Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наблюдение как метод исследования массовой коммуникации



ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭПЕРИМЕНТ

На сегодняшний день наиболее популярным методом изучения простейших форм медиавоздействия можно считать экспериментальный метод. При проведении экспериментов участники смотрят, слушают или читают определенные виды медиапродукции (содержащие сцены насилия, сексуально откровенные, пугающие или какие-либо другие). Другая группа участников в это время смотрит, слушает или читает медиапродукцию нейтрального содержания. Затем поддающиеся измерению изменения, наблюдаемые у индивидов из обеих групп, сравниваются. При этом могут быть использованы самоотчеты участников по предлагаемой форме либо объективные измерения. Последние могут осуществляться посредством наблюдения за действиями участников; оценки различных видов деятельности, выполняемой испытуемыми; измерения определенных физиологических параметров (например, кровяного давления, частоты сердечных сокращений, температуры тела); регистрации психофизиологических параметров когнитивной деятельности (например, а- и β-волн головного мозга), которая проводится при просмотре, прослушивании или чтении медиапродукции.

Эксперименты могут усложняться за счет включения контрольной группы участников (которые не читают, не слушают и не смотрят никакой медиапродукции). Такие комплексные эксперименты также применяются для одновременного исследования воздействия нескольких переменных— например, воздействия (а) устрашающей и нейтральной медиапродукции на (б) девочек и мальчиков (в) разного возраста (скажем, в 3, 6 и 9 лет).

Р.Д. Уиммер и Дж.Р. Доминик называют четыре основных преимущества и два основных недостатка лабораторных экспериментов при исследованиях медиавоздействия. Одно из преимуществ состоит в том, что эксперимент представляет собой "лучший исследовательский метод социальных наук для установления причинно-следственных отношений". Кроме того, эксперимент дает исследователю хорошую возможность контроля, особенно в том, что касается представления переменных в надлежащей временной последовательности, так что причина опережает следствие, а также при манипуляциях с переменными. Что касается финансовых затрат, эксперименты обходятся дешевле, чем большинство остальных методов исследования. Наконец, эксперименты легче повторить, чем исследования других типов, ввиду их поэтапной структуры. Что касается недостатков, искусственная среда лабораторного эксперимента может повлиять на поведение участников, включая ту самую переменную, которая подлежит исследованию. Другая проблема — экспериментальная необъективность — имеет место, когда исследователь намеренно или ненамеренно влияет на результаты. Многие ученые избегают этой проблемы, проводя эксперименты по так называемому "двойному слепому методу", когда ни испытуемые, ни сами исследователи не знают состава экспериментальных и контрольных групп.

ПОЛЕВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Полевой эксперимент не дает таких возможностей для контроля, как эксперимент, проведенный в лабораторных условиях. Тем не менее, использование методов статистического контроля в полевых исследованиях позволило ученым добиться большей контролируемости посторонних переменных. Полевые эксперименты характеризуются высокой степенью внешней валидности, т.е. возможностью обобщения результатов отдельного исследования. Отношение или поведение участников эксперимента изучается не в искусственной (и зачастую "стерильной") обстановке лаборатории, а в естественных условиях, что дает повод предполагать, что поведение участников более естественно. В некоторых случаях участники могут не осознавать себя в качестве объекта исследования и поэтому вести себя более естественно, однако такой подход сомнителен с точки зрения научной этики. Дополнительным преимуществом полевого эксперимента можно считать его эффективность при изучении сложных социальных ситуаций, например, воздействие телевидения на определенное сообщество сразу же после его появления там.

ОПРОС

Еще один распространенный способ изучения медиавоздействия подразумевает письменное и устное анкетирование, беседу или Internet-опрос для определения: 1) вида и объема медиавоздействия на индивида (например, сколько часов в неделю индивид смотрит боевики или количество порножурналов, прочитанных за неделю); 2) собственной оценки индивидом своего отношения к асоциальному или просоциальному поведению. Что касается измерения последней характеристики, исследователи могут применять какую-либо из усовершенствованных шкал или опросников. Цель таких исследований часто заключается в определении специфических демографических либо социографических факторов, которые могут повлиять на отношения между переменными, потому что обычно проводятся опросы не всего населения, а группы его представителей. Когда речь идет об опросе как средстве исследования медиавоздействия, следует иметь в виду некоторые особенности. Если вспомнить три критерия каузальности Перри, можно увидеть, что первое условие — предполагаемая причина и предполагаемое следствие должны ковариировать (соизменяться) — легко обеспечивается опросом. Третье условие — устранение альтернативных факторов — также в какой-то мере выполняется с помощью опроса. В самом деле, используя хорошо спланированный опрос, можно одновременно изучать несколько потенциальных источников определенного вида медиавоздействия. По этой причине исследователи часто совмещают эксперимент с опросом участников. Таким образом ученые могут использовать различные методы статистического контроля и частично объяснить влияние альтернативных факторов, в то же самое время выявляя причинно-следственные отношения в жестких условиях эксперимента. Однако второе условие, упомянутое Перри, — предполагаемая причина должна предшествовать во времени предполагаемому следствию — потенциальный источник проблем при использовании опроса для изучения медиавоздействия. Это условие временной последовательности, или же размещения на оси времени, не может быть выполнено, если анкета или интервью оценивают предполагаемую причину (например, количество часов, затраченных на просмотр боевиков) и предполагаемое следствие (уровень тревожности по поводу собственной безопасности) одновременно. Чтобы выполнить условие временной последовательности, ученые часто применяют один и тот же (или подобный) опрос несколько раз или же проводят опрос поэтапно, через определенные промежутки времени. Однако, поскольку такая форма контроля, как правило, не считается такой же точной или эффективной, как жесткие рамки экспериментального исследования, то в случае, если медиавоздействие исследуется исключительно посредством опроса, определение причинности часто ставится под сомнение. Другими словами, опрос — удобное средство для определения связей или отношений между переменными, но менее эффективен при определении причинно-следственных отношений.

 

Метод науки – это совокупность приемов, исследовательских процедур, применяемых для получения научного знания.

 

При исследовании коммуникативных процессов используются общенаучные и частнонаучные методы.

 

Общенаучные методы – это совокупность исследовательских приемов и процедур, используемых в различных областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественно-научного. К числу общенаучных методов, чаще всего используемых в исследовании коммуникационных процессов, могут быть отнесены: моделирование, системный подход, сравнение. Более подробно о содержании этих методов можно прочитать в учебнике .[6]

 

Частнонаучные методы – совокупность способов, исследовательских приемов и процедур познания, применяемых в той или иной отрасли науки.

 

Поскольку теория коммуникации представляет собой многоуровневую и чрезвычайно разветвленную систему знания, то в ней используются методы таких наук, как социология, психология, лингвистика, педагогика, а также межнаучных дисциплин – социальной психологии, социолингвистики и др. Так, для изучения состояния коммуникативных процессов в обществе широко применяются методы социологических исследований: различные виды опросов, итервьюирование, анализ документов. При этом применяются такие методы анализа собранной первичной информации, как статистический анализ, группировка и типологизация.

 

Герменевтика как метод истолкования, интерпретации текстов, заимствованный из философии, также используется в изучении коммуникативных процессов.

 

Большое влияние на исследование коммуникативных процессов оказала бихевиоризм. Особенно это относится к проблеме изучения обратной связи как реакции на стимул (напомним основную формулу бихевиоризма – “S-R”). Однако следует заметить, что бихевиористская методология имеет ограниченное применение в исследовании социальной коммуникации вследствие игнорирования таких фундаментальных психических явлений, как сознание, мышление, воля. Вместе с тем она обладает немалыми эвристическими возможностями при изучении коммуникации в природе (на ней построены методы дрессировки животных).

 

Контент-анализ используется в изучении содержательной стороны информации. Это экспериментальный метод, направленный на изучение деятельности средств массовой информации (СМИ) путем систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержания сообщения информационного источника. Вместе с тем данный метод применяется и в теоретических исследованиях, раскрывающих характер взаимоотношений средств информации и общественных структур (например, роль телевидения в формировании культурно-нравственных основ подрастающего поколения россиян).

 

Интент-анализ – метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Этот метод разрабатывается главным образом в рамках психологической науки и исходит из того, что человеческая речь представляет собой преднамеренное действие, т.е. намерение (интенция) что-либо высказать, связанное с определенным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически каждого речевого акта. Для фиксирования интенционного пласта речи была разработана специальная процедура – интент анализ.

 

Метод наблюдения, как широко используемый в различных социально-гуманитарных науках, также используется при сборе материала для исследования вербального и невербального взаимодействия. Эффективность этого метода повышается тогда, когда используются технические средства фиксации объектов.

 

Метод социометрии, относящийся, прежде всего, к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена малой группы, используется в коммуникативистике. Процедура социометрического измерения предполагает проведение опроса всех членов группы для установления их отношения друг к другу. Результаты опроса показывают степень сплоченности коллектива и важны с точки зрения изучения межличностной и групповой коммуникации, полезны также для изучения коммуникации в организациях.

 

Перечисленные выше методы не исчерпывают методологическую базу теории коммуникации, но являются одними из наиболее широко ею используемых. Необходимо учитывать, что нет какого-либо одного метода, который бы позволил глубоко проникнуть в суть изучаемого явления. Методы исследования должны применяться в комплексе. Следовательно, успех исследования зависит от умения использовать эвристические возможности различных исследовательских методов, процедур, техник, применяемых в их взаимосвязи.

 

Наблюдение как метод исследования массовой коммуникации

Наблюдение является исторически первым методом изу-чения поведения людей. Результаты наблюдения за комму-никатором и реакцией аудитории позволяли делать и прове-рять предположения о закономерностях психологического воздействия информации. Лишь в ХХ в. регистрация и ана-лиз участников коммуникативного процесса стали прово-диться на научной основе. Обобщению результатов исследо-ваний в данной области посвящена работа В. В. Бойко [20]. Наблюдение за публикой в театре и кинозале предпринима-лось советскими социологами с 1920-х гг. Для этих целей бы-ла разработана координатная сетка, в которой отражались виды реакций зрителей и соответствующие сцены спектакля или фильма. Наблюдатели находились во время показа в за-ле и фиксировали в бланке реакцию публики. Координатную сетку для наблюдения за реакциями зрителей, например при просмотре мелодрамы, можно представить в следующем виде.

Систематическое проведение описанной процедуры по-зволяет определить среднюю повторяющуюся реакцию и от-клонения от нее. Подобная методика наблюдения использо-валась В. Э. Мейерхольдом в своем театре в течение теат-рального сезона 1924–1925 гг. [85]. В тот же период с помощью наблюдения изучались реакции зрителей фильма С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”».

Объектом наблюдения массовой коммуникации может быть различная по характеристикам аудитория: масса (улич-ная толпа, посетители тетра или кинозала и т. п.), малая группа (семья, дружеская компания, учебная группа, участ-ники фокус-группы и т. п.), а также индивид – реципиент или коммуникатор. Наблюдаться может и получатель (на-пример, зритель или слушатель), и источник информации (например, диктор). В поведении людей наблюдаются значи-мые действия, характеризующие ситуацию массовой комму-никации.

В. В. Бойко предлагает разграничивать два типа наблю-дения в данной ситуации: одно ведется за непосредственным процессом контакта коммуникатора и аудитории, когда люди смотрят, слушают, читают; другое наблюдение проводится после завершения коммуникации. При непосредственном на-блюдении за аудиторией наблюдаются следующие проявле-ния [20]:

1) пространственно-временные особенности ситуации, в которой осуществляется контакт аудитории с источником ин-формации,

2) деятельность людей, которая протекает параллельно или уступает место контакту со СМИ,

3) особенности взаимоотношений людей, вызванные влиянием массовой коммуникации,

4) внешние признаки проявления внимания, интереса к коммуникации,

5) физиологические реакции организма на воздействие массовой коммуникации (например, показатели давления, частоты пульса, потоотделения).

Фиксируются частота контакта аудитории с коммуника-тором, или передачей, объем уделяемого времени, ценность этого времени в распорядке дня человека, количество време-ни, затрачиваемого для установления контакта со СМИ, ме-сто контакта со СМИ, реплики о содержании материалов, воз-гласы одобрения, тишина, смех, движения тела, частота пульса, потоотделение и т. д. При наблюдении после массо-вой коммуникации возможна фиксация высказываний о те-ле- и радиопрограммах, их ведущих, о газетах, телевизион-ных каналах в барах, общественном транспорте, после про-смотра фильма в кинотеатре и т. п.

Наблюдение может вестись и за отдельными участника-ми коммуникации, например, за ведущим телевизионной программы. Решению данной задачи будет способствовать применение методики наблюдения за вербальными и невер-бальными реакциями в ходе взаимодействия, предложенной Р. Бейлсом [5; 72; 77; 101]. Подробное изложение методики на русском языке содержится в пособии Ф. Тильмана и М.-А. Ро-бера «Психология индивида и группы». Метод Р. Бейлса при-ближен к контролируемому эксперименту, в высшей степени аналитичен и объективен. Среди недостатков называются отдельные методологические несоотнесенности и, прежде всего, высокие требования к профессионализму наблюдате-лей-регистраторов реакций [72]. Освоение методики требует длительного времени.

Изначально данный инструмент был разработан Р. Бейл-сом для формализации процесса научного наблюдения за по-ведением участников собрания. Однако предложенные авто-ром категории наблюдения удобны для исследований в об-ласти массовой коммуникации.

Бланк наблюдения по методике Р. Бейлса можно пред-ставить следующим образом.

Использование данного бланка в ходе наблюдения за участниками массовой коммуникации позволяет выявить ха-рактер ориентации партнеров – на решение задачи или под-держание эмоционального комфорта, отношение друг к дру-гу, специфические поведенческие стратегии, предпочитаемые стили взаимодействия и т. п. Данную методику удобно ис-пользовать для наблюдения за участниками телевизионных программ, которые выступают в данном случае субъектами психологического воздействия на зрительскую аудиторию. Демонстрируемые ими образцы поведения, отношение к от-дельным сторонам общественной и интимной жизни, това-рам, друг к другу и другим личностям в той или иной степени усваиваются реципиентами телевизионного воздействия, осо-бенно детьми и подростками. Поэтому использование научно-го метода наблюдения в области массовой коммуникации приобретает дополнительную практическую значимость.

Таким образом, использование методики наблюдения Р. Бейлса целесообразно при изучении непосредственной 16

коммуникации участников телевизионных программ, высту-пающих в массовой коммуникации в качестве «коллективно-го коммуникатора». Для исследования реципиента или ауди-тории массовой коммуникации можно использовать бланк протокола наблюдения за поведением аудитории во время просмотра информационной программы, предложенной Л. Ворсиной [17]. Он имеет следующий вид.

Надежность данных, получаемых в ходе наблюдения, обеспечивается одновременной работой нескольких регистраторов с последующим сравнением результатов и проверкой степени их совпадения.

В соответствии с рассмотренной нами классификацией областей изучения массовой коммуникации метод наблюде-ния позволяет изучить социально-психологические особенно-сти коммуникаторов и реципиентов, а также эффекты – соци-ально-психологические аспекты коммуникативного воздейст-вия на аудиторию.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.