Умение кратко и чётко формулировать тему и цель занятия
Структура занятия
Основные этапы занятия, их логопедическая последовательность
Продолжительность всего занятия и его этапов
Четкость перехода от одного этапа занятия к другому
Отступления от конспекта, его причины
Характеристика логопеда:
• умение устанавливать контакт с ребенком
• педагогический такт
• речь логопеда (доступность, логичность, эмоциональность, краткость, дикция; темп, лексико-грамматическое оформление, сила голоса, интонационная выразительность)
Качество работы логопеда:
• контроль за речью детей (произношение, словарный запас, грамматический строй)
• выявление ошибок и трудностей у детей и оказание логопедом помощи, ее эффективность
• адекватность предъявленных требований с учетом речевых возможностей личности ребенка
• включение элементов рациональной психотерапии
• настойчивость в достижении целей
• умение дозировать новый материал, связать его с предыдущим
Чёткость, доступность формулировки вопросов, алгоритма выполнения задания
Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с ребенком:
• игровые приёмы
• приёмы привлечения внимания ребенка, обеспечение эмоциональности и интереса
• приемы активизации познавательной деятельности (использование средств наглядности, наводящие и подсказывающие вопросы, применение метода сравнения на занятии)
• направленность занятия на развитие и коррекцию неречевых психических функций
• использование информационно-коммуникативных технологий
• использование дидактических игр речевого содержания
• использование на занятии средств логопедической ритмики
Схема анализа логопедического занятия
Ф.И.О. логопеда
ДОУ № дата
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема
Возраст, количество детей
- Место данного занятия в системе занятия по теме.
- Место данной темы в общей системе логопедической работы.
- Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
- Анализ целей и задач занятия:
правильность постановки; соответствие содержанию занятия; единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;
степень достижения.
- Анализ структуры и организации занятия:
соответствие теме, цели, задачам; основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь; четкость перехода от одного этапа к другому; целесообразность распределения времени между этапами занятия; наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
продолжительность занятия и его этапов;
соответствие фактического хода занятия запланированному; отступления от конспекта, их причины.
- Анализ этапов занятия:
(содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу; соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей); адекватность выбора речевого материала задачам занятия; методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия; реализация дидактических принципов обучения; эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО; степень усвоения нового материала; подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
- Оценка коррекционной направленности занятия: смена видов деятельности; своевременное и качественное проведение физкультурных пауз; посильность речевого и дидактического материала; разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения; соответствие использованных методов и приемов возможностям детей (ребенка); включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
индивидуальная работа; доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда; упражнения на развитие общей и тонкой моторики.
- Анализ работы и поведения детей на занятии: общая оценка работы группы (ребенка); активность детей (ребенка) в процессе занятия; устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах; особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка); формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков; степень сформированности структуры деятельности; выполнение единых требований; качество выполнения заданий детьми (ребенком); умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях; степень овладения практическими навыками).
- Личность логопеда: (знание материала занятия; владение методами и приемами работы на занятии; умение использовать методические пособия; речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность); соотношение речи логопеда и детей (ребенка); мастерство педагогического общения.
- Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим
- Результаты занятия: достижение цели, задач занятия; оптимальность обучающих действий логопеда; тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка); оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка); качество знаний, умений, навыков, полученных детьми (ребенком).
- Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов;
- Недостатки занятия: диагностика причин; предложения по их устранению;
Возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.