Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аэробные и факультативно-анаэробные бактерии



Первый этап –из исследуемого материала :

приготовление мазков с окраской по Граму, микроскопия мазков;

посев материала на плотную среду (МПА) в чашки Петри шпателем или бактериологической петлей для получения изолированных колоний →Т-т 37 °С, 24 ч.

При этом достигается механическое разъединение микроорганиз­мов на поверхности питательной среды, что позволяет получить их рост в виде изолированных колоний. В отдельных случаях иссле­дуемый материал вначале сеют в жидкую среду накопления, а затем пересевают его в чашки Петри с плотной ПС. Чашки с посевами обычно помещают в термостат на 18-24 ч при 37 °С.

Второй этап –изучение культуральных свойств бактерий (характер роста на питательных средах), посев для накопления чистой культуры:

учет роста на плотной ПС (МПА) – макро- и микроскопическое изучение колоний;

приготовление и микроскопия мазка (по Гр) из изолированной колонии;

пересев изолированной колонии на скошенный агар (МПА) для накопления ЧК→Т-т 37 °С, 24 ч.

Макроскопическое изучение колоний в проходящем и отраженном свете.Чашку поворачивают дном к себе и рассматривают колонии в проходящем свете. При наличии различных видов колоний их нумеруют и описывают каждую в отдельности. Обращают внима­ние на следующие свойства: а) величину колоний (крупные – более 4 мм в диаметре, средние – 2 – 4 мм, мелкие – 1– 2 мм, карликовые – менее 1мм); б) форму очертаний колоний (пра­вильно и неправильно округлая, розеткообразная, ризоидная и др.); в) степень прозрачности (непрозрачная, полупрозрачная, прозрачная).

В отраженном свете рассматривают колонии со стороны крыш­ки, не открывая ее, и фиксируют в протоколе следующие данные: а) цвет колоний (бесцветные, пигментированные, цвет пигмен­та); б) поверхность (гладкая, блестящая, влажная, морщинистая, матовая, сухая и др.); в) рельеф (выпуклые, погруженные в среду, плоские, с куполообразным центром, с валиком по краю и др.).

Микроскопическое изучение колоний.Чашку устанавливают вверх дном на предметном столике микроскопа, опускают конденсор и с помощью объектива 8× изучают колонии, фиксируя в протоко­ле их структуру (гомогенная или аморфная, зернистая, волокни­стая и др.) и характер краев (ровные, волнистые, зазубренные, бахромчатые и др.).

Из части колоний готовят мазки (при взятии материала из ко­лонии отмечают ее консистенцию – сухая, слизистая, пастообраз­ная), окрашивают по Граму и микроскопируют, выясняя тинкториальные свойства микроорганизмов. При наличии однородных бактерий остаток колоний пересевают на скошенный агар для получения чистой культуры в достаточном количестве. Пробирки с посевами помещают в термостат на 18 – 24 ч при температуре 37 °С.

Третий этап – определение чистоты выделенной культуры, пересев на «пестрый ряд» для последующей идентификации:

мазок по Гр со скошенного агара для определения чистоты выделенной культуры:, заключение;

пересев полученной ЧК со скошенного агара на МПА (подтверждение чистоты и накопление культуры); МПБ (для определения на аммиак, индол, сероводород) и среды короткого «пестрого» ряда для последующей идентификации →Т-т 37 °С, 18-24 ч.

О чистоте культуры в мазках по Гр судят по однородности роста, формы, размера и окраски микроорганизмов. Для последующей идентификации выделенной ЧК, кроме изучения морфологических, тинкториальных и культуральных особенностей микроорганизмов, необходимо определить их ферментативные и антигенные свойства, фаго- и бактериоциночувствительность, токсигенность и другие признаки, характеризующие их видовую специфичность. Для определения биохимической активности (ферментативных свойств) полученную ЧК пересевают на «пестрый» ряд. Состав: МПА, поплавок, индикатор, углевод (глюкоза, лактоза, мальтоза, сахароза, маннит и т.д.).

Четвертый этап – учет и анализ результатов исследования (ферментативной активности выделенной ЧК). Определение вида выделенной ЧК (идентификация) по морфологическим, тинкториальным и биохимическим свойствам. Заключение (ответ).

Теория

Видовую принадлежность аэробных бактерий определяют путем сравнения обнаруженных морфологических, культуральных, биохимических, антигенных и других свойств (чувствительность к фагам, бактериоцинам, а/б и т.д.) выделенной культуры со свойствами бактерий известных видов и вариантов. На четвертом этапе проводят учет результатов исследования, анализируют их и выписывают ответ по результатам посевов.

 

Для выявления ферментов, расщепляющих углеводы, используют дифференциально-диагностические среды Гисса. При ферментации бактериями углеводов с образованием кислоты цвет среды меняется за счет находящегося в ней индикатора, что создает впечатление пестроты («пестрый» ряд). В зависимости от изучаемого рода и вида бактерий подбирают среды с соответствующими моно- и дисахарами (глюкоза, лактоза, мальтоза, сахароза и др.), полисахаридами (крахмал, гликоген, инулин и др.), высшими спиртами (глицерин, маннит и др.), в процессе ферментации которых образуются альдегиды, кислоты и газообразные продукты (С02, Н2, СН4).

Протеолитические ферменты у бактерий обнаруживают различными способами, например, с помощью посева их в столбик питательного желатина. Посевы выдерживают при комнатной температуре (20 – 22 °С) в течение нескольких дней, регистрируя не только наличие разжижения, но и его характер (послойно, в виде гвоздя, елочки и т.д.).

Протеолитическое действие ферментов микроорганизмов можно также наблюдать при посевах на свернутую сыворотку, при этом вокруг колоний появляются углубления (разжижение). В молоке происходит расщепление сгустка казеина с образованием пептона, в результате чего оно приобретает желтоватый цвет (пептонизация молока).

Показателями более глубокого расщепления белка является образование индола, аммиака, сероводорода и других соединений. Для выявления этих газообразных веществ делают посевы микроорганизмов в МПБ, 1%-ю пептонную или триптонную воду. Посевы выдерживают в термостате в течение 24–72 ч.

Для обнаружения индола по способу Ковача чистую культуру выращивают в пробирках на жидкой среде, богатой триптофаном, и добавляют несколько капель реактива Ковача (изоамиловый спирт – 150 мл, n-диметиламинобензальдегид – 10 мл, концентрированная соляная кислота – 50 мл). Индол, образовавшийся в ходе расщепления микробами триптофана, при взаимодействии с бензальдегидом образует окрашенные в красный цвет соединения – «розиндолы», поэтому при положительной реакции добавленная жидкость в течение нескольких минут становится малиново-красной.

Сероводород обнаруживают с помощью полоски фильтровальной бумаги, пропитанной раствором ацетата свинца, которую закрепляют между стенкой и пробкой пробирки. При взаимодействии сероводорода и ацетата свинца бумага чернеет в результате образования сульфида свинца. В другом варианте в состав плотной среды вводят сульфат железа (П), который при взаимодействии с сероводородом образует черный преципитат сульфида железа (колонии образующих сероводород бактерий и среда вокруг них чернеют).

 

Индикаторы

Индикаторы, меняющие свой цвет при изменении рН среды, вводят в состав специальных сред, которые служат для выявления биохимических свойств микробов. Изменение цвета среды указывает на образование кислоты или щелочи при ферментативной деятельно­сти микробов. Известны индикаторы, приобретающие ту или иную окраску лишь при щелочной или кислой реакции; вне этой реакции они бесцветны – индикатор Андреде (красный в кислой среде при рН 6,5-7,2, в щелочной бесцветный); фенолфталеин (красный в щелочной среде при рН 8,3-10,0, в кислой бесцветный); фуксин (вишнево-красный в кислой среде в границах рН 7,4-7,7, в щелочной бесцветный).

Более удобны двухцветные индикаторы, имеющие разную окрас­ку в кислой и щелочной среде. Лакмусовая настойка, например, при кислой реакции приобретает розовую окраску, при щелочной – си­нюю. Часто применяют розоловую кислоту, которая в кислой сре­де – до рН 6,2-6,5 – имеет желтую окраску, а начиная от рН 6,5 приобретает бледно-розовый цвет, переходящий в интенсив­но-розовый при щелочной реакции (начиная от рН 7,2). Наиболее широко распространены индикаторы Кларка. Они имеют различную окраску в кислой и щелочной среде, а также хорошо выраженные переходные тона. Кроме того, диапазон чувствительности этих индикаторов весьма широк (таблица).

Предложен ряд комбинированных индикаторов, которые удобны в тех случаях, когда оттенки перехода от одного цвета к другому при изменении рН в определенных границах у од­ного индикатора недостаточно отчетливы. В сухих питательных средах применяют индикатор BP – смесь водного голубого и розо­ловой кислоты. В кислой среде он имеет синюю окраску, в щелоч­ной – красную, при нейтральной реакции – бесцветен. Индикатор действует в пределах рН 4,5–8,0.

Комбинированный индикатор Равич-Биргера и Мешалова (100 мл р-ра Андреде +0,4 г тимоло­вого синего )характеризуется оранжевым цветом в кислой среде (не ниже рН 3,0), желтым – в нейтральной и слабощелочной, фиолетовым – в щелочной среде.

Универсальный индикатор (Шосткинского завода химреактивов) представляет собой смесь нескольких индикаторов и имеет розово-красную окраску при рН 2,0, оранжевую – при рН 3,0–4,0, желтую – при рН 5,3–6,7, зеленую – при рН 6,9–8,0, синюю – при рН 9,0 и выше. Диапазон чувствительности этого индикатора очень широкий – от рН 2,0 до рН 9,0, но точность невелика (около 1,5–2,0 единиц рН). Поэтому его используют лишь для ориентировочного определения. Способ приготовления указан на этикетке.

 

Наиболее распространенные индикаторы Кларка

Индикатор РН Изменение окраски в границах рН Кон­цен­трация рабо­чего раство­ра, %
ниже 3,0 5,3 5,5 6,0 6,25 6,5 6,7 6,9- 7,0 7,2 - 7.4 7,7 8,0 9,0-12,0
Феноло­вый красный Оран­жевый Оран­жевый Светло-оранжевый Темно-желтый Жел­тый Светло-желтый Лимонно-желтый Крас­ный Малиновый 5,5–7,7 0,02
Метиловый красный Резко-красный Розовый Светло-розовый Лимонный 4,4–6,0 0,02
         
Крезоловый красный Лимонно-желтый Желтый Бледно-розовый Розо­вый Мали­новый 7,8–8,0 0,02
Бромкрезоловый пурпур­ный Лимонно-желтый Слегка фиоле­товый От слабо-фиолетового до интенсивно-фиолетового Синий с фиолето­вым от­тенком 6,0–9,0 0,04
Бромтимоловый синий Лимонно-желтый Лимонный Зелено­ватый Бледно-зеленый Зеле­ный Синий с зелено­ватым оттенком Густо-синий 6,25–7,7 0,04
Тимоло­вый синий Лимонно-желтый Желтый с фиолетовым оттенком Фиолето­вый 7,4 –9,0 0,04

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.