Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

V. Правительство, или назначение публичных властей



I.Господствующая религия

«Господствующей польской религией есть и будет святая римская католическая цер­ковь со всеми ее законами. Переход из государственной веры в какое-либо дру­гое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество. Но так как та же святая вера повелевает нам любить ближних наших, мы должны обеспечить государственную опеку и спо­койствие в вере для всех людей любых вероисповеданий. Поэтому мы гаранти­руем свободу религии и обрядов в поль­ских государствах в соответствии с мест­ными уставами».

Законодательно подтверждая господство в Польше католической церкви, Конститу­ция в то же время отражает наличие на­циональной неоднородности населения польских земель.

П. Шляхта, землевладельцы

«Чтя память предков наших, как осно­вателей свободного правления, мы торже­ственно гарантируем шляхетскому стану все свободы, вольности, прерогативы и преимущества в частной и общественной жизни. Особенно мы утверждаем, гаран­тируем и объявляем нерушимыми права, статуты и привилегии, справедливо и за­конно наделенные шляхетскому стану Казимиром Великим, Людовиком Венгерским, научные сообщения

Владиславом Ягеллой и Витольдом, бра­том его, великим князем Литовским, а также Владиславом и Казимиром Ягеллончиками, братьями Альбертом, Алек­сандром и Сигизмундом Первым и Сигизмундом Августом, последним из ягеллонского рода. Достоинство шляхетского ста­на в Польше признаем равным всем сте­пеням благородства, где-либо принятым. Признаем равными всех шляхтичей не только в отношении получения должностей и оказания услуг отечеству, приносящих честь, славу и богатство, но также в отно­шении равного пользованиями привилегиями и прерогативами, принадлежащими шля­хетскому стану, а особенно правом личной безопасности, личной свободы и правом владения земельной и движимой собствен­ностью; так как они издревле служили каждому, так мы хотим, чтобы они хра­нились впредь свято и нерушимо и тор­жественно обещаем, что не допустим ни­какого изменения или исключения в за­коне о личной собственности. Напротив, высшая государственная власть и уста­новленное, ею правительство не будет предъявлять никаких претензий к имуще­ству граждан под предлогом iurium regalium (исключительных прав Монарха) или под каким-либо другим предлогом. Лич­ную безопасность и всякую собственность, кому-либо по праву принадлежащую, мы уважаем, обеспечиваем и утверждаем как истинный стержень общественности, как основу личной свободы граждан и хотим, чтобы они были уважаемы, обеспечены и нерушимы также и в будущем. Шляхту мы считаем первейшими защитниками свободы и настоящей конституции. Пору­чаем добродетели, чести и чувству граж­данства каждого шляхтича уважать свя­тость ее, оберегать ее прочность, как един­ственную твердыню отечества и наших свобод».

В статье о шляхте и землевладельцах нашли яркое отражение существовавшая в момент принятия Конституции расста­новка классовых сил и реформистский, ограниченный характер самой Конститу­ции. Все основные свободы и вольности шляхетства и магнатов оставлены незыбле­мыми и подтверждаются вновь. Более того, оговаривается ограничение высшей государственной власти и прав монарха в отношении собственности феодалов. Шляхетство провозглашается высшим со­словием в государстве.

III. Города и мещане

«Закон, принятый настоящим сеймом под заглавием „Города наши Королев­ские, свободные в государствах Речи Посполитой, хотим полностью сохранить и безопасности ее свобод и целостности об­щего отечества».

Указанный в этой статье закон о горо­дах был принят сеймом в апреле 1791 г. и являлся одной из первых реформ, вы­двинутых «патриотической» партией. При­нятием закона о городах были признаны возраставшая роль и значение зарождав­шейся в городах польской буржуазии.

Согласно закону, мещане получали, шляхетское право личной неприкосновен­ности, доступ к офицерским званиям, право приобретать земельные владения, занимать духовные и светские должности.

Кроме того, представители третьего сословия, жившие в королевских городах, получили представительство в сейме. Сле­дует отметить, что эти представители имели право решающего голоса лишь при разбирательстве дел о городах и торгов­ле, а в остальных случаях только сове­щательный голос.

Однако и этих прав были удостоены не все горожане, так как жителям частно­владельческих городов закон таких прав не предоставлял. Таким образом, будучи вынужденным принять закон о городах, феодальный сейм ограничился полумерой и одновременно с этим, в целях ослабле­ния городского сословия, рассчитывал расколоть силы мещанства на два лагеря.

IV. Хлопы, крестьяне

«Крестьянское население, в руках кото­рого находится самый щедрый источник богатства страны, которое составляет са­мую многочисленную часть населения и, следовательно, является самой могучей силой страны, по справедливости, из чув­ства человечности и христианского долга, а также учитывая наш собственный, хо­рошо понятый интерес, мы берем под покровительство закона и нашего прави­тельства, устанавливая, что отныне лю­бые свободы, дарствования или договоры, аутентично заключенные между землевла­дельцами и крестьянами, — независимо от того, касаются ли они всей громады или любого отдельного жителя этой де­ревни,— должны быть общей и взаимной обязанностью, в соответствии с точным значением условий и описаний, заключен­ных в указанных дарствованиях и дого­ворах. Такие договоры и следующие из них обязанности, добровольно принятые владельцем земли, являются обязательны­ми и для его наследников или лиц, при­обретших право на эту землю, так что они никогда не будут иметь права само­вольно их изменить. С другой стороны, крестьяне какого-либо поместья не могут уклониться от добровольно принятых до­говоров, дарствований и повинностей, в них оговоренных, иначе как в порядке и с условиями, предусмотренными в этих договорах, которые обязывают их либо навечно, либо до определенного срока. Гарантировав, таким образом, землевладельцам се доходы, полагающиеся им от крестьян, и желая всемерно поощрить рост населения страны, провозглашаем для всех людей, как вновь прибывающих, так и тех, кто сначала покинул родину, а затем пожелал вернуться назад, полную свободу, причем в такой степени, что любой человек, прибывший или вернувшийся в государство Речи Посполитой, как только ступит ногой на польскую землю, получает полное право заниматься своим трудом, как и где ему угодно, заключать договоры об оседлости, найме или аренде как угодно и на любой срок, будет свободен посе­ляться в городе или в деревне, жить в Польше или уехать в любое государ­ство, предварительно выполнив обяза­тельства, добровольно на себя принятые».

Несмотря на содержащиеся в статье слова «о справедливости», «чувстве чело­вечности» и «крестьянском долге» Консти­туция не вносит никаких изменений в тяжелое, угнетенное положение самого многочисленного слоя населения страны — крестьянства.

Демагогическое принятие под защиту закона, выполнение сторонами обяза­тельств по договорам, заключенным между землевладельцами и крестьянами, — все это не могло облегчить положения крестьян. Указанные договоры, неравноправ­ные по своей природе, были средством закрепощения крестьян, и в них всегда на стороне собственников земли концентри­ровались неограниченные права, а на стороне тружеников-крестьян многочислен­ные тяжелые повинности и обязанности.

Далее, стремясь привлечь дополнитель­ные рабочие руки и провозглашая в этих целях «свободу» вновь прибывающим ли­цам, Конституция тут же оговаривает, что эти «свободы» определяются также договорами, которые переселенцы должны заключить с собственниками земли, с вла­дельцами орудий и средств производства. Ясно, что содержанием таких договоров могло быть не что иное, как отношения угнетения и эксплуатации имущими непо­средственных производителей.

Однако, предоставляя право поселенцам селиться или в деревне, или в городе, Конституция тем самым отражает разви­тие капиталистических отношений в стране и заботу об обеспечении рабочих рук в интересах развивавшейся буржуазии.

Таким образом, приведенные выше II, III и IV статьи Конституции дают яркую характеристику классового состава поль­ского общества конца XVIII в.

V. Правительство, или назначение публичных властей

«Всякая публичная власть берет свое начало в воле народа. Следовательно

чтобы единство государства, свобода граж­дан и общественный порядок оставались вечно в равной мере нерушимы, Польское правительство должно состоять, и по воле настоящего закона всегда будет состоять, из трех (властей): законодательной вла­сти в лице соединенных станов, высшей исполнительной власти в лице короля и стражи и судебной власти в лице юрисдикций, установленных или которые должны быть установлены».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.