Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ и самоанализ логопедического занятия



Схема анализа логопедического занятия в речевой группе детского сада (Волкова Л.Г.)

· Тема, логопедические и педагогические цели занятия.

· Соответствие этапу коррекционной работы и возрасту детей.

· Принципы построения занятий.

· Разделы занятия.

· Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию речевой и других психических функций детей.

· Использование индивидуального подхода к детям.

· Наглядно-дидактическое оформление занятий.

· Оформление материала и проведение занятий в едином сюжете.

· Использование на занятии различных игровых ситуаций и логоритмических средств.

· Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и т.д.

· Заключение о коррекционной результативности занятия.

 

Анализ и самоанализ логопедического занятия

 

 

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.

Предлагаемые схемы предназначены для логопедов, работающих в ДОУ.

Схема анализа логопедического занятия

Ф.И.О. логопеда

Город (район) ДОУ № дата

Анализирующий

Цель посещения

Этап работы

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема

Возраст, количество детей

1. Место данного занятия в системе занятия по теме.

2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.

3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

4. Анализ целей и задач занятия:

— правильность постановки;

— соответствие содержанию занятия;

— единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;

— способы постановки и доведения до детей (ребенка);

— степень достижения.

5. Анализ структуры и организации занятия:

— соответствие теме, цели, задачам;

— основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь;

— четкость перехода от одного этапа к другому;

— целесообразность распределения времени между этапами занятия;

— наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;

— продолжительность занятия и его этапов;

— соответствие фактического хода занятия запланированному;

— отступления от конспекта, их причины.

6. Анализ этапов занятия:

— содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу;

— соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);

— адекватность выбора речевого материала задачам занятия;

— методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;

— реализация дидактических принципов обучения;

— эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО;

— степень усвоения нового материала;

— подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).

7. Оценка коррекционной направленности занятия:

— смена видов деятельности;

— своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;

— посильность речевого и дидактического материала;

— разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;

— соответствие использованных методов и приемов возможностям детей (ребенка);

— включение заданий с опорой на несколько анализаторов;

— индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

— доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;

— упражнения на развитие общей и тонкой моторики.

8. Анализ работы и поведения детей на занятии:

— общая оценка работы группы (ребенка);

— активность детей (ребенка) в процессе занятия;

— устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах;

— особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка);

— формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков;

— степень сформированности структуры деятельности;

— выполнение единых требований;

— качество выполнения заданий детьми (ребенком);

— умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях;

— степень овладения практическими навыками.

9. Личность логопеда:

— знание материала занятия;

— владение методами и приемами работы на занятии;

— осуществление коррекционных приемов обучения;

— умение использовать методические пособия;

— речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);

— соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

— мастерство педагогического общения.

10. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим

11. Результаты занятия:

— достижение цели, задач занятия;

— оптимальность обучающих действий логопеда;

— тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка);

— оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка);

— качество знаний, умений, навыков, полученных детьми (ребенком).

12. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов;

13. Недостатки занятия:

— диагностика причин;

— предложения по их устранению;

14. Общие выводы и предложения;

15. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений.

Схема самоанализа логопедического занятия

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3. Характеристика логопедом ребенка (группы).

4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.

5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

7. Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).

8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.

9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.