Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование
Фрейд пытался объяснять проблемы бессознательного с позиций механистически-натуралистического мышления своего времени. Он предполагал, что те эмоции, которые не являются очевидным выражением инстинкта самосохранения или сексуального инстинкта, тем не менее, являются только более скрытыми и сложными проявлениями этих инстинктивно-биологических проявлений.
К бессознательным явлениях относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным "озарением", новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым и прочее).
Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.
Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженному в поведении человека в его конкретных поступках. Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного. Подобно этому внутри нас всегда существует мера — как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем её оценить. Например, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица. В реальной жизни человека очень много моментов когда он думает одно, а фактически делает другое.
18. Русская философия 10-19 веков
Русская философия — сравнительно позднее образование нашей национальнойкультуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной истории. Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировойфилософии. Однако специфика российской философии во многом складывалась подвлиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Философия вРоссии начинается не в 11 и даже не в 18 в., а только в 19 столетии (вполную силу — во второй его половине). Но это было поистине великое начало,ибо связано его с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл.Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народазаявило о себе «на весь мир» — уже не как подражание Западу (византийцам,французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий своютему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложнуюдуховную полифонию человеческой цивилизации. Как и для Запада, так и для России XIX век — это век классики. Русскаяфилософская классика XIX в., как и наша классическая литература, несли мируглубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такойцели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческуюжизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку. Русская философия — это философия предупреждения. Ее лейтмотив -нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если онрассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Запад России или Россия Западу? Какие ценности возобладают в мире:материально-вещественные или незримые, духовные? В 40-50 гг. 19 века этивопросы размежевали русскую общественную и философскую мысль на дванаправления: славянофильство и западничество. Лидеры славянофильства выступили с обоснованием самобытного путиисторического развития России, не только отличного, но и в чем-топротивоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, считалиони, в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чемприобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой — потерей целостностичеловеческой личности, превращением человека из «образа и подобия божьего»в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можнопротивопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними — истины изаветы православия. Такие идеи, возражали славянофилам западники (А.И.Герцен, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин), не реалистичны, ибо Россия уже спетровских времен необратимо «привязана» к Западу. Но если даже эти идеибыли и «безумны», то в России всегда ценилось «безумство храбрых». Спорславянофилов с западничеством 19 век разрешил в пользу последних. Причемпроиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (кконцу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому
пути развития. Западники, Чаадаев, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. В. Вернадский.
Славянофилы, Представители, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин.
Огромное место в истории философии занимает ФМ Достоевский. Он являетсяодним из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны статьоснованием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Делалупор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицаниемреволюционное методов общественной борьбы. 19. Русская философия начала 20 века, ренессанс. Русское религиозное возрождение начала XX века представляют такие мыслители и философы как Н. А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие. Все они прошли сложный путь духовной эволюции. Она во многом стала продолжением и развитием славянофильства. Поэтому ее можно определить как новое славянофильство. Она продолжала развитие идей и взглядов Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, JL Н. Толстого иВ, С. Соловьева. Развивая идеи своих предшественников, представители религиозного возрождения критично оценивают западный путь развития.Они считают, что Запад отдает явное предпочтение цивилизации в ущерб культуре, что он сосредоточил свои усилия на внешнем благоустройстве, на создании комфорта и жизненных удобств. В то же время внутренний мир, душа человека оказались в забвении и запустении. Отсюда торжество атеизма и рационализма. Именно эти негативные, чуждые России факторы, как отмечают представители богоискательства, были взяты на вооружение русской революционной интеллигенцией. В своей борьбе за благо и счастье народа, за его освобождение она избрала неверные радикальные средства: революцию, насилие, разрушение и террор. Сторонники религиозного ренессанса увидели в революции 1905 - 1907 гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли это как начало национальной катастрофы. Поэтому они обратились к радикально настроенной интеллигенции с призывом отречься от революции и насилия как средства борьбы за социальную справедливость, отказаться от западных ценностей и признать необходимость утверждения религиозно-философских основ мировоззрения, пойти на примирение с обновленной Православной Церковью. Спасение России они видели в восстановлении идей христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении ценностей религиозного гуманизма. Наиболее типичный философ этого периода Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Одной из основных проблем, волновавших Бердяева, была ”русская идея”. Суждения Бердяева о России, русском народе, русской душе неповторимы, свободны и широки. В его ”русской идее” нет строгой последовательности и терминологической точности, зато присутствуют яркая образность и аллегоричность. В противоположность многим философам русской эмиграции, Бердяев считает что русская идея не исчезла с приходом к власти большевиков. Русский коммунизм, под которым мыслитель понимает строй, сложившийся в советской России, – есть извращение русской идеи. Однако Бердяев видит не только ложь, но и правду революции и русского коммунизма. Бердяев считает что коммунизм не должен быть уничтожен, он должен быть преодолен в душах людей. Бердяев до конца своих дней продолжал надеяться на возрождение мира, в котором большую роль сыграет Россия. 20. Материя - фундаментальная исходная категория философии, от того илииного ее понимания зависит решение практически всех других философскихпроблем. От латинского materia – вещество. Это вещественное значениеудерживалось до 20в., когда произошла революция в физике (открытие ЭМ полей– это отличное от вещества состояние материи). Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийныйматериализм. Началом формирования понятия материи явился переход откачественного разнообразия сущности вещей к понятию единой, объемлющей этокачественное разнообразие основы мира - первоматерии. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак:они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно внаших ощущениях. Другими словами, они объективны. Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечнымколичеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны,поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь –абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна(характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присущамасса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения дляполей) и энергия (потенциальная или актуализированная). Бытие́ — в самом широком значении — существование. Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, Бог. Разные виды идеализма отождествляют объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) — истолковывают бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.
Основные формы бытия:
1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;
2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально- исторического существа;
3. Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;
4. Бытиё общества или иначе, социальное бытие.
21. Сознание
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда жевозникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляетсобой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаютсяспоры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили изпознаваемости, другие – из того, что попытка понять сознание тщетна, такжекак попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Сознание – это одна из форм проявления нашей души, при этом оченьсущественная форма, преисполненная глубокого содержания. Сознание – этовысшая, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном ицеленаправленном отражении действительности, в предварительном мысленномпостроении действий и предвидении их результатов, в разумном регулированиии самоконтролировании поведения человека. Сознание можно абсолютнопротивопоставить материи только в рамках основного вопроса (исключительно впределах основного гносеологического вопроса о том, что признатьпервичным), за ними - нет. За этими пределами противопоставлениеотносительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно изсвойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютноепротивопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступаеткак некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей.Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойствовысокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материейсуществуют и различие, и связь, и единство. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядросознания. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражениечеловеком существенных свойств и отражений вещей. Творческое мышлениенаправлено на получение новых результатов в практике, науке, технике.Мышление – это активные процесс, направленный на постановку проблем и ихрешение. Практическое мышление направленно на решение частных конкретныхзадач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общихзакономерностей. Практическое и теоретическое мышление – это единыйпроцесс. Они присутствуют в любом научном исследовании на любой его стадии.Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория. 22. Гносеология – «гносис» - знание – наука о познании, в которой изучаетсяприрода познания, отношения знания и реальности, выявляются условиядостоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Категориигносеологии – истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект,чувственное, рациональное, интуиция, вера. Вопросы гносеологии: Как осуществляется процесс познания? Из какихэтапов он состоит? Какова их структура? Большинство философов нового времени выделяли 2 основных этапа:чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познанияопределялись разными философами по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза,Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональномупознанию, не отрицая и значения чувственного познания в качестве механизмасвязи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма (сенсуализма) считаличувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс,Локк). Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, висторическом плане: разделение физического и умственного труда и выделпоследнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этапистории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, чтона ее основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов.Она – предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности немогут существовать. Чувственное восприятие человеком конкретных событий и фактов зависит отсодержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятийосвоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимостичувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата,используемого человеком в его практической деятельности. Рационализм – (ratio - разум) как целостная система гносеологическихвоззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" –развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще вдревнегреческой философии. Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв.: истинно только то,что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловнуюдостоверность научных принципов математики и естествознания, рационализмпытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательнойдеятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер.Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, чтонаучное знание достижимо посредством разума, который выступает как егоисточником, так и собственно критерием истинности. Так, например, косновному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было вчувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума". Рационализм - учение в теории познания, согласно которой всеобщность инеобходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут бытьвыведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума,либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующихтолько в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует ихпроявление.23. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – этоадекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственногоили интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая сточки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не какобъективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном иценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, икак научная система. Истину определяют как адекватное отражение объектапознающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть самапо себе, вне зависимости от сознания. Это объективное содержаниечувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий,учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То,что истинна есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития,придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать своипрактические действия в настоящем и предвидеть грядущее. К абсолютнымистинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения,смерти и тд. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишьпризрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладаетмножеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром.Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки...Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знанийзаключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтомуотносительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающимобразом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое неопровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянноподтверждается жизнью. Термин абсолютное применим и к любой относительной истине: посколькуона объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этомсмысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины естьнаращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными иглубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают подоткос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себякак моменты более общих и глубоких истин. (Теория относит Эйнштейна иНьютоновская механика).24. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организациякоторого представляет собой совокупность определенных, характерных дляданного строя многообразных связей, в основе которых, в конечном счете,лежит человеческий труд. Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира,в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовныеценности и происходит становление человека, как субъекта культурнойдеятельности. Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важнойособенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорито единстве культуры, человека и его деятельности. Там, где есть человек,его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужнолишь различать материальную и духовную культуру, при этом непротивопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако вматериальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, так как онаесть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее культурой;продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму. Все этодает основание говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее наматериальную и духовную. Определяя сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнеевыражение культуры есть проявление степени развития самого человека.Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собоймеру человеческого в человеке, характеристику развития человека какобщественного существа. ( Культура существует в постоянном взаимодействиисвоего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности иобщественные отношения (то есть стать членом общества), только овладевопределенными знаниями, методами, способами, нормами, средствамисоответствующих видов деятельности, то есть, овладев культурой этих видовдеятельности. Овладение культурой – это решающий способ социализацииличности, т. е. ее способности выполнять различные социальные функции впроцессе деятельности: чем разносторонне культура человека, чем она выше,тем эффективнее он может включиться в общественные отношения. С учетомэтого культура часто определяется как мера социального в человеке, как мерачеловеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своегоживотного состояния к духовному.
25. Человек.
Человек, взятый в отдельности, а также рассматриваемый в родовой и социальной совокупности, есть проблема. Именно поэтому, сколько людей, столько и проблем. Эта истина относится к числу вечных, чем не преминули воспользоваться разного рода диктатуры и мизантропы, исходившие из того, что раз нет человека, нет и связанных с его существованием проблем. И губили людей поодиночке и миллионами. А философы-гуманисты и романтики всех времён прославляли человека и человечность.
Тысячи лет человек выступает объектом научного и вне научного знания, литературы, всех видов искусства и человека в целом, оставаясь в своей природной и социальной субстанции и поныне своего рода Terra incognita. Прогресс сопровождается экспоненциальным расширением массива данных о человека, вновь и вновь требующих своего изучения и объяснения. Это особенность любой науки: решая одни проблемы, она одновременно их отрицает и “плодит” другие, раздвигает фронт и пределы исследований.
В человеке остаётся невероятно много скрытого, таинственного. Он – головокружительной сложности кроссворд, загадка из загадок. Его действия зачастую не поддаются рациональному истолкованию и адекватной оценке, по крайней мере, с помощью существующей теории и методологии. Сократовский призыв “Познай самого себя” в полной мере и не реализован, несмотря на все достижения философии (в том числе логики и этики), биологии, медицины, психологии и других наук. Есть учёные, полагающие, что проблемачеловека вообще неразрешима. Скорее прав был Ф. М. Достоевский: “Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время...”
В иерархии философских приоритетов, ценностей человек часто определяется как “центральная проблема”, как “более существенное и центральное, нежели любой другой философский вопрос”, как “центральная тема всей философии”, т.е. как то, что имеет самое видное, важное, первостепенное значение.
Более определённо теснейшая связь науки с человеком, изучением его природы и условий жизни проявляется в таких науках, как биология, психология и особенно общественные дисциплины.
Человек и его антропологическая сущность занимают центральное положение в религии. Ведь, по сути, любая традиционная религия так или иначе, но всегда выступает какмифологическое (символическое) выражение сущности, назначения человека, смысла, идеала его земной жизни. Проблема бога в религии – это в итоге проблема человека, а религиозные символы и суждения – отражение различных видов человеческого опыта. Примерно такое же, центральное место, отведено человеку в политике и праве, весь арсенал мысли и действия которых имеет тенденцию концентрироваться на человеке. Отметим, что все существующие экономические теории также во многом глубоко антропоцентричны и антропогенны.
26. Человеческое общество
Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем,главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, преждевсего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьбаза нее, политика и государство, совокупность различных институтов,утонченная сфера духа. Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов: это значит, что они действуют сознательно. В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные идеи. Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон. Отсюда многообразие наук об обществе :1)Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение,расселение и культурно-исторические связи.
2)Юридическая наука рассматривает сущность и историю государства и права.
3)Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.
4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества.
5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного творчества, общественое значение художественной литературы.
6)Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве свозникновением общественного бытия. Природе в целом безразличносуществование человеческого разума, а общество не могло бы без него нетолько возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельностьпредставляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того жепроцесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрываяего потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельностьлюдей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может нетолько отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом изаключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементомлюбого общественного устройства. Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию ит.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феноменаобщественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простуюсумму понятий “сознание” и “общественное”. Общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие врамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этомплане общественное сознание может играть роль активного стимулятораобщественного процесса, либо механизма его торможения. Мощнаяпреобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать навсе бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы.В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективнойреальности), конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуальногосознания. Общество обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих егокомпонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, политика, наука, право,нравственность, искусство, семья, религия не существуют вне связи друг сдругом.
27. Наука - система исследовательской деятельности общества, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе и человеке.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания и др. Отсюда ориентация на существенные свойства предмета, их выражение в виде идеализированных объектов, углубление в сущность изучаемого явления;
2. Наука осуществляет изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем. Наука занимается, помимо прочего предвидением будущего;
3. Науке свойственна объективность, так как главная цель научного познания – объективная истина. Устраняются все не присущие предмету субъективистские моменты для реализации чистоты его рассмотрения;
4. Существенным признаком познания является его системность. Знания преобразуются в научные, когда описание и обобщение фактов доводится до их включения в теорию;
5. Постоянная методологическая рефлексия – осознание методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты;
7. Научное познание есть сложный процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих систему гипотез, теорий, законов, закрепленных в языке.
8. Проверяемость знания посредством опыта (верификация);
9. Применение специфических материальных (приборы) и нематериальных (методы) экспериментальных средств;
10. Специфические характеристики субъекта научной деятельности, в первую очередь – егоподготовленность.
Наука – когнитивная познавательная деятельность. Любая деятельность – это целенаправленная, процессуальная, структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности цель – получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной задачи.
Известны три основные модели изображения процесса научного познания: 1) эмпиризм, 2) теоретизм; 3) проблематизм. Согласно эмпиризму, научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете научного исследования, выдвижение на их основе возможных эмпирических гипотез – обобщений, отбор наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия имеющимся фактам.
Прямо противоположной моделью научного познания является теоретизм, считающий исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления (детерминизм, индетерминизм, дискретность, непрерывность, неопределенность, определенность, порядок, хаос, инвариантность, изменчивость.
Третий вариант изображения структуры научной деятельности является концепция проблематизма, наиболее четко сформули-рованная К. Поппером. Согласно этой модели наука есть специфи-ческий способ решения когнитивных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности. Научная проблема – это существенный эмпирический или теоретический вопрос, формируе-мый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, как правило не очевидной эмпирической или теоретической информации. 28. Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпохупросвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие«культура». В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить каксоциокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциациижизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитогообщества. Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства исоциально-экономического строя исходит из стремления покончить сабсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда нагосударство с позиций воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие отформационной теории, обосновывающей наличие детерминации государстваэкономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней исуществование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать,или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике ипонимании государства стоять на позициях признания равноправности двухподходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитиегосударства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подхода. Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия нанего: формационного и цивилизационного. Какая из них победит, сказатьзаранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития вгосударственной и других сферах общественной жизни. Формационный подход - исследование состояния и развития общества,закономерностей смены исторических типов государств с точки зрениякачественных изменений в экономическом базисе общества, егопроизводственных отношениях и классовой структуре. С позиций формационнойтеории, как она традиционно трактовалась в отечественной марскистско-ленинской теории государства, тип государства определяется тем, какомуклассу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть типгосударства – это тесно взаимосвязанные его черты государства,соответствующие определенной классовой структуре общества, котораяобусловлена экономическим базисом. Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества,закономерностей смены исторических типов государств с точки зрениякачественных изменений в социокультурной среде общества, в духовнойкультуре народа, его религии и нравах. В развитии цивилизации проходятнесколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеетсовокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство(древнеегипетская, китайская, западноевропейская, индская, эгейская и др.).Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская,восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типамигосударств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с еегосударственностью, которая в настоящее время только складывается и длякоторой характерно совместное существование традиционных и современныхсоциально-политических структур.
29. Мечта о мире сопровождала человека на всех ступенях циви-
лизации,начиная с самых первых шагов его.Идеал жизни без
войн,когда когда в международных отношениях соблюдались бы
общепризнанные нормы справедливости,восходит к глубокой древ-
ности.Уже у античных философов можно видеть идеи мира,прав-
да,этот вопрос рассматривался только как проблема отношений
между греческими государствами.Античные философы стремились
лишь к устранению междоусобных войн.Так,в плане идеального го-
сударства,предложенного Платоном,нет внутренних военных столк-
личайшем виде войны"- в войне с внешними врагами.Аналогична
точка зрения на эту тему и Аристотеля:древние греки видели в
иностранцах врагов и считали их и все им принадлежавшее хоро-
шей добычей,если ее только можно было захватить.Причины этого
кроются,как считается,в уровне экономического развития общест-
ва. .Отсюда прямой переход к проблеме рабства.Для мыслителей
этой эпохи рабство было явлением естественным и даже прогрес-
сивным.Аристотель,например,считал его общественно-необходимым
институтом.Источниками рабов были военнопленные,а также сво-
бодные,попавшие в рабство за долги (правда,положение их было
легче),и дети,рожденные рабами.А раз так,то не может одобрять-
ся внешняя политика,направленная на захват все новых террито-
рий и порабощение новых миллионов инородцев.Поэтому преоблада-
ющее большинство мыслителей считали правомерным вести войны
против других народов,ведь война являлась основным источником
рабской силы,без которой не могло существовать рабовладельчес-
кое хозяйство.Гераклит,например,утверждал,что "война (правда,
имея в виду борьбу противоположностей) есть отец и мать всего;
одним она определила быть богами, другим людьми;одних она сде-
лала рабами,других свободными".Аристотель писал: "...если бы
ткацкие челноки сами ткали,а плектры сами играли на кифаре
(подразумевается абсурдность такого предположения),тогда и
зодчие не нуждались бы в работниках,а господам не нужны были
бы рабы".
Анологичное отношение к рабству было и в Римской импе-
рии: римляне называли варварским все,что не было римским,и го-
ворили:"Для варваров цепи или смерть". Призыв древнеримского
мыслителя Цицерона "Пусть оружие уступит место тоге", то есть
пусть решает не военная сила, а гражданская власть, фактически
не применялся в отношении варваров.
Война- это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю.
30. Современная цивилизация - технотронная, индустриальная, что связано в первую очередь с развитием техники. Техника и технология - основные понятия философии техники. Техника в качестве понятия имеет два смысла:
1) орудия и инструменты труда, артефакты, созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды;
2) система навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.
прогресс в области техники изменяет предметную область производственной деятельности человека, трансформирует структуру производственной и трудовой активности. Техника выступает важным звеном, посредником во взаимодействии человека со средой. Как конструктивное, так и деструктивное действие техники на природу зависит от обеих функций и социальных систем, в которых они реализуется.
Техника, как правило, имеет физико-химическую природу, хотя сейчас есть и биологические технологии.
Подходы к оценке техники.
1) натуралистический: человеку недостает своих органов по сравнению с животными, вынужден компенсировать развитием техники.
2) волевой: человек реализует посредством развития артефактов свою волю к власти на всех уровнях - индивидуальном, национальном, классовом, государственном. Техника не может быть нейтральной в политическом смысле.
3) естественнонаучный: техника - прикладная наука.
4) рациональный: техника - сознательно регулируемая деятельность человека, в научное понимание вносятся коррективы социокультурного плана.
1. Техника - это прикладная наука. Наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. Эта модель взаимодействия науки и техники - линейная, она является чрезмерным упрощением реальных отношений, складывавшихся между наукой и техникой на протяжении столетий.
2. Наука и техника развиваются автономно друг от друга, однако эти процессы являются все же координированными. Эта модель взаимодействия - эволюционная. Иногда наука использует технические устройства для получения собственных результатов, иногда научные результаты успешно используются в технике. В этой модели три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство.
3. Наука развивалась в зависимости от уровня современной ей техники - точка зрения, в чем-то обратная линейной модели. Её сторонники утверждают, что научное знание развивалось за счет исследования технических аппаратов и инструментов в попытке раскрыть загадки их функционирования.
4. Наиболее реалистичной и соответствующей многим историческим фактам представляется позиция, в соответствии с которой до конца XIX в. наука и техника действительно развивались обособленно, регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но в настоящее время развитие техники осуществляется именно на основе современных научных достижений.
История взаимоотношений науки и техники включает в себя четыре периода:
1) донаучный: последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические;
2) зарождение технических наук (со второй пол. XVIII в. до 70-х гг. XIX в.);
3) классический (до середины XIX века) - построение ряда фундаментальных технических теорий;
4) настоящее время: комплексные исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и дальнейшая дифференциация и "отпочкованием" технических наук от естественных и общественных.