Укрепление демократических институтов, среди которых особое место должны занять институализированные формы гендерного мониторинга, контроля и управления, в том числе соответствующие службы в федеральных и региональных органах всех ветвей власти, а также специализированные консультационные и экспертные советы и комиссии по гендерной политике и/или по улучшению положения пола, права которого нарушаются. Эти и другие аналогичные им структуры должны рассматриваться как звенья национального механизма по реализации гендерной стратегии и обладать необходимыми юрисдикционными полномочиями для решения возникающих проблем и обеспечения взаимодействия заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций.
Введение обязательной государственной гендерной экспертизы всех без исключения социально значимых планов и проектов: государственных, международных и корпоративных;
Развитие гендерной статистики, отслеживающей изменения в доходах, доступе к вакансиям, квалифицируемым как профессиональные, технические, административные и управленческие должности, связанные с принятием решений, а также распределение парламентских мест, занимаемых женщинами и мужчинами;
Существенное повышение уровня представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на местном уровне;
17.Классный руководитель – педагог, призванный координировать учебную и воспитательную деятельность одного класса, формировать ученический коллектив и организовывать разного вида деятельность этого коллектива. Классный руководитель выбирается из числа школьных учителей, причем, обычно, на эту должность назначаются наиболее опытные педагоги. Деятельность классного руководителя определяется специальным положением, в котором обозначены его основные функции: когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим более подробно каждую из них.
Когнитивно-диагностическая функция заключается в постоянном наблюдении, анализе и учете морального и физического состояния учеников класса. Классный руководитель должен следить за уровнем воспитанности учеников и корректировать недостатки воспитания, знать о состоянии здоровья детей в данный период времени. В отличие от учителей-предметников, у классного руководителя есть возможность глубинно разобраться в психологических особенностях личности каждого ученика вверенного ему класса. Анализируя и перерабатывая эту информацию, классный руководитель должен доводить ее до сведения других учителей, работающих в классе, для достижения наилучшего эффекта обучения и возможности реализации индивидуального подхода.
Организаторско-стимулирующая функция заключается в том, чтобы привлечь учеников к внеклассной деятельности. Участие в таких видах деятельности не является обязательным, однако оно играет значительную роль в формировании личности, расширяет кругозор, помогает приобрести новые умения и навыки, раскрыть в себе новые интересы и способности и т. д. В связи с этим, необходимо организовывать внеклассную работу таким образом, чтобы ученики стремились принять в ней участие, проявили активность в ее организации и подготовке. Для этого каждому нужно отвести определенное место в осуществлении такого вида деятельности, каждый ученик должен чувствовать себя причастным к общему деру, четко понимать свою роль и обязанности, тогда у него возникнет ощущение полезности и необходимости. Важно подбирать обязанности таким образом, чтобы они были посильны и интересны ученику, совпадали с направлением его склонностей и способностей. Кроме того, нужно стремиться к эстетичному оформлению различных праздников, совместно с ребятами разрабатывать интересные сценарии, учитывая потребности и интересы учеников, соответствующие их возрасту. Каждый раз нужно придумывать что-то новое, развивая и сохраняя при этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся традиции класса.
Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция заключается в формировании здорового, закономерно функционирующего ученического коллектива. Классный руководитель должен стремиться развить между ребятами дружественные, сотруднические отношения, побуждать их к единству основных целей и стремлений, заботиться друг о друге, принимать ответственность за состояние коллектива класса, реагировать на отдельные проявления его членов. В то же время, классный руководитель обязан следить за всеми внутренними отношениями, возникающими в коллективе с целью предотвращения образования групп негативной направленности, подавления одними учениками других. Во избежание отрицательных проявлений в коллективе необходимо чаще проводить различные совместные мероприятия, развивая тем самым интересы учеников в положительном направлении.
Координирующая функция. Классный руководитель должен координировать усилия педагогов и родителей класса, для достижения единого подхода к воспитанию и обучению учеников, исключая возможные противоречия и создавая как можно больше возможностей для осуществления индивидуального подхода. Для этого устраиваются родительские собрания, педагогические советы и проводятся индивидуальные беседы с родителями и педагогами. По возможности стоит привлекать родителей к различным видам внеклассной деятельности. Недочеты домашнего и самостоятельного обучения компенсируются за счет организации домашнего чтения, различных заданий и поручений ученикам.
Личностно-развивающая функция. Педагогическое воздействие на учеников должно способствовать развитию их личностных качеств. Выполнение этой задачи входит в функции классного руководителя. Для этого необходимо тщательное изучение личности каждого ученика и создание условий для его полноценного развития, оказание помощи и поддержки со стороны педагогов, родителей и ученического коллектива. В обязанности классного руководителя по этому вопросу входят следующие:
1) изучение личностей учащихся;
2) контроль успеваемости учащихся, регулирование объемов домашних заданий;
3) разъяснение и контроль соблюдения правил поведения;
4) проведение классных собраний;
5) вовлечение учеников во все виды внеклассной деятельности (кружки по интересам, трудовая деятельность, благотворительная помощь);
6) активное участие в управлении учебно-воспитательной деятельностью в школе, внесение предложений о методиках воспитания, принятых в школе;
7) работа, направленная на установление единого подхода к воспитанию и обучению учащихся;
8) налаживание и поддержание контактов с родителями и семьями учеников;
9) ведение личных дел учащихся.
Работа классного руководителя сложна и многообразна, поэтому требует высокой квалификации педагога, творческого подхода и личной заинтересованности в успешном развитии каждого ученика класса и ученического коллектива в целом.
18. онцептуальную основу технологии проектирования учебного процесса составляет следующая система положений:
а) основополагающим этапом организации учебного процесса является проектирование;
в) проектирование учебного процесса - инновационный компонент профессиональной деятельности учителя, нуждающийся в концептуально-методологическом и инструментальном обеспечении;
г) проектирование учебного процесса реализует его параметрическую модель;
д) параметрами учебного процесса являются: целеобразование, дозирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся, логическая структура учебного процесса, оперативная коррекция результатов обучения;
е) проектирование учебного процесса осуществляется с безусловным соблюдением норм права и морали, а также психологических, физиологических, валеологических и прочих норм, предъявляемых к учебно-познавательной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителей, преподавателей;
ж) проектирование учебного процесса - деятельность многоэтапная, допускающая интеграционное улучшение результатов.
Деятельность учителя, преподавателя по проектированию образовательного процесса должна базироваться на следующих принципах: во-первых, принцип процедурности всех этапов проектировочной деятельности; во-вторых, принцип документальной представимости проекта учебного процесса, как на итоговом, так на промежуточных этапах проектировочной деятельности; в-третьих, принцип стандартизированности процедур проектирования и проективной документалистики.
Инструментально-технологической стороной проектирования деятельности учителя, преподавателя являются конкретные последовательности стандартизированных технологических процедур по проектированию параметров модели учебного процесса, их согласованию и оптимизации; стандартизированная проективная документалистика - технологическая карта учебной темы, информационная карта урока, информационная карта развития учащегося; стандартизированные образцы готовой продукции проектирования учебного процесса - атласы технологических карт, паспорта учебного процесса, предметные технологические учебники.
19Под планированием воспитательной работы в классе подразумевается процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения. План воспитательной работы - это модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса.
Технология планирования: 1. Определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе. 2. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса. 3. Моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем. 4. Коллективное планирование с участием классного руководителя, обучающихся и их родителей. 5. Уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.
Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана осуществляется в несколько этапов: 1 этап - сбор-старт коллективного планирования; 2 этап - разведка дел и друзей, консультация с заместителем директора по воспитательной работе; 3 этап - защита идей и предложений в годовой план; 4 этап - составление плана воспитательной работы.
План воспитательной работы включает в себя следующие разделы: 1. Концепция воспитательной работы. 1.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. 1.2. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса. 1.3. Механизмы построения и функционирования воспитательной работы в классе. 1.4. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса. 2. Планирование воспитательной работы. 2.1. Основные направления и дела классного коллектива. 2.2. Индивидуальная работа с учащимися. 2.3. Работа с родителями. 3. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Выбор средств реализации направлений воспитательной работы определяю трехсторонним подходом. Другими словами к каждому средству предъявляю требования с позиций "знать", "уметь", "любить". Это означает, что материал должен предоставлять возможность познать объект или явление, полюбить его (осмыслить как нечто значимое для себя), научиться взаимодействовать с ним. При планировании мероприятий стараюсь обеспечить закрепление знаний в ходе практических умений. Ведь довольно часто мы, педагоги, проводим классный час, но знания (представления) не подкрепляем практикой, не обеспечиваем его присвоение.