Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Установки, интересы, вкусы и ценности



Выше мы уже приводили несколько примеров, показывающих, каким образом

удовлетворение и фрустрация потребностей сказываются на интересах человека.

Можно посоветовать также обратиться к работе Май-ера (284). Мне

представляется возможным пойти дальше и затронуть проблемы, связанные с

моралью, ценностями и этикой, ибо совершенно очевидно, что корни этих

66.

проблем лежат несколько глубже, чем вопрос о соблюдении или несоблюдении

неких установлений, обычаев и традиций. К сожалению, в современной науке

принято рассматривать установки, вкусы, интересы и любого рода ценности

исключительно как результат культурального ассоциативного научения, словно

они всецело детерминированы внешними силами, окружающей средой. Я же

утверждаю, что если мы беремся за изучение феноменов такого рода, то мы

обязательно должны учитывать фактор внутренней необходимости, обязаны всегда

помнить об эффектах базового удовлетворения.

Типология личности

Приняв нашу точку зрения на базовое удовлетворение, согласившись с тем, что его следует понимать как непрерывный континуум последовательного

удовлетворения базовых эмоциональных потребностей, мы приобретаем полезное

(хотя и не совершенное) средство для построения типологии личности. Если

организмические потребности большинства людей одни и те же, значит, мы можем

попытаться сравнивать людей по степени удовлетворенности этих пoтpeбнocтeй.

Можно сказать, что такая типология личности будет базироваться на

холистическом, или организмическом принципе, поскольку мы будем сравнивать

людей в пределах единого континуума, будем сопоставлять их как целостных

индивидуумов, а не их свойства, аспекты или характеристики.

Скука и интерес

Состояние удовлетворенного голода мы называем сытостью. Что, если не

пресыщенность, лежит в основе скуки? Но даже за этим риторическим вопросом

скрываются некоторые нерешенные проблемы. Почему мы находим интересным

многократно созерцать одну и ту же картину, вечер за вечером проводить с

одной и той же женщиной, раз за разом слушать одно и то же музыкальное

произведение, но в то же самое время другая картина, другая женщина и другое

музыкальное произведение наскучивает нам уже с первого раза?

Удовлетворение, радость, счастье, восторг, экстаз

Какую роль играет чувство базового удовлетворения в активации

положительных эмоций? На мой взгляд, исследователи эмоций уделяют слишком

много внимания изучению аффективных последствий фрустрации (259) и

незаслуженно обходят своим вниманием последствия удовлетворения

потребностей.

Социальные эффекты

В таблице, приведенной в конце этой главы, сведены воедино базовые

потребности человека и те позитивные социальные эффекты, которые может

вызвать их удовлетворение. Мне кажется полезным обратить внимание

исследователей на следующую гипотезу. По моему мнению, базовое

удовлетворение не только способствует личностному росту, но и помогает

человеку стать хорошим гражданином, патриотом своей страны, а, кроме того, оказывает позитивное воздействие на его межличностные отношения. (Я не хочу

останавливаться здесь на отдельных парадоксах, связанных с этими влияниями, как не рассматриваю и позитивные последствия дисциплинарной депривации.) Нет

нужды говорить о том, сколь важное значение могут обрести эти исследования, сколько пользы они могут принести людям, отвечающим за разработку и

воплощение в жизнь политических, экономических, исторических, социологических и образовательных программ (17, 104, 356, 488).

Уровень фрустрации

То, что я сейчас скажу, может показаться слишком парадоксальным, но, тем не менее, я хочу заявить, что удовлетворение потребности в известном

смысле является предпосылкой фрустрации. Основанием для этого утверждения

служит тот факт, что потребности более высокого уровня возникают в сознании

индивидуума только после удовлетворения потребностей более низкого уровня.

Пока эти, более высокие, потребности не представлены в сознании, они не

могут быть источником фрустрации. Человек, обеспокоенный тем, как ему добыть

хлеб насущный, не склонен размышлять о "высоких материях", у него вряд ли

возникнет желание погрузиться в изучение геометрии или посвятить себя борьбе

за всеобщее и равное избирательное право, его не беспокоит репутация города, 67.

страны, в которой он живет, - он озабочен более насущными вещами. Только

удовлетворив, хотя бы частично, свои насущные потребности, он обретает

возможность подняться на более высокие уровни мотивационной жизни, стать

по-настоящему цивилизованным человеком, задуматься о глобальных проблемах -

личностных, социальных, интеллектуальных.

Можно сказать так - люди обречены желать того, чего у них нет, и при

этом у них не возникает чувства, что их усилия, направленные на достижение

желанной цели, бессмысленны. Например, мы уже свыклись с мыслью, что не

стоит ждать чудес от той или иной отдельно взятой социальной реформы

(введение избирательного права для женщин, всеобщее право на образование, тайное голосование, создание профсоюзов, жилищное строительство, введение

предварительного голосования и т.п.), однако мы не отрицаем того факта, что

каждая из этих реформ является шагом вперед и служит социальному прогрессу.

Если фрустрация неизбежна, если человек обречен на постоянное чувство

неудовлетворенности, то пусть уж лучше эта неудовлетворенность будет вызвана

"высокими материями", нежели голодом и холодом. Очевидно, что повышение

уровня фрустрации (если можно говорить о слабой и сильной фрустрации) вызовет не только личностные, но и социальные последствия. Примерно то же

самое можно сказать об уровне вины истыда.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.