Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функциональная автономия



Гордон Олпорт (6, 7) сформулировал и ввел в научный обиход принцип, гласящий, что средство достижения цели может подменить собой цель и само по

себе стать источником удовлетворения, то есть может стать самоцельным в

сознании индивидуума. Этот принцип лишний раз убеждает нас в том, что

обучение играет важнейшую роль в мотивации человека. Но не это существенно, а то, что он заставляет нас заново пересмотреть все изложенные выше законы

человеческой мотивации. Парадокс Олпорта ни в коем случае не противоречит

им. он дополняет и развивает их. Вопрос о том, насколько уместно

рассматривать эти средства-цели в качестве базовых потребностей и насколько

они удовлетворяют выдвинутым выше критериям отнесения потребности в разряд

базовых, остается открытым и требует специальных исследований.

58.

Как бы то ни было, мы уже убедились в том, что на базовые потребности, удовлетворяемые достаточно постоянно и достаточно длительное время, уже не

оказывают такого существенного влияния ни условия, необходимые для их

удовлетворения, ни сам факт их удовлетворения или неудовлетворения. Если

человек в раннем детстве был окружен любовью, вниманием и заботой близких

людей, если его потребности в безопасности, в принадлежности и любви были

удовлетворены, то, став взрослым, он будет более независим от этих

потребностей, чем среднестатистический человек. Я склоняюсь к мнению, что

так называемый сильный характер является самым важным следствием

функциональной автономии. Сильный, здоровый, автономный человек не боится

осуждения окружающих людей, он не ищет их любви и не заискивает перед ними, и эта его способность обусловлена чувством базового удовлетворения.

Испытываемые им чувство безопасности и причастности, его любовь и

самоуважение функционально автономны или, говоря другими словами, не зависят

от факта удовлетворения потребности, лежавшей в их основе.

 


 

ГЛАВА 5

ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

В данной главе мы раскроем некоторые из теоретических последствий

постулированного нами подхода к изучению человеческой мотивации; она должна

стать позитивным, здоровым противовесом тому одностороннему подходу, при

котором основное внимание ученого обращено на фрустрацию и на вызванную

фрустрацией патологию.

Выше мы заявили, что основным принципом организации мотивации человека

является иерархия препотентности базовых потребностей. В качестве главного

динамического закона, приводящего в движение эту иерархию, мы выдвинули

принцип актуализации потребностей более высоких уровней по мере

удовлетворения потребностей более низких уровней. До тех пор, пока не

удовлетворены физиологические потребности, именно они играют доминирующую

роль в организме, именно им подчинены все его силы и способности, именно они

организуют их и направляют к единственной цели - к удовлетворению. Но, получив удовлетворение, пусть даже не полное, эти потребности отступают на

задний план, уступая место потребностям следующего уровня, и теперь уже эти, более высокие потребности доминируют в организме и руководят поведением

человека (человек теперь стремится не к утолению голода, а к безопасности).

Этот же принцип действует и в отношении других групп потребностей -

потребностей в любви, в самоуважении и в самоактуализации.

Можно допустить, что потребности более высоких уровней иногда

пробуждаются не под воздействием удовлетворения нижележащих потребностей, а, наоборот, в результате вынужденной или сознательной их депривации. или

вследствие невозможности их удовлетворения, отказа от их удовлетворения, их

подавления (как это бывает в случаях аскетизма, сублимации, в условиях

жесткой дисциплины, изоляции и т.п.). Мы очень мало знаем о природе и

степени распространенности этих явлений, я лишь могу сказать, что, похоже, в

восточных культурах одобряется подобное отношение к низшим потребностям. Как

бы то ни было, эти феномены не противоречат главному тезису этой книги, ибо

я никогда не говорил и никогда не возьму на себя смелость заявить, что

базовая удовлетворенность - это единственный источник силы и прочих

психологических преимуществ.

Концепция удовлетворения, бесспорно, - частная концепция, она не может

существовать в отрыве от общей теории мотивации. Для того, чтобы убедиться в

валидности этой концепции, имеет смысл рассмотреть ее во взаимосвязях: 1) с

теорией фрустрации, 2) с теорией научения, 3) с теорией неврозов, 4) с

теорией психологического здоровья, 5) с теорией ценностей и 6) с теорией

дисциплины, воли, ответственности и т.д. В этой главе мы проследим

направление лишь одной нити в сложной паутине психологических детерминант

поведения, личности и характера человека. Мы не беремся за создание

грандиозного полотна человеческой психологии, мы ограничимся тем, что

59.

выдвинем и попытаемся доказать несколько предположений. Среди них такие: 1) помимо базового удовлетворения существуют другие детерминанты поведения, 2) базовое удовлетворение - необходимое, но не достаточное условие

психологического здоровья, 3) и удовлетворение, и депривация, могут иметь

как благоприятные, так и неблагоприятные последствия, 4) удовлетворение

базовой потребности в корне отличается от удовлетворения невротической

потребности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.