Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.
Как большинство политических мыслителей после Бодена, Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, например, что "черни недоступна большая мудрость" и при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства - монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти.
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути - физическая сила ( завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй- основанным на установлении,или политическим государство.
Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютнымсувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчиненияцеркви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключенные ими соглашениями. Остальные естественные законы (общим числом 19) могут быть, по словам Гоббса, резюмированы в одном легком правиле: “не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе”.
Джон Локк — британскийпедагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.
Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.
Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся в взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет свое определенное назначение. Назначениечеловека — познание и прославление Бога и благодаря этому — блаженство в этом и в ином мире[1].
Как политический писатель, Локк является основателем школы, стремящейся построить государство на начале личной свободы. Законодательную власть Локк считает верховною, ибо она повелевает остальным. Она священна и неприкосновенна в руках тех лиц, кому вручена обществом, но не безгранична.
11. Именно с него началась заря философии новейшего времени. Не только вфилософии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательныммыслителем. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума,называя эту веру догматизмом. По Канту мы познаем мир не так, как он естьна самом деле, а только так, как он нам является. Познание начинается стого, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызываютощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализмсостоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия исуждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретическиезнания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущего - это математика иестествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не естьзнание о ввс, а только знания о свойствах вещей к которым приложимы формынашего сознания: ощущения, понятия. Вещи принципиально непознаваемы.Согласно Канту, мы познаем только явления – мир вещей самих по себе намнедоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает впротиворечия. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканскимпереворотом в философии. Наши знания – не мертвый слепок вещей и их связей.Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственныхвосприятий и каркаса априорных логических категорий. Помощь воображениячеловек использует в каждом звене своих рассуждений. Человек, по Канту, – это самый главный предмет в мире. Над всемидругими существами его возвышает наличие самосознания, благодаря чемучеловек представляет собой индивидуальность, те личность. Из фактасамосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека. В философии Канта нравственное связано с идеей религиозного,божественного. Отрицание божественного существования, по Канту, – полнейшийабсурд. В своем учении о государстве Кант развивал идеи Руссо, в частностиидею народного суверенитета. Источником суверенитета он считал не народ, амонарха, отрицая право судить главу государства, который «не можетпоступать не по праву». Следуя идеям Вольтера, Кант признавал право насвободное высказывание своего мнения, ограничивая его, однако,необходимостью гражданского и политического повиновения властям, без чегонемыслимо само существование государства. « Антропология с прагматической точки зрения», «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критикаспособности суждения». 12. Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всехфилософов только для него одного философия была всем. У других мыслителейона есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же напротив, само сущеестарается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философыподчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этотобъект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог быллишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает исвоего собственного абсолютного совершенства. На природу же в еенеисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода«чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно идеалистической основе он развил учение о законах икатегориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработалосновные принципы диалектической логики и подверг критике метафизическийспособ мышления, господствовавший как в идеалистических, так иматериалистических течениях философии. Гегель, усматривая в жизни природы ичеловека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс ираскрывающей себя в нем, утверждал, что категории есть суть объективныеформы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютнаяидея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс квозникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается вмышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания мировой разумпроходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в еесобственном лоне, в стихии чистого мышления; развитие идеи в виде явленийприроды; развитие идеи в мышлении и истории человечества. На этом последнемэтапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в формечеловеческого сознания и самосознания. Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, чтоневозможно понять явление, не уяснив всего пути, которое оно совершило всвоем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, апоступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершаетсяпереход от количественных изменений к качественным, что источником развитияявляются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякогодвижения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. Вфилософской системе Гегеля действительность представлена как цепьдиалектических переходов «Философия права», «Философия религии», «Феноменология духа» и др. 13. Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своейлогической обоснованности и идеологического влияния систему научных знанийо человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно игралаогромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения длямиллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былойпопулярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений,неопровержимостью своей логики. К. Маркс отвергает взгляды старого материализма. Согласно этимвзглядам, отношение человека к миру, в сущности, представлялось какспособность “созерцать” окружающий мир в сознании, пассивно испытывать еговоздействие. Для обыденного миропонимания позиция пассивного созерцанияпредставляется вполне естественной, исходной, а активность, деятельность сэтой точки зрения выступает как нечто вторичное. Как подчеркивает К. Маркс,исходным отношением человека к миру является вовсе не пассивноевосприятие, испытание воздействия внешнего мира и переживание их всознании: “...люди никоем образом не начинают с того, что “ стоят в этомтеоретическом отношении к предметам внешнего мира” ... Они начинают с того,чтобы... не “стоять” в каком-нибудь отношении, а “активно действовать...” Марксизм видит основу специфического отношения человека к миру впрактической деятельности, направленной на преобразование материальногомира: как природного, так и социального, который противостоит человеку.Это преобразование внешнего мира предполагает способность сознания,активную работу духа. Хоть сознание является специфическим признакомчеловека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только всистеме практически-преобразовательного отношения человека к миру. Сознаниевозникает, функционирует и развивается как необходимое условие этогопрактически-преобразовательного отношения. Маркс указывал, что человек является “предметным существом”, котороедействует “предметным образом”: “Оно только потому творит или полагаетпредметы, что само оно полагается предметами, и что оно с самого началаего природа”. Маркс сформулировал и развил основные принципы материализма, увязав этипринципы с революционным движением и программными принципами свержениякапитализма и построения нового общества – социалистического икоммунистического. Маркс, развивая идею смены капитализма социализмом,замену путем экспроприации частной собственности государственной, доказываянеобходимость диктатуры пролетариата, провозгласил сен-симоновский принципсоциализма «от каждого по способностям, каждому по труду» и коммунизма «откаждого по способностям, каждому по потребностям». В течение 40 лет Маркс занимался написанием своего главного труда –«Капитал». Здесь он развивал классическую трудовую теорию стоимости итеорию прибавочной стоимости. Маркс, считая, что в капиталистическихстранах политическая экономия выражает интересы собственников, стремилсяпоставить свой вариант политической экономии на службу интересам рабочегокласса. Однако классовый подход отрицательно повлиял на научнуюобъективность ряда высказанных им положений и выводов. Учение Марксапозволило обнаружить неразрешимые противоречия и определеннуюограниченность всего классического направления политической философии.
14. Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениямперсонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, религиозный( К Ясперс, Г.Марсель, ) атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), Н.Аббаньяно.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается
В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,[7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[8].
Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.[9]
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти.
Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами»
15. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органич, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В фил. жизни на перв. план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.
Ницше.
Развитие для Ницше не имеет смысла. Регресс. Но возможно становление нового человека. Концепция вечного возвращения. Принцип сохранения силы во вселенной, энергия и т.п. Понимая абсурдность своего подхода с опорой на науку, использует аллегорический образ - бесконечная дорога, лежащая позади нас, и ворота перед нами с надписью «мгновение».Человек их переступает и снова видит перед собой ворота, а позади бесконечная дорога. «Знание - это власть». Наука может скользить лишь по поверхности. Суть - обладать объектом, а не познать. Наука - удобное заблуждение, ей не нужен мир как таковой. Аморализм - конфронтация с традиционной (христианской) моралью. Христианская мораль - восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из - за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. Становиться проблематична оценка досократовских людей. «Бог умер», - говорит Заратустра: «И это мы его умертвили». Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. «По ту сторону добра и зла» (против понятий христианской морали). Политика - власть вне морали. Hицше упивался Достоевским. Вирус бестиальности Hицше. Поразил многих. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть. Трансформация верблюда, льва и ребенка. Этапы (ипостаси) духовного развития человека. 1. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения. 2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер. 3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской зависимости и злого начала.
Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно относится к женщинам. «Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой».
Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т п , за стремление людей к искусству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.
16. Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.
Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теолог-ой стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную
Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.
Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.
Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека.
Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания. КАРЛ ПОППЕР. Согласно Попперу, рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям.
17. Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в