Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственное регулирование экономики в Китайской Народной Республике



Будущее Республики Беларусь, её место в мировом сообществе в значительной мере определяется тем, окажется ли она в состоянии преодолеть возникший технологический разрыв, отделяющий страну от развитых стран мира. Для Республики Беларусь как для государства с переходной экономикой особенно интересен опыт успешного продвижения в этом направлении Китайской Народной Республики (КНР), поскольку с начала 90-х годов ХХ столетия обе страны имели схожую структуру управления народным хозяйством.

В становлении и развитии экономики Китая исключительно большую роль играет государство. В силу исторической специфики в КНР государство выступает центральным субъектом экономических отношений. Именно государство на базе использования политики «реформ и открытости» сознательно регулирует экономическое развитие, осуществляет формирование инновационной модели экономики. Как следствие, китайское государство вынуждено выполнять все более сложные и разносторонние функции, способствующие созданию условий для устойчивого сбалансированного экономического роста.[13]

Исследование особенностей трансформации государственного регулирования экономики в условиях инновационного развития КНР, складывающихся методов и форм государственного регулирования, способствующих реализации концепции модернизации и определения ее эффективности, является важным и весьма актуальным.

Китай всегда следует выделять особо, поскольку страна занимает уникальное место в мировой экономике, строя модель-симбиоз рыночной и планово-регулируемой экономики, представляющий социалистический рынок с элементами свободного предпринимательства, но под руководством коммунистической партии. Сам по себе Китай также неоднороден: здесь есть приморские регионы, близкие по уровню своего развития к ведущим странам мира, а есть и территории на западе и в центре страны, крайне отсталые по характеру своего развития. В результате усредненные показатели для Китая позволяют говорить о нем только как о развивающейся стране. Тем не менее, для Китая характерны чрезвычайно высокие темпы экономического роста, благодаря которым низкий пока уровень благосостояния населения с каждым годом заметно растет. [14]

С 1979 г. Китай приступил к реформированию хозяйственной системы в рыночном направлении. Значение рынка в экономике и ее открытость внешнему миру резко повысились. Развитие заметно ускорилось: в 1979-1996 гг. Среднегодовой прирост ВВП достиг 9, 9%, ощутимо усилилась мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены огромной ролью государственного регулирования. Показателем успешности проводимых реформ может служить ВВВ Китая, который увеличился в 34 раза в период с 1979 по 2012 год.

Принципиально важным направлением государственного регулирования стала выработка в КНР достаточно детальной технологии перехода к инновационной экономике. Важнейшими особенностями такой политики являлись:

1. Приоритет задач стабилизации экономики;

2. Жесткая централизация финансовых и материальных ресурсов на период преодоления кризиса;

3. Достижение консенсуса в политическом руководстве страны, обеспечивающее применительно к курсу регулирования экономики «пять единств» - единство понимания, единство политики, единство планов, единство руководства, единство действий;

4. Перестройка структуры экономики и инвестиционный маневр в пользу сельского хозяйства и легкой промышленности, снижение производства в тяжелой промышленности и максимальное снижение масштабов нового капитального строительства;

5. Концентрация усилий по выходу из кризиса на восстановлении и подъеме сельского хозяйства;

6. Подчинение внешнеэкономических связей целям инновационной экономики;

7. Гибкая политика нормализации положения на потребительском рынке. [13]

Также при переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Китая обнаружились следующие черты:

−сосуществование новой и старой экономических систем;

−быстрый рост сопровождается инфляцией;

−темпы развития ускорены;

−роль рыночных отношений и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению отстает от развития макроэкономической ситуации.

Регулирование в Китае не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям:

1. Экономический рост, находящий выражение в повышении общего уровня развития, увеличении производства продуктов, повышении производительности труда, совершенствовании структуры спроса и предложения и т.д.

2. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности цен, поддержание и повышение уровня занятости, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговли, достижение баланса между валовым предложением и валовым спросом.

3. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано с моральными критериями и ценностями. В обычном восприятии оно означает справедливое распределение общественного богатства, в том числе справедливое распределение доходов, обеспечение добросовестной конкуренции и т.д.[15].

В качестве основного средства государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное регулирование. Это означает регулирование и контроль правительством народнохозяйственных показателей и их динамики экономическими методами и рычагами, обеспечение с помощью правовых и административных средств здоровой конкуренции и противодействие монополизму, поддержание развития экономики в заданных правительством рамках.

Косвенные методы регулирования предполагают следующие изменения:

• переход от прямого (директивного) к косвенному управлению хозяйственной деятельностью предприятий и министерств;

• переход от управления на микроуровне к макроуправлению;

• переход от непосредственного утверждения объектов строительства, распределения денежных и материальных средств к разработке направлений и планов развития, а также регулированию и контролю за их осуществлением.

Основными средствами здесь являются финансовая политика, налоги, кредитование, прибыль, трансфертные операции, цены, заработная плата, премии и др. Причем успех может быть достигнут только в случае выбора экономических методов, соответствующих конкретному периоду развития. Так, ситуация "перегрева" экономики, вызванная чрезмерными капиталовложениями, была разрешена путем проведения политики ограничения рынка капитала, сокращения финансовых расходов и размеров кредитования и повышения процентов на депозиты [15].

Мировой финансово-экономический кризис оказал ощутимое влияние на экономическое развитие Китая. Если в I, II и III кварталах 2008 г. прирост ВВП составлял соответственно 10, 6; 10, 1 и 9%, то в IV квартале этот показатель уменьшился до 6, 8%. Прирост годового ВВП Китая снизился с 13% в 2007 г. до 9% в 2008 г. В 2009 г. предполагалось дальнейшее снижение прироста ВВП до 7-8%.

Ответными действиями Китайского правительства стал целый комплекс антикризисных мер, включающий в себя:

−увеличение поддержки малого и среднего бизнеса

−поддержка финансовой системы

−стимулирование внутреннего потребления на товары собственного производства (поощрение покупки новых автомобилей в обмен на старые и аналогичный обмен бытовой электротехники).

Реакция Китая на мировой финансово-экономический кризис свидетельствует о готовности властей к проведению необходимых мероприятий и уверенности в оперативном выходе страны из кризиса. В настоящее время китайские и многие зарубежные эксперты сходятся во мнении, что китайская экономика восстановится после мирового финансово-экономического кризиса и сделает это раньше других [14].

Таким образом, государственное регулирование в Китае сводится к трем основным целям: 1. Экономический рост; 2. Экономическая стабильность; 3. Экономическая справедливость. В качестве основного средства государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное регулирование. Во время финансово-экономического кризиса Китай показал свою готовность и способность противостоять трудностям, возникших в этот период. Поэтому, совместная деятельность КНР со странами СНГ на мировом рынке услуг и товарной продукции высоких технологий представляется перспективой для Китая и Беларуси. Предполагается, что технологическое взаимодействие между КНР и Беларусью и другими странами СНГ будет развиваться по восходящей линии. Освоение потенциала научно-технического обмена, не противоречащее правилам рыночного хозяйствования, будет способствовать инновационному обновлению народнохозяйственных комплексов и, в конечном счёте, принесёт немалые социально-экономические выгоды народам этих государств.

Заключение

На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:

1. Государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы.

2. При переходе от плановой к рыночной экономике функции государства в управлении экономикой постепенно сокращаются. И в связи с этим необходимо правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества. Для выполнения своих функций государство применяет административные и экономические методы. Они применяются для достижения поставленных государством целей и погашения различных негативных эффектов.

3. В государственном регулировании возникают противоречия между: целями и моделями регулирования, инструментами регулирования. Также противоречия возникают из-за наличия временного лага между выявлением существующих в экономике проблем, принятием решений и проведением конкретных мероприятий.

4. Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям. Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.

5. Регулирование экономики в Республике Беларусь в основном совершается административными методами. Осуществляется же регулирование через ряд систем, которые определяются исходя из экономической политики нашей страны. К ним относят: антимонопольное регулирование, ценообразование, финансово-бюджетная и налоговая системы, денежно-кредитная политика, валютная система и валютный контроль, а также система прогнозов и программ развития национальной экономики. Особенно актуальным для нашей экономики является антимонопольное регулирование, так как у нас все еще достаточно высокий уровень монополизации производства.

6. Основными целями государственного регулирования экономики являются: экономический рост, экономическая стабильность и справедливость. Основным методом управления является косвенное регулирование.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, а также решает вопросы национальной обороны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.