- систему профессионально-технического образования,
- систему среднего специального образования,
- систему высшего образования,
- систему послевузовского образования,
- систему дополнительного образования детей и молодежи,
- систему дополнительного образования взрослых,
- систему специального образования.
Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни (см. рис. 3.1):
- дошкольное образование;
- общее среднее образование;
- профессионально-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее образование;
- послевузовское образование (аспирантура, докторантура).
Рис. 3.1 Система основного образования в Республике Беларусь
Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.
Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:
- дополнительное образование детей и молодежи;
- дополнительное образование взрослых (повышение квалификации и переподготовка кадров).
Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Специальное образование включает в себя создание специальных условий, которые направлены на организацию педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, способствующей освоению содержания образовательных программ лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекции имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.
Образование может быть получено в очной (дневной, вечерней), заочной, дистанционной формах получения образования и в форме соискательства. Дистанционная форма образования – это вид заочной формы образования, когда получение образования осуществляется преимущественнос использованием современных коммуникационных и информационных технологий. Соискательство – это обучение и воспитание в соответствии с образовательными программами послевузовского образования, предусматривающими преимущественно самостоятельное освоение обучающимся их содержания. При этом личное участие обучающегося предполагается только в аттестации, организуемой учреждением образования.
Учреждения образования подразделяются на следующие типы:
- учреждения дошкольного образования;
- учреждения общего среднего образования;
- учреждения профессионально-технического образования;
- учреждения среднего специального образования;
- учреждения высшего образования;
- учреждения специального образования;
- учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- воспитательно-оздоровительные учреждения образования;
- социально-педагогические учреждения;
- специальные учебно-воспитательные учреждения;
- специальные лечебно-воспитательные учреждения.
Учреждения образования могут быть государственными и частными.
Образовательный процесс в учреждениях образования организуется на основе:
- принципов государственной политики в сфере образования;
- образовательных стандартов;
- достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;
- педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;
- культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;
- современных образовательных и информационных технологий.
Основные требования к организации образовательного процесса:
- обеспечение качества образования;
- учет требовании компетентностного подхода;
- охрана здоровья обучающихся;
- соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся;
- соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
- создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;
- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;
- педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений;
- создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Динамика социально-экономического развития страны предполагает совершенствование системы образования с целью постоянного повышения его качества. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования направлена на обновление содержания образовательных программ и повышение качества образования посредством реализации экспериментальных, инновационных проектов. Экспериментальная деятельность в сфере образования представляет собой процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования. Инновационная деятельность предполагает внедрение в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования.
Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер. Управление в сфере образования осуществляется на принципах законности, демократии, гласности, учета общественного мнения и системности управления образованием. Целями управления являются:
- проведение государственной политики в сфере образования;
- совершенствование и развитие системы образования;
- реализация образовательных программ, программ воспитания.
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения
1. Каковы основные принципы и направления государственной политики в сфере образования в Республике Беларусь?
2. На какие три вида подразделяется образование?
3. Каковы принципы организации образовательного процесса в учреждениях образования? Раскройте их на примере любого учреждения образования.
4. В какой мере реализуются принципы и требования организации образовательного процесса в вузе (на факультете), где вы обучаетесь?
5. В каких формах может быть получено образование в Республике Беларусь?
[1] Материал составлен на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании [www.minedu.unibel.by].