, как бы перекинуть "мостик" от музыки и содержания композиции к интересу ребенка, его индивидуальности и вызвать желание "войти в образ", по­казать его в пластике. Разнообразные музыкально-ритмические композиции требуют разных установок, опоры на различные образы. Так, например, композиция "Танц­класс" преподносится детям как игра в будущих артистов балета, а настрой на ис­полнение композиции "Голубая вода" требует игры воображения, представления образов природы, ощущения дыхания ветра, плеска голубой воды. И совсем иная установка на исполнение композиции "Песенка о ремонте" — это обыгрывание ситуации "весело, дружно и энергично делаем ремонт" и т.д.


Как показывает практика, освоение детьми композиций происходит в течение примерно 2—3 недель. При этом мы не ставим задачу абсолютно точного и синхрон­ного исполнения движений. Дети двигаются кто как может, главное, чтобы с удо­вольствием. По мере повторения композиции в разных ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями и т.д.) постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые педагог ставит танцы индивиду­ально или с подгруппой детей, но в этом случае акцентируется внимание на каче­стве, выразительности движений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.