Курсы для русскоговорящих детей проводятся 3 раза в неделю, а для детей мигрантов – 4. В этот дополнительный день проводится занятие по русскому языку. Занятия проводит учитель-логопед. Основной задачей является развитие навыков общения. Сформировать элементарные понятия взаимодействия со сверстниками и учителями. Материал подается от простого к сложному и направлен на понимание. Первые игры, задания направлены на понимание (например: «у кого две руки, хлопните в ладоши один раз; у кого есть одна сестра - подпрыгните»). Для занятий отбирается актуальный речевой материал значимый для детей и применяемый ими в повседневной жизни.
Часто освоение материала сопровождается соматическими ощущениями: можно взять в руки, потрогать, увидеть что-то конкретное, понюхать и так далее. На занятиях используются подвижные игры, физкультминутки, песенки, стихи, считалки. Важно отметить, что в процессе обучения у детей развивается любознательность, чуткость к слову, к русскому и родному языку.
Алгоритм обучения и воспитания детей-мигрантов
Этапы
Направление
Задачи
Первичное обследование ребенка
– собеседование с родителями;
– определение уровня владения русским языком (тестирование);
– психолого-педагогическая характеристика ребенка;
– психолого-педагогическая комиссия
– определение уровня мотивации к обучению;
– определение уровня познавательной активности детей мигрантов;
– выявление особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка;
– индивидуальные особенности характера (тестирование);
– определение уровня коммуникативности
Образовательный процесс
– обучение русскому языку по специальной методике (во второй половине дня в рамках дополнительного образования в коррекционно-развивающих группах / классах);
– осуществление принципов дифференцированного подхода к обучению детей-мигрантов в условиях работы образовательной организации;
– индивидуальная работа с детьми-мигрантами в области предметной подготовки
– формирование и развитие навыков устной и письменной речи для активной бытовой и успешной деятельности детей в образовательной организации;
– формирование познавательного интереса (через: занимательные эмоциональные задания; контроль речевой деятельности; активное использование текстов художественной литературы; новизну методов и приемов; использование технических средств обучения, ресурсов интернета;
– формирование социального мотива (создание речевых ситуаций, вызывающих желание высказываться; привитие потребностей в коммуникации, лучшем усвоении языка)
Воспитательный процесс
– курс социально-культурной адаптации в рамках дополнительного образования;
– образовательные экскурсионные программы для детей из семей мигрантов
– формирование позитивной этничности, поликультурной компетентности, взаимной толерантности;
– формирование образного мышления и творческого потенциала детей через приобщение к российской культуре, традициям;
– формирование чувства патриотизма, уважения и благодарности стране, в которой они проживают
Психолого- педагогическое сопровождение детей мигрантов
– сбор предварительных данных особенностей интеллектуальной и мотивационной сфер детей;
– работа с родителями (систематическое консультирование, на которых должны даваться индивидуальные рекомендации родителям по выполнению определенных заданий с их ребенком);
– проведение коррекционно-развивающих занятий, тренингов, направленных на решение выявленных проблем, снижение уровня тревожности, повышение образовательной мотивации, развитие коммуникативных навыков, повышение уровня сплоченности группы / класса;
– систематическое проведение тематических встреч по теме взаимоотношений со сверстниками / со взрослыми