Модуль 3. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития
Характеристика и структура национальной системы образования
Образование в Республике Беларусь является одним из главных приоритетов государственной политики, имеющих целью формирование нравственно, интеллектуально и физически развитой личности, способной к самостоятельному и ответственному принятию решений, творческой созидательной деятельности[1].
Главным законодательным документом в области образования является Кодекс Республики Беларусь [www.minedu.unibel.by].
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании под образованием понимается обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.
Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:
- приоритета образования;
- гарантии конституционного права каждого на образование;
- обеспечения равного доступа к получению образования;
- приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
- обязательности общего базового образования;
- интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
- экологической направленности образования;
- поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
- государственно-общественного характера управления образованием;
- светского характера образования.
Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
- обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;
- обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
- создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
- создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;
- обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;
- осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
- осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;
- обеспечение преемственности и непрерывности уровней и ступеней основного образования;
- обеспечение равенства белорусского и русского языков;
- осуществление в учреждениях образования воспитания, в том числе формирование у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.
Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.
Целями образования являются формирование у обучающихся знаний, умений, навыков, интеллектуальное, нравственное, физическое развитие личности, способной к самостоятельной и творческой деятельности.
Компонентами системы образования, которые образуют структуру, являются:
- участники образовательного процесса;
- образовательные программы;
- учреждения образования;
- организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
- иные организации и индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
- государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования (например, Национальный институт образования, Республиканский институт высшей школы и др.);
- учебно-методические объединения в сфере образования;
- организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
- организации – заказчики кадров;
- организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
- государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.