Становление белорусской модели социально-экономического развития происходило в сложных условиях первого и второго этапов трансформации национальной хозяйственной системы. Но уже к началу 2000-х гг. был накоплен как позитивный, так и негативный опыт управления экономикой страны, который осмысливался и обобщался органами государственного управления и научными структурами.
Впервые системную характеристику белорусской модели развития дал Президент страны А. Г. Лукашенко в своем выступлении 22 марта 2002 г. (на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов). Обобщая практический опыт по выходу республики из острой фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на научных оценках функционирования экономической системы, он подчеркнул следующие черты белорусской модели развития:
· сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
· равенство различных форм собственности, в основу которого положен главный критерий развития экономики – эффективность ведения хозяйства, исходя из чего приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;
· многовекторность внешнеэкономической политики в качестве важнейшего принципа адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
· активизация интеграционных процессов, прежде всего экономических, со странами СНГ и Россией;
· сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь. [9, c.64]
Данные принципы и направления социально-экономической политики были заложены в Концепцию социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, а также в Национальную стратегию устойчивого развития до 2020 года. Эти документы определили принципиальные рамки, направления и конкретное содержание развития экономики на ближайшие годы. [9, c.65]
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы – важнейший документ, в котором дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в базисном пятилетии (2006 – 2015 гг.); намечены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны на период до 2015г.; обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и внесены предложения по совершенствованию механизмов их реализации; определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия. [7, c.595]
Согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы приоритетные направления развития национальной экономики следующие:
1. Стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
2. Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
3. Развитие импортозамещающих производств;
4. Устойчивое развитие регионов;
5. Строительство качественного и доступного жилья;
6. Повышение эффективности агропромышленного комплекса. [10]
Результатом работы должно было стать обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивание объемов экспорта продовольствия и выходом предприятий на бездотационнную работу. Однако в ходе реализации Программы не удалось в полной мере решить ряд проблем, препятствующих развитию страны в данных направлениях. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, для которой все еще характерны высокие импорто-, материало- и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда и, как следствие, недостаточная конкурентоспособность товаров отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.
Для того чтобы государство успешно реализовало свои функции по эффективному управлению экономикой, особенно при переходе от плановой к рыночной экономике, необходимо формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в ново экономической и политической среде.
Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).
В соответствии с Основным законом (ст. 107, п. 4) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. [9, c.496]
Действующая система государственного управления, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 24 министерства, 8 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также рай-, горисполкомов и местных администраций.
Необходимо отметить, что сложившаяся в республике система государственного управления экономикой еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие властных структур, так как нередко одни и те же полномочия закреплены за разными уровнями управления. Поэтому функционирование системы должно основываться на соблюдении требований и принципов, главными их которых являются: наличие четко выбранных приоритетов, целеориентированность, рационализм, экономичность, обеспечение системной интеграции знаний, опыта и информации; взаимодействие и взаимодополнение рыночных и нерыночных отношений, механизмов и регуляторов. В совокупности они выражают принципы эффективного управления.
Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном итоге обеспечит переход страны к устойчивому развитию. При этом усилия государства будут концентрироваться на потребностях и интересах человека, активизации его социальной роли, развитии инициативы и предприимчивости, усилении гражданской ответственности. [9, c.498]
Как говорилось ранее, система государственного регулирования экономики включает цели и задачи экономической политики государства, субъекты и объекты, методы и инструменты ее реализации.
Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент. [11]
Исходя из экономической политики, выделяют следующие основные экономические системы, позволяющие осуществлять государственное регулирование экономики в нашей стране:
1. Система антимонопольного регулирования;
2. Система ценообразования;
3. Финансово-бюджетная и налоговая системы;
4. Денежно-кредитная система;
5. Валютная система и валютный контроль;
6. Система прогнозов и программ развития национальной экономики.
Система антимонопольного регулирования
Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нормальному функционированию. [9, c.505]
Целями антимонопольной политики являются:
1. Оптимизация структуры рынка;
2. Воздействие на экономическое поведение субъектов;
3. Корректировка экономических результатов.
Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющего организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском и Уголовном кодексах Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности. [9, c.506]
В 1993 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, преобразованный в 1995 г. в Министерство по антимонопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций. В области антимонопольного регулирования перед ним ставились задачи противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, а также регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности. Министерство было ликвидировано в сентябре 2001 г., а функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь. [9, c.507]
Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются:
1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией;
2. Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции;
3. Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференциального подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля;
4. Создание условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования;
5. Развитие методологической базы по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий;
6. Составление и открытое ведение реестра монополистов. [9, c.510]
Применение каких-либо мер в данных направлениях позволит сократить масштабы монополизации и сформировать в республике добросовестную конкурентную среду, повысить конкурентоспособность продукции субъектов хозяйствования на товарных рынках.
Система ценообразования
Основными приоритетами ценовой политики в соответствии с Программой социально-экономического развития РБ на 2011 – 2015 являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики.
Разработанные в стране Закон «О ценообразовании» и Концепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию конкурентной рыночной среды, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам (услугам) первой необходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью. [9, c.511]
Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализация цен в той мере, которая соответствует формированию рыночной среды.
При регулировании цен на макроуровне в целях социальной защиты населения определяется ограниченный перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами. Так, Совет Министров Республики Беларусь регулирует цены на коммунальные услуги, оказываемые населению; Министерство экономики – на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов, социально значимые товары (работы, услуги), алкогольную продукцию и табачные изделия.
При регулировании цен на микроуровне местные органы власти могут регулировать цены на отдельные социально значимые товары (свежие овощи, товары для детей), ритуальные и социальные услуги, городские перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта в регулярном сообщении, а также на товары (услуги), производимые локальными (местными) естественными монополиями и др. [9, c.514]
Деятельность же естественных монополий (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, тепло-, газо- и водоснабжение) регулируется в Беларуси и ряде других стран для предупреждения с их стороны монопольного завышения цен и сокращения объемов производства.
Перспективными направлениями государственной ценовой политики Республики Беларусь являются закрепление позитивной динамики макроэкономических показателей, сложившейся в последние годы, создание условий для эффективного использования трудовых, материальных, энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, стабильного роста жизненного уровня населения. [9, c.517]
Финансово-бюджетная и налоговая системы
Современная инфраструктура финансовой системы страны, включает в себя Министерство финансов и территориальные финансовые органы, органы государственного казначейства, Министерство по налогам и сборам и территориальные налоговые органы, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Национальный банк, Комитет государственного контроля, финансовые службы министерств и ведомств, финансовые управления предприятий и др.
Посредством указанных институтов реализуется бюджетно-финансовая политика государства, представляющая собой совокупность принимаемых решений и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Ее основная цель сегодня заключается в принятии оптимальных решений по улучшению экономической ситуации в стране.
В современном государстве в роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. [9, c.519]
Бюджетная система Республики Беларусь – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Как в любом унитарном государстве она имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты. [9, c.520]
Функционирование бюджетных отношений и бюджетной системы регламентируется бюджетным законодательством, которое включает в себя следующие законодательные акты:
· Конституция Республики Беларусь (ст. 132);
· Бюджетный кодекс и принятые в соответствии с ним законы;
· декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;
· постановления Правительства Республики Беларусь, совместные постановления Правительства и Национального банка Республики Беларусь;
· нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления.
Бюджетный кодекс РБ вступил в силу с 1 января 2009г. и стал основой бюджетного законодательства.
Согласно Бюджетному кодексу РБ, доходы бюджета группируются следующим образом:
· налоговые доходы;
· неналоговые доходы;
· отчисления на государственное социальное страхование;
· безвозмездные поступления. [9, c.521]
По итогам I полугодия 2015 года доходы консолидированного бюджета составили 123,8 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28,8% в номинальном выражении (на 11,6% − в реальном выражении). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,6% (в I полугодии 2014 года – 28,2%).
Основная доля доходов консолидированного бюджета (84,6%) формируется за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2015 года в бюджет поступило 104,8 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 26,4% в номинальном выражении (на 9,5% − в реальном выражении).
Основными доходными источниками бюджета остаются налог на добавленную стоимость (НДС), доходы от внешнеэкономической деятельности, подоходный налог, акцизы, налог на прибыль и налоги на собственность. Доля НДС в доходах консолидированного бюджета составила 33,7%, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности 19,0%, подоходного налога 16,9%, акцизов 8,5%, налога на прибыль 6,6%, налогов на собственность 5,7%. [12]
Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями бюджетно-налоговой политики республики на современном этапе.
Формирование стабильной доходной базы бюджета становится решающим условием осуществления преобразований в экономике. Осуществление этой задачи происходит на этапе планирования доходов бюджета.[9, c.524]
Реализация основных направлений бюджетной политики государства осуществляется не только при формировании доходной части бюджета, но и посредством расходов бюджета.
Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2015 г. профинансированы в сумме 105,7 трлн. руб. (на 10,3% выше уровня I полугодия 2014 года в номинальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета уменьшились на 2% и составили 26,1% ВВП. [12]
Формирование расходов бюджета основывается на: макроэкономических показателях социально-экономического развития Беларуси и приоритетах бюджетной политики; предельных возможностях бюджета, определяемых его доходной частью; государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией прав граждан; действующих финансовых нормах и нормативах.
Объем расходов республиканского бюджета определяется с учетом программ социально-экономического развития страны и устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год; местных бюджетов – с учетом программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы и устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.[9, c.526]
Основы бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь заложены в Конституции.
Право устанавливать республиканские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту – Национальному собранию Республики Беларусь. Введение местных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов.
В Беларуси основным правовым документом, регламентирующим налоговое законодательство, является Налоговый кодекс РБ. Но в тоже время налоговое законодательство включает также и другие нормативные акты, регулирующие налоговые отношения: декреты, указы, распоряжения Президента, постановления Правительства и т.д.[9, c.529]
В развитых государствах мира доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%. В налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой они занимают доминирующее положение – от 50 до 70% доходов бюджета, в Беларуси – около 50% всех налоговых поступлений.
Базовым документом для налоговой системы является Закон «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который определяет круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, порядок предоставления льгот.[9, c.532]
Денежно-кредитная система
Денежно-кредитная система, являясь составной частью единой государственной экономической политики, представляет собой деятельность, направленную на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей. С ее помощью государство управляет денежным предложением и создает условия для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих задачам экономической политики.
Денежно-кредитная политика разрабатывается Национальным банком совместно с Министерством финансов и другими государственными органами Республики Беларусь. Субъектами, реализующими денежно-кредитную политику, являются Национальный банк (ведущий субъект или монетарный регулятор) и другие банки страны.
Целевые параметры денежно-кредитной политики оказывают воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и направление потребительского спроса, уровень товарных цен и, соответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный банк определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития Беларуси. [9, c.545]
Поскольку денежно-кредитная политика является одним из ключевых инструментов государства по регулированию экономики, ее конечные цели совпадают с общими целями государственной экономической политики – обеспечение устойчивого экономического роста, высокой занятости, стабильного уровня цен и равновесия платежного баланса.
Стратегия и тактика денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год определяется в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» в соответствии с долгосрочными монетарными целями и задачами, а также их конкретизацией на планируемый период. Разработка и реализация денежно-кредитной политики предполагает этапность процесса и согласованность прогнозов, решений и действий каждого этапа. [9, c.549]
Приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. В то же время «Стратегией развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы» определено постепенное смещение акцента ее целевых ориентиров в сторону поддержания финансовой стабильности, что предполагает также устойчивую работу финансовых рынков и институтов. Это будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе и обеспечению стабильности национальной валюты на постоянной основе. [9, c.550]
Валютная система и валютный контроль
Валютная система Беларуси является составной частью национальной денежной системы, представляет собой правовую форму организации валютных отношений в стране и регулируется национальным законодательством в соответствии с требованиями, правилами и нормами международного права.
Важнейшим элементом валютной системы Беларуси является национальная валюта – белорусский рубль.
В условиях открытого типа экономики ключевое значение в процессе достижения финансовой стабилизации и экономического роста принадлежит режиму валютного курса. Его можно определить как цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой страны. С 1993 г. официальный курс белорусского рубля устанавливается Национальным банком по отношению к свободно и ограниченно конвертируемым валютам. По отношению к российскому рублю и доллару США он формируется по результатам фиксинга на торгах, проводимых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; к другим иностранным валютам определяется на основании кросс-курса к ним доллара США. [9, c.552]
Важным элементом валютной системы являются валютные ограничения. Они вводятся в целях выравнивания и оптимизации платежного баланса Республики Беларусь, стабилизации и поддержания курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.
В рамках регулирования внутреннего оборота валютных ценностей применяются количественные ограничения покупки-продажи населением наличной иностранной валюты, запрет валютного кредитования физических лиц, установление перечня реализуемых за иностранную валюту товаров, что способствует сокращению расчетов в иностранной валюте на территории страны и создает механизмы наращивания расчетов в белорусских рублях.
В соответствии с действующим законодательством валютное регулирование – это деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. [9, c. 553-555]
Президент Республики Беларусь определяет систему валютного регулирования и валютного контроля и принимает меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с действующей Конституцией.
Органами валютного регулирования являются Совет Министров, который принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства Республики Беларусь, и Национальный банк.
Объектами валютного регулирования являются операции с валютными ценностями; субъектами валютных операций – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.
С целью обеспечения экономической безопасности и реализации эффективных мер в сфере валютного регулирования в стране сформирована система валютного контроля, деятельность органов и агентов которого направлена на обеспечение соблюдения резидентами и неризедентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.
Органами валютного контроля являются: 1. Совет Министров Республики Беларусь; 2. Национальный банк; 3. Комитет государственного контроля; 4. Государственный таможенный комитет. Агентами валютного контроля являются: 1. Органы государственного управления, республиканские органы государственного управления и областные (Минский городской) исполнительные комитеты; 2. Банки и НКФО; 3. Таможни [9, c.557]
Валютная система Беларуси является одной из ключевых составляющих экономической политики государства, органично связана с денежно-кредитной и бюджетной (фискальной) системой и призвана обеспечивать стабильность национальной валюты, равновесие платежного баланса, усиление конкурентоспособности отечественного экспорта на международных рынках, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, наращивание золотовалютных резервов и повышение международного рейтинга страны. Выбор инструментов и механизмов ее осуществления зависит от степени открытости экономики, темпов роста ВВП, характера проводимой денежно-кредитной политики, уровня развития фондового рынка, структуры банковской системы, темпов инфляции, величины золотовалютных резервов, состояния платежного баланса, условий развития бизнес-среды, конкуренции и других факторов. [9, c.559]
Система прогнозов и программ развития национальной экономики
Распад Советского Союза привел к ликвидации централизованного планирования – одного из главных инструментов государственного регулирования в административно-командной системе управления. С переходом к рыночным отношениям потребовались радикальные изменения в планировании и методах хозяйствования.
Для преодоления возникших негативных тенденций были разработаны Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния (1994 г.), Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы.
Опыт кризисных лет показал, что рыночное саморегулирование без регулирующего участия государства приводит к серьезным перекосам и провалам в социально-экономических процессах. Государство, опираясь на возможности планирования и регулирования, призвано устранять возникающие деформации и периодически возвращать эти процессы в состояние динамической сбалансированности. [9, c.558]
Следует отметить, что в современных условиях меняются содержание и организация планирования: жесткое директивное планирование заменяется направляющим, регулирующим и другими его видами, в наибольшей степени соответствующими рыночным отношениям.
Весь массив действующих прогнозных и программных разработок классифицируется нормативными правовыми документами по следующим группам:
1. Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития Республики Беларусь;
2. Государственные программы;
3. Отраслевые программы;
4. Региональные программы.
Первая группа включает совокупность прогнозов и программ социально-экономического развития, разрабатываемых согласно закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998 г.).
Вторая группа охватывает государственные и межгосударственные программы. Государственные в свою очередь подразделяются на президентские, национальные и республиканские; народнохозяйственные и социальные; научные и научно-технические.
Третья группа охватывает отраслевые, четвертая – региональные программы. [9, c.590]
Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь представлена:
· на долгосрочную перспективу – Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (на 15 лет) и Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет);
· на среднесрочную перспективу – Программой социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет);
· на краткосрочную перспективу – годовым прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь.
Прогнозы составляются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны проводится Советом Министров Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза утверждаются Президентом Республики Беларусь. [9, c.592-593]
Таким образом, можно сказать, что главной целью регулирования экономики в Республике Беларусь является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Регулирование в основном совершается административными методами, к которым относятся регулирование цен, государственное планирование и перераспределение, организация государственного контроля и системы информации. Исходя из экономической политики, выделяют следующие основные экономические системы, позволяющие осуществлять государственное регулирование экономики в нашей стране:
1. Система антимонопольного регулирования;
2. Система ценообразования;
3. Финансово-бюджетная и налоговая системы;
4. Денежно-кредитная система;
5. Валютная система и валютный контроль;
6. Система прогнозов и программ развития национальной экономики.
Особенно актуальным для нашей экономики является антимонопольное регулирование, так как у нас все еще достаточно высокий уровень монополизации производства.