«Никакое, даже самое совершенное правление не может существовать без хорошей исполнительной власти. Счастье народа зависит от наличия справедливых законов, а действие законов зависит от их исполнения. Опыт показывает, что пренебрежение этой частью правления навлекало на Польшу много несчастий. Поэтому, гарантировав свободному польскому народу власть устанавливать для себя законы и силу надзора над всякой исполнительной властью, а также избрания чиновников и магистратур, высшую исполнительную власть мы пере-
даем королю и его совету, который будет называться стражем законов. Исполнительная власть обязана точно соблюдать и исполнять законы. Она будет действовать там, где это разрешают законы, где законы требуют надзора за принудительным взысканием и даже действенной помощи. Ей всегда должны повиноваться все магистратуры, и в ее руки мы вкладываем право принуждения в отношении непослушных и халатно относящихся к своим обязанностям магистратур.
Исполнительная власть не имеет права устанавливать или толковать законы, вводить под каким бы то ни было названием налоги и поборы, производить государственные займы, изменять произведенное сеймом распределение государственных доходов, объявлять войну, заключать мир, а также не имеет права окончательного заключения договоров или каких-либо дипломатических актов. Она может только вести временные переговоры с иностранными государствами, а также решать временные и текущие дела, необходимые для спокойствия и безопасности страны, о которых должна сообщить ближайшему собранию сейма. Польский трон объявляем выборным и фамильным и хотим всегда иметь его таковым.
Каждый король, вступая на трон, приносит присягу богу и народу хранить настоящую конституцию, pacta conventa, которые будут заключены с нынешним- электором Саксонским, как назначенным на трон, и которые будут обязывать его так же, как прежние. Особа короля — священна и неприкосновенна. Ничего сам не предпринимающий, он не может ни за что отвечать перед народом. Он должен быть не самодержцем, а отцом и главой народа, и таковым его признает и декларирует настоящая Конституция. Доходы в том виде, как они описаны в пактах конвента, и прерогативы, присущие трону и настоящей Конституцией гарантированные будущему электу, не могут быть нарушены. Все общественные акты, трибуналы, суды, магистратуры, монеты, печати должны носить имя короля. Король, которому должна быть оставлена всяческая власть делать добро, будет иметь право амнистии в отношении приговорен оных к смерти, кроме лиц, совершивших государственное преступление (in crinibus status). Королю будет принадлежать верховное право распоряжаться вооруженными силами страны во время войны и назначать командующих войсками, однако с условием возможной смены их по воле народа. Его обязанностью будет также присваивать офицерские звания, назначать чиновников в соответствии с текстом закона, назначать епископов и сенаторов в соответствии с текстом закона, а также министров, как первых чиновников исполнительной власти. Kopoлевская стража, или рада королевская, приданная королю для соблюдения, обеспечения и выполнения законов, будет состоять из: 1) примаса как главы польского духовенства и как председателя эдукационной комиссии[1] могущего быть замененным в королевской раде первым ex ordine (по порядку) епископом; 2) пяти министров, т. е. министра полиции, министра печати, военного министра, министра финансов, министра печати для иностранных дел; 3) двух секретарей, из которых один ведает протоколом стражи, а другой — протоколом иностранных дел, оба без решающего votum (голоса). Наследник трона, придя к совершеннолетию и принеся присягу в верности Конституции, может присутствовать на всех заседаниях рады (стражи), но без права голоса. Маршал сейма, будучи избран на два года, будет входить в число 'Присутствующих на заседании рады, без участия в ее решениях, единственно для созыва Готового сейма. В том случае, когда он признал бы созыв Готового сейма настоятельно необходимым, а король воспротивился бы его созыву, маршал обязан передать послам и сенаторам циркулярные (окульные) листы, созывая их на Готовый сейм и указывая на причины его созыва. Причины обязательного созыва сейма могут быть только следующие: 1) срочные обстоятельства, затрагивающие право народов, в особенности случаи войны с иностранным государством; 2) внутренние беспорядки, грозящие переворотом в стране или столкновением между магистратурами; 3) очевидная опасность повсеместного голода; 4) осиротелость отечества в результате смерти короля или опасной его болезни. Все резолюции будут рассматриваться в раде (страже) вышеперечисленным их составом. После того, как король выслушает все мнения, его суждение должно быть решающим, чтобы обеспечить единство воли в исполнении закона. Хотя каждая резолюция стражи (рады) будет исходить от имени и за подписью короля, она должна быть подписана одним из министров, входящих в состав стражи, и, будучи так подписана, должна являться обязательной и должна быть исполняема либо комиссиями или какими-либо исполнительными магистратурами, но только в тех вопросах, которые явно не исключены в настоящем законе. В случае, если ни один из министров, входящих в состав рады, не согласится подписать решения, король откажется от этого решения, а если будет настаивать на нем, маршал сейма в этом случае будет просить о созыве Готового сейма, и, если король будет оттягивать созыв, маршал должен его совершить. Король имеет право как на-
значения всех министров, так и выделения одного из них от каждого отдела администрации в состав рады или стражи. Выделение в состав стражи производится на два года. Министры, выделенные в состав стражи (рады), в работе комиссий не участвуют. В случае если большинство в 2/3 обеих палат сейма при тайном голосовании на совместном заседании потребует смены министра в страже или в правительстве, король должен немедленно назначить на его место другое лицо.
Для лучшего функционирования исполнительной власти устанавливаем отдельные комиссии, зависящие и подчиненные страже. Сейм будет выбирать в их состав комиссаров для ведения дел в течение срока, определенного законом. Эти комиссии следующие: 1) эдукационная комиссия, 2) комиссия по вопросам полиции, 3) комиссия по вопросам армии, 4) комиссия по вопросам финансов. Нижестоящие воеводские комиссии, установленные на этом сейме и находящиеся в ведении стражи, будут получать приказы от вышеупомянутых промежуточных комиссий, каждая из них от соответствующей ей, в зависимости от объекта их власти и обязанностей».
VIII. Судебная власть
«Судебная власть не может быть осуществляема ни законодательными органами, ни королем. Она должна осуществляться магистратурами, установленными и выбираемыми специально для этой цели. Она должна быть приближена к местам с тем, чтобы каждый человек легко мог найти справедливость, а преступник всегда видел над собой грозную руку государственного закона. Поэтому устанавливаем:
1. Суды первой инстанции для каждого воеводства, земли и повета, судьи которых будут выбираться на сеймиках то суды первой инстанции должны быть всегда бдительны и готовы обеспечить справедливость тем, кто в ней нуждается. От до этик судов идут апелляции к главным трибуналам, которые должны быть во всех провинциях и которые должны также состоять из лиц, избираемых на сеймиках. Эти суды как первой, так и последней инстанции будут судами землевладельцев для шляхты и для всех владельцев земли с кем-либо in causi iuri et facti.
2. Обеспечиваем всем городам судебные юрисдикции в соответствии с законом настоящего сейма «О свободных королевских городах».
3. Для каждой провинции утверждаем отдельные референдарские суды для рассмотрения дел свободных крестьян, каковые дела отнесены к этим судам прежними законами.
4. Суды надворные, асессорские, реляционные и курляндские сохраняем.
5. Исполнительные комиссии будут иметь суды по вопросам, касающимся их компетенции.
6. Кроме судов по гражданским и уголовным вопросам для всех станов, должен быть еще верховный суд, называемый сеймовым, состав которого будет выбираться при открытии каждого сейма. В компетенцию этого суда будут входить дела о преступлениях против народа и государства, т. е. crimina status (государственные преступления). Наказываем, чтобы специально выделенные сеймом лица составили новый гражданский и уголовный кодекс».
IX. Регентство
«Стража будет являться одновременно регентским советом во главе с королевой, а в случае ее болезни — примасом. Регентство может иметь место только в следующих трех случаях: 1) во время малолетства короля; 2) во время болезни, вызывающей длительное помешательство; 3) в случае, если король взят в плен на войне...»