Рационализация труда и материальная заинтересованностьрабочих ведут к повышению производительности труда
Основные положения школы научного управления (1885-1920):
1. Научный анализ
2. Отбор работников, их обучение
3. Обеспечение работников ресурсами
4. Материальное стимулирование
5. Отделение планирования от самой работы
Фредерик Тейлор (1856-1915)-американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента
Труд: «Принципы научного менеджмента».
Классическая (административная) школа управления (1920-1950)
А. Файоль
М. Вебер
Л. Урвик
Д. Муни
Г. Форд
Основная идея - создание универсальных принциповуправления, которые гарантируют успех и повышение эффективности деятельности любой организации
Основные положения классической (административной) школы управления (1920-1950):
1. Взгляд на организацию с точки зрения ее перспективы
2. Развитие принципов управления
3. Описание функций управления
4. Систематизированный подход к управлению всей организацией
Анри Файоль(1841-1925) французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления
Труд: «Общее и промышленное управление»
Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) внес значительный вклад в исследование принципов организации, разработав «идеальный тип» административной организации. Идеальная бюрократическая модель М. Вебера
Школа человеческих отношений (1930-1950) (Human Relation)
Э. Мэйо
А. Маслоу
М. Фоллет
Основные положения школы человеческих отношений (1930-1950):
1. Приемы управления межличностными отношениями
2. Человек – не машина, а социальное существо
3. Мотивы поступков людей – не экономические силы, а различные потребности (А. Маслоу)
4. Формальные полномочия эффективны
А́брахам Масло́у (Масло́в) (1908 — 1970) — американский психолог, основатель гуманистической психологии
Труд: «Мотивация и личность»
Школа науки о поведении (1950- по наст. время)
Р. Блейк
Д. Мак-Грегор
Р. Лайкерт
Ф. Герцберг
Основные положения школы науки о поведении (1950- по наст. время):
1. Применение наук о человеческом поведении в управлении
2. Резерв достижения целей организации: труд, интеллект, мотивы поведения людей
3. Оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей
· Количественная школа (1950- по наст. время)
Р. Акофф
Н. Винер
Л. Берталанфи
Оптимальные управленческие решения принимаются на основе использования математических моделей, компьютеров и общей теории систем
Основные положения количественной школы (1950- по наст. время):
1. Понимание управленческих проблем благодаря применению моделей
2. Применение количественных методов
· «Социальная организация» (1970- по наст. время)
А.И. Пригожин
А.В. Тихонов
¢ Организация – это открытая система
Причины зарождения «социальной организации» (1970- по наст. время):
¢ Требовательность и разборчивость общества в отношении условий своего существования и перспективам развития
Основные положения «социальной организации» (1970- по наст. время):
1. Организация приспосабливается к своей многообразной внутренней и внешней среде
2. Причины того, что происходит в организации, следует искать вне ее
· Организационная культура (1980 – по наст. время)
Дж. Зонненфельд
Э. Шейн
Организационная культура– мощный инструмент управления фирмой
Причины зарождения организационной культуры (1980 – по наст. время):
Традиции, ценности, установки и пр. – это резерв развития организации
Основные положения организационной культуры (1980 – по наст. время):
1. ОКскладывается из устойчивых нормативов, представлений, принципов и верований
2. ОК– вспомогательный ресурс при проведении организационных изменений (но может быть и тормозом)
3. НосителямиОКвыступают люди, но вырабатывается она менеджером (руководством)
· подходы к управлению
· Процессный подход (1920-1950- по наст. время) А. Файоль
Управление есть непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций
Основное содержание процессного подхода (1920-1950- по наст. время):
1. Управление как работа по достижению цели с помощью других – это серия взаимосвязанных действий (управленческих функций)
2. Каждая управленческая функция – это процесс, т.к. состоит из взаимосвязанных действий
3. Процесс управления – это общая сумма всех функций
· Системный подход (1960-по наст. время)
Л. Берталанфи
Организация есть совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды
Основное содержание системного подхода (1960-по наст. время):
1. Учитывать все связи организации с внешней средой
2. Руководители должны знать свою работу во взаимосвязи с работой других работников
3. Руководители должны реагировать на воздействие окружающей среды и влияние организации на окружающую среду
4. Системный подход – это не набор руководств, а способ мышления
· Ситуационный подход (1920-1970-по наст. время)
М. Фоллетт
Пригодность различных методов управления определяется ситуацией
«Различные ситуации требуют различных типов знаний» (М. Фоллетт)
Основное содержание ситуационного подхода (1920-1970-по наст. время):
1. Не существует единого «лучшего» способа управления организацией
2. Эффективный метод – более всего соответствующий конкретной ситуации
3. Ситуация (конкретный набор обстоятельств) – центральный момент ситуационного подхода