Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре 1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).
2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.
3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.
4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).
5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.
6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.
Цели, задачи и методы психодиагностики детей младенческого возраста.
Младенческий: обычно изучение начинают после 1,5 — 2 мес, изучают детей с признаками раннего органического поражения мозга, находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации. Методики включают наборы заданий для изучения моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста задания усложняются. Результаты оцениваются сравнением с нормативом.
Состояние двигательной сферы: контроль положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес - развитие шаговых движений.
Сенсорные реакции: характер фиксаций, реакции предвосхищения, реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и то же время
Предметные действия. оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. старше 8 мес - возможность пересечения рукой средней линии взора при захвате второй игрушки.
Взаимодействия со взрослым: наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. Характер и выраженность улыбки, характер отрицательных эмоциональных проявлений.
Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике ребенка.
Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой в советской психологии теории психического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие российские психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. 1е положение Основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вторым, важнейшим для психологической диагностики, положением Л. С. Выготского является его концепция о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития».
7. Диагностический подход на основе теории созревания, теории трех ступеней развития К.Бюлера; нормативный подход к исследованию развития Л.Термена.
Теория созревания А. Гезелла. А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента рождения, через строго определенные промежутки времени у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга. Пытаясь сформулировать общий правило детского роста, А. Гезелл обратил интерес на снижение темпа роста с Возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят перемены в его поведении.
Теория трех ступеней развития - теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт - все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) - требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект - доступен только на определенной стадии развития ЦНС, обеспечивает неограниченные возможности адаптации. Механизм перехода с одной ступени на другую: созревание ЦНС и переход удовольствия с конца действия на начало. К. Бюлер сформулировал закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования.
Нормативный подход к исследованию развития Л.Термена. Л. Термен в 1916 г. стандартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу, сделал новый возможность тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (1q) и попытался на основе фактов обосновать состояние о том, что он остается постоянным в течение жизни.
При помощи тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили собственной задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. По заключению Л. Термена, гений ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции. Термен считал одаренным малыша с высоким коэффициентом интеллекта. Не учитывал значение конвергентного и дивергентного мышления в оценке одаренности.