Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы обучения детей-мигрантов



Дидактические основы обучения детей-мигрантов младшего школьного возраста

 

Цель: организация учебной деятельности, которая способствует сплочению разноуровневого и многонационального коллектива школьников, совместной продуктивной работе всех групп учащихся и одновременному оперативному восполнению пробелов в знаниях детей-мигрантов, совершенствованию уровня их обученности.

Методологические подходы организации обучения детей-мигрантов

– личностно ориентированный подход;

– коммуникативный подход;

– индивидуализация и дифференциация;

– концентрический подход.

Особенности обучения детей-мигрантов

1. Коммуникативная направленность реализуется:

в выполнении различного рода ситуативных упражнениях, основанных на учете факта зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации;

– диалогической формой формулировки заданий и организации учебного материала; например, сам вопрос, адресованный ученику, представляет собой грамматическую модель: «Знаешь ли ты, что…?»;

– введением текстов диалогического характера, насыщенных необходимыми образцами изучаемой темы. Текст, имеющий познавательный характер, должен быть адаптирован таким образом, чтобы оставить простор для его обсуждения, дополнения и т.п. Всё это позволяет связать эмоциональный компонент текста и когнитивные процессы восприятия.

2. Наглядность.

Надо использоватьпростые таблицы, схемы

КАКОЙ И КАК? Прилагательное и наречие: Весёлый – веселО, грустный – грустнО, торопливый – торопливО

Большое значение имеет содержание иллюстраций, особая организация видеоряда. Это рисунки с подробно прописанными деталями, фотографии (сочетание натуралистического изображение реалий и яркие фантазийные образы), рисунки детей.

Иллюстрация должна включать культуроведческую информацию, реализует коммуникативный и личностно-деятельностный подход в обучении. Электронная форма фотоиллюстраций. Сочетание гибкой методической модели традиционной и электронной формы учебных материалов обеспечит оптимальное соотношение инвариантных и вариативных заданий, упражнений, форм текстов.

3.Деятельностный характер. Изучая новый материал, следует учитывать, что усвоенные знания применяются учеником к новому материалу либо опосредованно, через другие определения и правила, либо непосредственно. В методике обучения выработана такая последовательность: работа под руководством учителя, работа по образцу, самостоятельное применение на основе знаний. Для детей-мигрантов процесс переноса может осуществляться только под руководством учителя и при работе по образцу.

4.Диалог культур.

5.Интерактивное обучение, т. е. взаимодействие не только преподавателя и ученика, но и совместная учебная деятельность учеников. Совместный поиск решения поставленных учебных задач способствуют гармонизации учебного процесса.

Использование ИКТ

Обучение должно проходить с использованием аудио- и видеоматериалов. Наглядная презентация материала (с опорой на аудиозапись) вызывает осознанное выполнение учащимися всех предлагаемых им заданий.

С целью организации групповой работы используются мультимедиа уроки, позволяющие активно использовать: звуковую и зрительную наглядность, визуализирующую языковые и культурные явления, активизирующую внимание, формирующую прочные мнемонические опоры.

Для организации индивидуальной работы на этапе закрепления учебного материала школьников используются специальные электронные материалы, позволяющие детям-мигрантам дополнительно работать с темой урока; вариативные задания тренировочного характера, дающие возможность достигнуть базового уровня знаний разным по подготовке учащимся.

Для организации проектной деятельности используются специально разработанные творческие задания проблемного характера, позволяющие организовать работу в русле диалога культур, а также интернет-порталы, направленные на осуществление проектной деятельности, например, образовательный портал «Глобальная школьная лаборатория».

Интерактивное обучение, т. е. взаимодействие не только преподавателя и ученика, но и совместная учебная деятельность учеников, обладающих высокой лингвистической компетенцией, со слабо владеющими русским языком. Совместный поиск решения поставленных учебных задач способствуют гармонизации учебного процесса.

Результат обучения – владение детьми-мигрантами коммуникативными нормами и социально-личностными компетенциями.

Формы обучения детей-мигрантов

Групповая работа

Для организации групповой работы учителю надо создать ситуацию для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе. Для младших школьников такой ситуацией будет игра.

Необходимо научить ребят работать в группе, а затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания.

Надо обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями (ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями ( по имеющемуся продукту - работе своего партнера – выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату); обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее).

Интегрированные уроки

Дети младшего школьного возраста обучаются на интегрированных уроках (логопед – учитель, учитель – психолог). Интегрированная форма работы позволяет охватить практически всех детей.

На первом этапе обучения занятия проводятся логопедом в индивидуальной форме. Цель таких занятий в том, чтобы научить детей правильной артикуляции звуков, направленному речевому выдоху. На занятиях используется прием «имитация» (подражание). Логопедические занятия способствуют устранению зажатости, скованности, страха перед изучением русского языка, настраивают на позитивный результат. Дети в игровой форме овладевают произносительными навыками русской речи. Работа по формированию фонетических навыков происходит параллельно с работой по формированию словарного запаса.

На втором этапе обучения (в течение года) проводятся интегрированные уроки русского языка и литературного чтения. На уроках продолжается работа по совершенствованию фонетических навыков. В начале урока проводятся фономинутки. Русскоговорящие дети совершенствуют навыки правильного произношения, а дети-мигранты овладевают нормами. Используется парная работа: русскоговорящий ученик – ученик-мигрант. Динамические паузы также активно используются для отработки правильного произношения. Используются такие упражнения, как «Звери и зверюшки». Берутся фигурки больших и маленьких животных (например, слон, жираф, бегемот, мышка, кошка, маленькая собачка). Ученики делятся на пары. Логопед говорит, что у больших животных грубые голоса, они произносят звуки так: [д] - [ д], а у маленьких животных тоненькие голоса, они произносят их мягко (показывает). Дети хором повторяют звуки за ним. Затем ребята работают в парах: инофон произносит звук, а русскоязычный – должен поднять фигурку большого животного, если звук твёрдый, и фигурку маленького, если звук мягкий. Желательно, чтобы пары работали не одновременно, а последовательно, одна пара за другой.

В упражнении «Пары» логопед называет слог с твёрдым согласным, например [ны] . Русскоязычный ученик должен подобрать пару – заменить твёрдый согласный мягким - [н’ и]. Учитель громко произносит образовавшуюся пару слогов:[ны] –[н’и]. Все ученики повторяют. Для инофонов это упражнение основано на имитации. Такие уроки создают атмосферу сотрудничества среди учащихся с разными этнокультурами. Дети становятся более доброжелательными по отношению к ученикам других культур, стараются помочь друг другу, а не высмеять и унизить.

В обучении детей-мигрантов можно использовать:

− проблемные ситуации;

− моделирование игровых и реальных ситуаций;

− моральные дилеммы;

− творческие игры и игровые упражнения;

− продуктивные виды детской деятельности, пение, хореография, музицирование;

− аудио и видеозаписи;

− игры, упражнения, направленные на формирование позитивного психоэмоционального состояния школьников, толерантности, позитивного отношения к своей и иной культуре, на развитие этнокультурной осведомлённости и навыков межкультурного взаимодействия и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.