Назначение, требования и классификация главных передач
Главная передача — это механизм трансмиссии автомобиля, преобразующий крутящий момент и расположенный перед ведущими колесами автомобиля.
Основные требования к главным передачам
1. Оптимальные тягово-динамические и топливно-экономические показатели.
2. Минимальные размеры, для обеспечения приемлемых дорожных просветов.
3. Высокий КПД.
4. Минимальный шум, вибрации.
Главные передачи классифицируют по числу, виду и расположению зубчатых колес.
По числу зубчатых колес главные передачи делят на одинарные — главные передачи с одной парой зубчатых колес и двойные — с двумя парами зубчатых колес.
Одинарные главные передачи по виду зубчатых колес делят на конические — с коническими зубчатыми колесами (рис.7.1, а), гипоидные — с гипоидным зацеплением зубчатых колес (рис.7.1, б), цилиндрические — с цилиндрическими зубчатыми колесами (рис.7.1, в), червячные — с червяком и червячным колесом (рис.7.1, г).
Двойные главные передачи по расположению зубчатых колес делят на центральные—двойные главные передачи, у которых обе пары зубчатых колес расположены в одном картере, и разнесенные — двойные главные передачи, у которых вторая пара зубчатых колес находится в приводе к каждому из ведущих колес.
По числу ступеней главной передачи различают одноступенчатые — главные передачи с одним передаточным числом и двухступенчатые — главные передачи, имеющие две переключаемые передачи с разными передаточными числами (высшую и низшую ступень).
Одинарные главные передачи
Одинарная главная передача компактна, имеет минимальную массу, невысокую стоимость.Она проста в производстве и эксплуатации. Применение ее ограничивается передаточным числом , так как с увеличением передаточного числа существенно увеличивается диаметр зубчатого колеса передачи, что приводит к уменьшению дорожного просвета.
Одинарная коническая главная передача (рис. 7.1, а) применяется на легковых автомобилях и грузовых малой грузоподъемности.
Более широкое распространение получила одинарная гипоидная главная передача (рис.7.1, б), обладающая рядом преимуществ: повышенной несущей способностью по контактным напряжениям, плавностью работы и бесшумностью. В отечественном автомобилестроении применяется на автомобилях семейства ВАЗ, «Москвич», «Волга», ГАЗ-53А, ГАЗ-14, ЗИЛ-4104, РАФ-2203.
Одинарная цилиндрическая главная передача (рис. 7.1, в) широко используется на легковых автомобилях, в особенности переднеприводных, при поперечном расположении двигателя.
Одинарная червячная передача (рис. 7.1, г) позволяет получить передаточное число более 7 и простой проходной мост. Однако низкий по сравнению с конической и гипоидной передачами КПД червячной передачи, пониженная несущая способность при тех же габаритах и несколько повышенная стоимость производства ограничивают область применения таких передач. Такие передачи применяются в английских автомобилях и автобусах.