Будущее Республики Беларусь, её место в мировом сообществе в значительной мере определяется тем, окажется ли она в состоянии преодолеть возникший технологический разрыв, отделяющий страну от развитых стран мира. Для Республики Беларусь как для государства с переходной экономикой особенно интересен опыт успешного продвижения в этом направлении Китайской Народной Республики (КНР), поскольку с начала 90-х годов ХХ столетия обе страны имели схожую структуру управления народным хозяйством.
В становлении и развитии экономики Китая исключительно большую роль играет государство. В силу исторической специфики в КНР государство выступает центральным субъектом экономических отношений. Именно государство на базе использования политики «реформ и открытости» сознательно регулирует экономическое развитие, осуществляет формирование инновационной модели экономики. Как следствие, китайское государство вынуждено выполнять все более сложные и разносторонние функции, способствующие созданию условий для устойчивого сбалансированного экономического роста.[13]
Исследование особенностей трансформации государственного регулирования экономики в условиях инновационного развития КНР, складывающихся методов и форм государственного регулирования, способствующих реализации концепции модернизации и определения ее эффективности, является важным и весьма актуальным.
Китай всегда следует выделять особо, поскольку страна занимает уникальное место в мировой экономике, строя модель-симбиоз рыночной и планово-регулируемой экономики, представляющий социалистический рынок с элементами свободного предпринимательства, но под руководством коммунистической партии. Сам по себе Китай также неоднороден: здесь есть приморские регионы, близкие по уровню своего развития к ведущим странам мира, а есть и территории на западе и в центре страны, крайне отсталые по характеру своего развития. В результате усредненные показатели для Китая позволяют говорить о нем только как о развивающейся стране. Тем не менее, для Китая характерны чрезвычайно высокие темпы экономического роста, благодаря которым низкий пока уровень благосостояния населения с каждым годом заметно растет. [14]
С 1979 г. Китай приступил к реформированию хозяйственной системы в рыночном направлении. Значение рынка в экономике и ее открытость внешнему миру резко повысились. Развитие заметно ускорилось: в 1979-1996 гг. Среднегодовой прирост ВВП достиг 9, 9%, ощутимо усилилась мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены огромной ролью государственного регулирования. Показателем успешности проводимых реформ может служить ВВВ Китая, который увеличился в 34 раза в период с 1979 по 2012 год.
Принципиально важным направлением государственного регулирования стала выработка в КНР достаточно детальной технологии перехода к инновационной экономике. Важнейшими особенностями такой политики являлись:
1. Приоритет задач стабилизации экономики;
2. Жесткая централизация финансовых и материальных ресурсов на период преодоления кризиса;
3. Достижение консенсуса в политическом руководстве страны, обеспечивающее применительно к курсу регулирования экономики «пять единств» - единство понимания, единство политики, единство планов, единство руководства, единство действий;
4. Перестройка структуры экономики и инвестиционный маневр в пользу сельского хозяйства и легкой промышленности, снижение производства в тяжелой промышленности и максимальное снижение масштабов нового капитального строительства;
5. Концентрация усилий по выходу из кризиса на восстановлении и подъеме сельского хозяйства;
6. Подчинение внешнеэкономических связей целям инновационной экономики;
7. Гибкая политика нормализации положения на потребительском рынке. [13]
Также при переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Китая обнаружились следующие черты:
−сосуществование новой и старой экономических систем;
−быстрый рост сопровождается инфляцией;
−темпы развития ускорены;
−роль рыночных отношений и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению отстает от развития макроэкономической ситуации.
Регулирование в Китае не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям:
1. Экономический рост, находящий выражение в повышении общего уровня развития, увеличении производства продуктов, повышении производительности труда, совершенствовании структуры спроса и предложения и т.д.
2. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности цен, поддержание и повышение уровня занятости, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговли, достижение баланса между валовым предложением и валовым спросом.
3. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано с моральными критериями и ценностями. В обычном восприятии оно означает справедливое распределение общественного богатства, в том числе справедливое распределение доходов, обеспечение добросовестной конкуренции и т.д.[15].
В качестве основного средства государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное регулирование. Это означает регулирование и контроль правительством народнохозяйственных показателей и их динамики экономическими методами и рычагами, обеспечение с помощью правовых и административных средств здоровой конкуренции и противодействие монополизму, поддержание развития экономики в заданных правительством рамках.
Косвенные методы регулирования предполагают следующие изменения:
• переход от прямого (директивного) к косвенному управлению хозяйственной деятельностью предприятий и министерств;
• переход от управления на микроуровне к макроуправлению;
• переход от непосредственного утверждения объектов строительства, распределения денежных и материальных средств к разработке направлений и планов развития, а также регулированию и контролю за их осуществлением.
Основными средствами здесь являются финансовая политика, налоги, кредитование, прибыль, трансфертные операции, цены, заработная плата, премии и др. Причем успех может быть достигнут только в случае выбора экономических методов, соответствующих конкретному периоду развития. Так, ситуация "перегрева" экономики, вызванная чрезмерными капиталовложениями, была разрешена путем проведения политики ограничения рынка капитала, сокращения финансовых расходов и размеров кредитования и повышения процентов на депозиты [15].
Мировой финансово-экономический кризис оказал ощутимое влияние на экономическое развитие Китая. Если в I, II и III кварталах 2008 г. прирост ВВП составлял соответственно 10, 6; 10, 1 и 9%, то в IV квартале этот показатель уменьшился до 6, 8%. Прирост годового ВВП Китая снизился с 13% в 2007 г. до 9% в 2008 г. В 2009 г. предполагалось дальнейшее снижение прироста ВВП до 7-8%.
Ответными действиями Китайского правительства стал целый комплекс антикризисных мер, включающий в себя:
−увеличение поддержки малого и среднего бизнеса
−поддержка финансовой системы
−стимулирование внутреннего потребления на товары собственного производства (поощрение покупки новых автомобилей в обмен на старые и аналогичный обмен бытовой электротехники).
Реакция Китая на мировой финансово-экономический кризис свидетельствует о готовности властей к проведению необходимых мероприятий и уверенности в оперативном выходе страны из кризиса. В настоящее время китайские и многие зарубежные эксперты сходятся во мнении, что китайская экономика восстановится после мирового финансово-экономического кризиса и сделает это раньше других [14].
Таким образом, государственное регулирование в Китае сводится к трем основным целям: 1. Экономический рост; 2. Экономическая стабильность; 3. Экономическая справедливость. В качестве основного средства государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное регулирование. Во время финансово-экономического кризиса Китай показал свою готовность и способность противостоять трудностям, возникших в этот период. Поэтому, совместная деятельность КНР со странами СНГ на мировом рынке услуг и товарной продукции высоких технологий представляется перспективой для Китая и Беларуси. Предполагается, что технологическое взаимодействие между КНР и Беларусью и другими странами СНГ будет развиваться по восходящей линии. Освоение потенциала научно-технического обмена, не противоречащее правилам рыночного хозяйствования, будет способствовать инновационному обновлению народнохозяйственных комплексов и, в конечном счёте, принесёт немалые социально-экономические выгоды народам этих государств.
Заключение
На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:
1. Государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы.
2. При переходе от плановой к рыночной экономике функции государства в управлении экономикой постепенно сокращаются. И в связи с этим необходимо правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества. Для выполнения своих функций государство применяет административные и экономические методы. Они применяются для достижения поставленных государством целей и погашения различных негативных эффектов.
3. В государственном регулировании возникают противоречия между: целями и моделями регулирования, инструментами регулирования. Также противоречия возникают из-за наличия временного лага между выявлением существующих в экономике проблем, принятием решений и проведением конкретных мероприятий.
4. Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям. Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.
5. Регулирование экономики в Республике Беларусь в основном совершается административными методами. Осуществляется же регулирование через ряд систем, которые определяются исходя из экономической политики нашей страны. К ним относят: антимонопольное регулирование, ценообразование, финансово-бюджетная и налоговая системы, денежно-кредитная политика, валютная система и валютный контроль, а также система прогнозов и программ развития национальной экономики. Особенно актуальным для нашей экономики является антимонопольное регулирование, так как у нас все еще достаточно высокий уровень монополизации производства.
6. Основными целями государственного регулирования экономики являются: экономический рост, экономическая стабильность и справедливость. Основным методом управления является косвенное регулирование.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, а также решает вопросы национальной обороны.