Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задание для самостоятельной работы



БОТАНИКА КАК РАЗДЕЛ БИОЛОГИИ»

2 курс дневное отделение


Лабораторная работа № 1

ТЕМА: Лабораторные оптические приборы (лупы, микроскоп) и правила работы с ним. Строение и разнообразие растительных клеток

 

Цель:Ознакомиться с устройством лабораторных оптических приборов и правилами обращения с ними, освоить методику приготовления временных микропрепаратов, ознакомиться со строением растительной клетки.

 

Оборудование и материалы:микроскопы, лупы, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, скальпель, пипетки, раствор йода, плоды: томата, рябины, клубни картофеля, стакан с водой, таблицы: «Строение растительной клетки», «Оптические приборы».

 

Ход работы.

Задание 1. Ознакомиться с устройством лупы и световым микроскопом. Усвоить важнейшие правила работы с микроскопом БМР-1. Усвоить методику изготовления временных микропрепаратов.

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ:

 

1. Микроскоп устанавливают с левой стороны тубусодержателем к себе и в течение всего времени работы его не передвигают.

2. С правой стороны от микроскопа располагают все инструменты и материалы, необходимые к занятию.

3. Ставят объектив *8 в рабочее положение – на расстояние 1см от предметного столика. Работу с микроскопом всегда начинают с малого увеличения.

4. Глядя левым глазом в окуляр и пользуясь вогнутым зеркалом, полностью и равномерно размещают поле зрения.

5. Кладут микропрепарат на предметный столик (изучаемый объект должен находиться под объективом) и, глядя сбоку, опускают объектив при помощи большого винта так, чтобы между фронтальной линзой объектива и предметом было расстояние 5 мм.

6. Глядя левым глазом в окуляр и вращая винт грубой наводки, плавно поднимают объектив до положения, при котором хорошо видно изображение объектива. Передвигая препарат рукой, находят нужное место, объект располагают в центре зрения и закрепляют препарат клемами.

7. Для изучения препарата при большом увеличении *40, необходимо не сдвигая препарат с установленного положения, повернуть револьвер на объектив *40. Четкости изображения добиться путём лёгкого вращения микровинта.

8. По окончании работы микроскоп устанавливают на малое увеличение и снимают препарат.

 

НЕЛЬЗЯ.

I. Смотреть в окуляр и опускать объектив, т.к. при этом фронтальная линза объектива может раздавить покровное стекло.

2.Нельзя вынимать препарат из-под объектива х 40.

 

ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ.

I. Предметные и покровные стекла протирают круговыми движениями мяг­кой тряпочкой.

2.На предметное стекло наносят каплю жидкости.

3.Тонкий срез растительного объектива помещают в каплю жидкости.

4.Покровное стекло держа двумя пальцами за грани плавно опускают в каплю жидкости.

5.Если жидкость выступает за края покровного стекла, то ее излишек

удаляют полосками фильтровальной бумаги.

6.Если же вода не покрывает всю площадь под покровным стеклом, то пипеткой наносят близ края покровного стекла еще каплю, которая сама втянется под стекло.

7.Если под покровное стекло необходимо внести какой-нибудь красящий реактив, воду отсасывают с помощью фильтровальной бумаги, а каплю реактива наносят с противоположной стороны с краю покровного стекла

Задание 2. Изучить строение растительной клетки.

I. Строение клетки эпидермиса сочной чешуи лука.

Изготовить микропрепарат эпидермиса сочной чешуи лука. Препаровальной иглой снять эпидермис с выпуклой поверхности чешуи, поместить в каплю жидкости на предметное стекло. Расправить эпидермис пре­паровальной иглой и покрыть покровным стеклом. Найти и рассмотреть при малом увеличении участок эпидермиса, состоящего из одного слоя клеток с хорошо заметными ядрами. Изучить строение клетки при большом увеличении. Зарисовать 2-3 клетки. Зарисовать, обозначить их компоненты: оболочку, пору, цитоплазму, ядро, ядрышки, вакуоли.

Задание 3. Изучить хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов томата. Хромопласты в клеткам мякоти зрелых плодов томата с помощью пре­паровальной иглы поместить на предметное стекло в каплю воды и накрыть покровным стеклом. Исследовать содержание клетки при б/у и рассмотреть форму хромопластов. Зарисовать 1-2 клетки мякоти то­мата и сделать обозначение: клетка плода, ядро, хромопласты.

Задание 4. Изучить: запасные вещества клетки, крахмальные зерна картофеля.

Отрезать маленький кусок клубня картофеля и сделать им мазок на предметном стекле, затем нанести каплю воды, накрыть покровным стеклом. Рассмотреть препарат при м/у и б/у микроскопа. Изучить крахмальные зерна, их форму, слоистость. Препарат окрасить раствором йода. Рассмотреть окрашенные крахмальные зерна. Зарисовать их, сделать обозначение (простые, сложные, концентрические, эксцентрические).

Задание для самостоятельной работы.

Составить таблицу на тему:

Таблица 1

Органоиды клетки, их функции

№ п/п Органоиды Функции
     
     

 

Контрольные вопросы

1. В чем отличие вращательного движения цитоплазмы от струйчатого?

2. Какая особенность в структуре клетки определяет наличие того или другого типа движения цитоплазмы?

3.Может ли ядро находиться в вакуоли?

4.В клетках каких органов растений чаще всего можно встретить хлоропласты?

5.Какие пигменты имеются в хлоропластах?

6. Чем обусловлена форма хлоропластов?

7.Каково происхождение хлоропластов?

8.Какие пластиды имеются в клетках зеленых растений?

9.Каково происхождение пластид?

10.В чем отличие между клетками растений и животных?

 

Основная литература:

1. Дорохина Л.Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. М. ,Пр. ,1.986,с. 5-12.

2.Хржановский В.Г. Практикум по курсу общей ботаники. М. ,Ш. ,1979,с. 5 -13

3.Кудряшов Л.В. Ботаника с основами экологии.М.,Пр.,1979,с.13-27.

4.Жизнь растений под ред. Тахтаджяна в 6-ти томах,т.1.М.,Пр.,1979.

Дополнительная литература:

1. Паламарчук И.А., Веселова Т.Д. Изучение растительной клетки. М.,П.,1969

2. Гордеева Т.Н. и др. Практический курс по систематике растений, М.,1971

3. Михайловская И.С. Строение растений в связи с условием жизни. 2-е изд., М.,1977.

 


Лабораторная работа № 2

ТЕМА. Растительные ткани

ЦЕЛЬ: Получить общее представление о растительных тканях: образова­тельной, покровной, проводящей, механической, выделительной.

Оборудование: микроскопы, лупы, салфетки, ветви липы, постоянные микро­препараты, "Точка роста стебля", "Кончик корня с корневым чехликом", "Ветка липы", "Эпидермис листа герани", "Стебель льна", демонстрацион­ный материал по ботанике № 10-14,17.

 

Х0Д РАБ0ТЫ:

Задание I. Образовательные ткани.

Ознакомиться с общими чертами строения образовательной ткани по микроскопу (микропрепарат "Точка роста стебля" или "Кончик корня с корневым чехликом"). Зарисовать конус нарастания, показать форму и строение клеток меристермы.

 

Задание 2. Покровные ткани.

а/ первичная покровная ткань-эпидермис.

Рассмотреть микропрепарат "Эпидермис листа герани". Ознакомиться с деталями строения устьичного аппарата собственно эпидермальных клеток и волосков. Зарисовать устьичный аппарат с прилегающими клет­ками эпидермиса, волосками различных типов,

б/ вторичная покровная ткань - пробка.

Рассмотреть невооруженным глазом пробку и чечевички ветки липы. По постоянному препарату поперечного среза стебля липы ознакомиться с особенностями строения перидермы. Зарисовать часть стебля с чечевич­ками, участок перидермы с чечевичками.

 

Задание 3. Механические ткани: а) колленхима.

Рассмотреть постоянный микропрепарат поперечного среза стебля липы и ознакомиться со строением пластинчатой колленхимы. Зарисовать нес­колько клеток, показав характерные черты в строении клеток, б) склеренхима.

На постоянном микропрепарате поперечного среза стебля льна рассмот­реть строение поперечного среза стебля лубяного волокна. Зарисовать участок среза, отметить группу волокон, толстую слоистую оболочку.

 

Задание 4. Проводящие ткани.

По готовому препарату поперечного среза стебля липы ознакомиться с проводящими тканями: флоэмой и ксилемой. При большом увеличении за­рисовать участок флоэмы, камбия и ксилемы.

 

Задание для самостоятельной работы:

Таблица 2

ПРИЗНАКИ РАСТИТЕЛЬНЫХ ТКАНЕЙ

 

Название ткани Строение клеток Местоположение Функции ткани.
1. Образовательная      
2. Покровная: А) эпидермис; Б) пробка.      
3. Основная А) ассимиляционная; Б) запасающая.      
4. Механическая: А) колленхима; Б) склеренхима; В) склереиды.      
5. Проводящая: А) ксилема; Б) флоэма.      
6. Выделительная.      

 

Контрольные вопросы

1.Почему эпидерму называют первичной покровной тканью?

2.Одинаковой ли толщины стенки клеток эпидермы?

3.Почему между клетками эпидермы нет межклетников?

4.Из скольких слоев клеток состоит эпидерма?

5.Какие органы растений покрыты эпидермой?

6.Из каких компонентов состоит устьичный аппарат?

7.Почему у многолетних растений эпидерма заменяется пробкой?

8.Почему пробку называют вторичной покровной тканью?

9.Каковы функции основных тканей?

10.В каких органах растения встречают различные типы тканей?

11.В чем разница между первичной и вторичной флоэмой и между первичной и вторичной ксилемой?

Основная литература:

1. Дорохина А.С., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по

ботанике с основами экологии растений. М.,Пр.,1986,стр.19-27.
2.Кудряшов Л.В. Ботаника с основами экологии. М.,ВЛ.1979,стр.27-38.
З. Хржановский В.Г. Практикум по курсу общей ботаники. М.,ВШ.,1979,с.46

Дополнительная литература:

1. Михайловская И.С. Строение растений в связи с условиями жизни.М.,1977

2.Жизнь растений. Под ред.Уранова А.А.,т.1.М.,Пр.,1974,стр.25-43.


Лабораторная работа № 3

Тема: Корень, его анатомия и морфология

Цель: 0знакомиться с типами корневых систем, видоизменениями корней, анатомическим строением корня.

Оборудование:гербарий корневых систем различного типа, муляжи корне­плодов моркови, редьки, свеклы. Микропрепараты: "Корневой чехлик и корневые волоски", "Первичное строение корня", "Вторичное строение корня", "Клубеньки на корнях бобовых"; таблицы: "Корень, его зоны", "Типы корневых систем", "Видоизменения корней", "Корневые системы и условия обитания", микроскопы.

 

Ход работы:

Задание I. По гербарному материалу познакомиться с типами корневых систем. Зарисовать схему корневых систем. Обозначить на рисунке главный корень, боковые, придаточные корни.

Задание 2. Рассмотреть микропрепарат "Корневой чехлик и корневые волоски". Определить корневой чехлик, зону деления, зону растяжения, зону всасывания. Зарисовать и обозначить зоны корня, эпиблему.

Задание 3. Изучить первичное строение корня по микропрепарату "Пер­вичное строение корня". Зарисовать схему и обозначить: эпиблему, первичную кору (экзодерму, мезодерму), центральный цилиндр (перицикл, первичную флоэму и первичную ксилему).

Задание 4. Изучить микропрепарат «Появление камбия в молодых корешках». Ознакомиться с началом деятельности камбиального слоя. Зарисовать схему и обозначить: пробку, экзодерму, мезодерму, слой камбия, вторич­ную флоэму и вторичную ксилему.

Задание 5. Рассмотреть внешнее строение корнеплода свеклы, моркови, редьки. Сравнить между собой поперечные разрезы корнеплодов.

Задание 6. Рассмотреть микропрепарат "Клубеньки на корнях бобовых". Ознакомиться со строением клубенька.

Задание для самостоятельной работы:

1) дать сравнительную характеристику первичного строения корня и стебля, заполнив таблицу 3.

2) Заложить опыт, демонстрирующий рост корней лука.

 

Таблица 3

Сравнительная характеристика строения корня и стебля

  Органы растений   Признаки сходства Признаки различия
1. Корень
2. Стебель

 

Контрольные вопросы

I. Каково происхождение главного корня, придаточного и бокового?

2. Какие бывают типы корневых систем по происхождению?

3. Какие бывают формы корневых систем и отдельных корней?

4. Из каких зон состоит корень?

5. Какую функцию выполняет каждая из зон и каково их строение?

6. Что представляет собой корневой волосок? Какова его функция и как долго он ее выполняет?

7.Из каких частей растения образуется корнеплод?

8.В чем сходство и отличие в строении корнеплодов моркови и редьки?

9.В каких частях корнеплода откладываются запасные продукты у моркови, редьки, свеклы?

10.В чем отличие эктотрофной микоризы от эндотрофной?

 

Основная литература:

1.Хржановский В.Г. и др. Практикум по курсу общей ботаники. М.Аг.,1969. стр. 81-100.

2.Кудряшов Л.В. Ботаника с основами экологии. М.,1979, с.45-54.

3.Тихомиров Ф.К. Ботаника. Изд. З.М., Пр., 1974, с. 126-147.

4.Сальников А.И. Лабораторные занятия по основам естествознания. Казань, Ц80. стр. 47.

Дополнительная литература:

1. Цингер А.В. Занимательная ботаника.М.,Сов.Н.,1957.

2. Ивченко СИ. Занимательно о ботанике. М., Мол. гв., 1972.

3. .Тутаюк В.X. Анатомия и морфология растений. М. ,ВШ, 1980.


Лабораторная работа № 4

 

Тема: Побег. Стебель

Цель: Изучить морфологию, анатомию и видоизменения побега.

Оборудование: многолетние побеги и гербарные образцы годичных побегов сирени, липы, постоянные препараты - продольный разрез верхушечной почки элодей, клубни картофеля, проросшие луковицы лука, почки раз­личных растений, лупы, скальпели, иглы препаровальные.

Ход работы:

Задание I. Изучить внешнее строение побега на примере гербарных об­разцов. Зарисовать удлиненный и укороченный побег, найти составные части.

Задание 2. Рассмотреть строение вегетативных и генеративных почек. Зарисовать и сделать обозначения: почечная чешуя, зачаточные листья, зачаточные соцветия, конус нарастания, зачаточный стебель.

Задание 3. Изучить типы ветвления побегов, зарисовать их схемы.

Задание 4. Изучить внутреннее строение стебля на примере ветки липы.

Зарисовать схему и сделать обозначения: кора, древесина, сердцевина, луб, камбий, сердцевидные лучи.

Задание 5.Изучить видоизменение побега и зарисовать клубень картофеля, корневище пырея ползучего, луковицу лука репчатого.

Задание для самостоятельной работы:

Заложить опыт, демонстрирующий передвижение веществ по стеблю: Срежьте секатором или острым ножом побег древесного растения. Пос­тавьте его в раствор синей или черной акварельной краски. Через 3 суток отрежьте нижнюю часть /1-2/ см. и, рассмотрев в лупу поперечный срез, определите, какой слой окрасился. Сделайте продольный разрез через сердцевину и, рассмотрев его под лупой, определите, какой здесь слой окрасился. Зарисуйте в альбом поперечный и продольный разрез стебля, раскрасив окрашенный слой.

Контрольные вопросы

1.Что такое годичный побег?

2.Дайте определение побегу и стеблю.

4. Что представляет собой почки? Каково их строение?

5. Назовите основные типы ветвления побегов. Приведите примеры.

6. Приведите примеры метаморфозов побега и его частей.

Основная литература:

1. Дорохин Л.Н. и др. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений. М.,1966.,с.24-29.

2. Хржановский В.Г. и др. Практикум по курсу общей ботаники. М., ВШ. , стр. 54-74,

3.Кудряшов Л.В. Ботаника с основами экологии. М. ,Пр. ,1979, с.55

4.Сальников А.И. Лабораторные занятия по основам естествознания. Казань,.1980 ,стр. 63.

5.Тихомиров Ф.К. Ботаника. М.,ВШ.,1974, стр.90-112.

 

Дополнительная литература:

1. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М., Пр., 1981.

2. Жизнь растений под ред. Л. Тахтаджяна т.1.М.,Пр., 1974.

3.Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. М., Мол. гв., 1972.

4.Цингер А.Н. Занимательная ботаника. М.,Сов.наука,1957.

5. Титаюк В.X.Анатомия и морфология растений. М., ВШ., 1980


Лабораторная работа № 5

Тема: ЛИСТ

Цель: Изучить морфологию, анатомию и видоизменения листа.

Оборудование: гербарные образцы простых и сложных листьев, типы жилко­вания; микропрепарат "Лист камелии", микропрепараты по теме; микроскопы, салфетки, таблицы: "Простые и сложные листья", "Листо­расположение", "Внутреннее строение листа", "Световой и теневой лист "Листопад", "Видоизменения листьев", "Процесс фотосинтеза".

 

Ход работы:

Задание I. Изучить морфологию листа: Составить схему морфологии листа по следующим разделам: общая струк­тура, структура листовой пластинки /по основанию, по верхушке, по жилкованию, по рассеченности, по краю /ярусность.

Задание 2. Изучить строение простых и сложных листьев: Используя гербарий и собранные листья, зарисовать простые и сложные листья. Составить описание этих листьев (тип листа, наличие черешка, листовой пластинки, жилок верхушки, основания).

Задание 3. Изучить анатомическое строение листе: на микропрепарате "Лист камелии" поперечный срез при малом увеличении и большом зарисовать участок листа и обозначить верхний и нижний эпидермис, кутикулу, столбчатую и губчатую паренхиму, склереиды, проводящий пу­чок: ксилему, флоэму, склеренхиму.

Задание 4. Изучить влияние внешних условий на анатомическое строение листьев на примере световых и теневых листьев. Заполнить таблицу 4:

Таблица 4

Признаки световых и теневых листьев.

Тип листа Толщина листа Кутикула Эпидермис Столбчатая ткань Губчатая ткань Проводящие пучки
Световой              
Теневой              

 

Задание 5. Ознакомиться с видоизменениями листьев.

Зарисовать в тетради сочные чешуи лука, усики у гороха, колючки кактуса, чешуйчатые листья ландыша, ловчий аппарат росянки, иголочки у голосеменных растений.

Задание 6. "Листопад". Ознакомиться с процессом отмирания листа, в осенний период. Зарисо­вать схему и обозначить (сосудопроводящая система стебля, листа, пробка стебля и листа, разъединяющий слой листа).

Задание для самостоятельной работы:

№ 1- Заложить опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету.

Пояснение к выполнению задания: Взять зеленый лист какого-нибудь растения и подержать его в нагретом спирте. Хлорофилы и другие пигменты листа будут извлечены спиртом. Пе­ренести лист в разбавленный р-р йода. Лист окрасится в темно-синий цвет от присутствия в нем крахмала, /крахмал от йода синий/. Проделать опыт с листом, долго находившимся в темноте, пронаблюдать, сделать вывод.

№ 2 - Поставить опыт по выделению кислорода листьями элодеи на свету.

Пояснение к выполнению задания: В широкий химический стакан налить воду, опустить туда веточку элодеи, накрыть перевернутой воронкой, на которую надеть пробирку, заполненную водой. Поставить на яркий свет солнечный. Пронаблюдать выделение кисло­рода и вытеснение воды из пробирки. Осторожно снять пробирку с кис­лородом, внести в нее тлеющую лучину, которая загорится ярким пламенем.

№ 3 - Заложить опыт по испарению воды растением через устьица.

Пояснение к выполнению задания: Срезать одинаковые по размерам веточки с листьями, поставить их в три пробирки с водой, которые с верху залиты маслом или парафином. На од­ной веточке листья смазать вазелином с обеих сторон. Две пробирки оставить на свету, а одну поставить в темноту. Через I сутки отметить уровень воды в пробирках. Сделать вывод.

Контрольные вопросы:

I. Перечислите основные функции листа.

2. Каково внешнее строение листа? Какие листья называют сидячими, влагалищными?

3. Какие типы жилкования листьев вам известны? Приведите примеры.

4. Чем отличается сложный лист от простого?

5. Как различаются листья по краю листовой пластинки?

6. Каково анатомическое строение листа Камелии?

7.Чем отличается внутреннее строение световых и теневых листьев, листьев растений засушливых мест обитания, водных и хвойных?

8.С помощью какого опыта можно доказать образование крахмала в зеленом листе только на свету?

9.С помощью какого опыта можно показать, что в процессе фотосинтеза

растения выделяют кислород?

10.Как опытным путем можно доказать, что процесс транспирации осуществляется через устьица?

Основная литература:

1. Тихомиров Ф.К. Ботаника. М., Просвещение, 1978, стр.117-131.

2. Дорохина Л.Н. и др. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике

с основами экологии растений. М., 1986., стр.24.

3. Кудряшов Л.В. Ботаника с основами экологии. М. Просвещение, 1979., с.59.

4. Хржановекий В.Г. Практикум по курсу общей ботаники. М., ВШ,1979, с.131

 

Дополнительная литература:

1.Нога Г. С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1982.

2.Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и мор­фологии растений, 3-е изд.М.,1981.

3. Михайловская И.С. Строение растений в связи с условиями жизни, М., Просвещение, 1977

4. Курнишкова Т.В., Петров В.В. География растений с основами ботаники. Просвещение,1987.

5. Генкель П.А. Физиология растений. М., Просвещение, 1975.


Лабораторная работа № 6

ТЕМА. Цветок

Цель: изучить строение цветка и основных его частей, познакомиться с особенностями актиноморфных и зигоморфных цветков, основными типами соцветий. Научиться составлять формулы и диаграммы цветов.

Оборудование: модель цветка картофеля, вишни, раздаточный материал по ботанике, гербарные образцы цветущих растений, таблицы и микропрепараты по теме.

 

ХОД РАБОТЫ:

Задание I. Изучить строение актиноморфных цветов с простым и двойным околоплодником,

А) рассмотреть цветок, найти околоплодник, обратить внимание на состав­ляющие его лепестки и чашелистики, найти тычинки, пестик. Определить характер симметрии цветка, Б) отпрепарировать цветок с помощью препаровальных игл и пинцета. Обратить внимание на очередность расположения отдельных его элементов, подсчитать их число,

В) Схематически зарисовать цветок, подписать: цветоножку, цветоложе, чашелистики, чашечку, лепестки венчика, венчик, околоплодник, тычинки, пестик.

Г) Составить формулу цветка, начертить диаграмму.

Задание № 2. Изучить строение зигоморфных цветков на примере цветка фасоли.

А) Рассмотреть цветок,найти чашечку и венчик околоплодника,изучить их строение.Найти парус,весло,лодочку,определить характер симметрии цветка.

Б) Отпрепарироватъ цветок, рассмотреть расположение тычинок и пестика, найти тычиночную трубку и одиночную тычинку.

В) Подсчитать число элементов цветка, зарисовать, подписать каждый элемент.

Г) Составить формулу цветка, начертить диаграмму.

Задание № 3. Изучить строение андроцея.

А) Проанализировать и зарисовать одну из тычинок цветкового растения. Обратить внимание на форму пыльника, способ его прикрепления к тычиночной нити.Подписать все перечисленные элементы.

Б) Рассмотреть в микроскоп срез пыльника. Зарисовать и обозначить его части.

Задание № 4. Изучить строение гинецея.

А) Рассмотреть и зарисовать пестики цветковых растений, подписать все его части.

Б) Рассмотреть на постоянном препарате поперечного среза завязи семязачаток, зарисовать, обозначить его части: семяножку, интегумент, микропиле, нуцеллус, зародышевый мешок, яйцеклетку, синергиды, антиподы, вторичное ядро.

 

Задание № 5. Изучить строение разных соцветий, выяснить их биологически роль.

А) На гербарном материале изучить строение соцветий разных типов. Внимательно рассмотреть их, найти отличительные признаки моно- и синподиальных простых и сложных соцветий. Обратить внимание на длину их главной оси, на наличие или отсутствие цветоножек, на по­рядок расположения цветков.

Б) Подобрать растения с различными соцветиями. Зарисовать.

В) Сделать вывод о биологической роли соцветий.

 

Задание №6. Для самостоятельной работы: Заполнить таблицу.

Таблица 5

Приспособленность растений к определенному способу опыления

Названия растений Способ опыления. Черты приспособленности к опылению.  
1. Сирень обыкновенная    
2. Клевер луговой    
3. Подорожник большой    
4. Яблоня лесная    
5. Береза бородавчатая    
6. Вяз мелколистный    
7. Табак душистый    
8. Лещина обыкновенная    
9. Рожь дикая    
10. Подсолнечник одн.    
11. Тюльпан.    

Контрольные вопросы

1. Что собой представляет цветок? Каково его происхождение?

2. Каково строение цветка? Охарактериеуйте строение андроцея, гинецея.

3. Что такое семязачаток, каковы его функции?

4. Как происходит оплодотворение у покрытосеменных растений?

5. По какому принтеру классифицируют соцветия?

6. Какова биологическая роль соцветий?

7.Какие способы опыления вам известны?

Основная литература:

1. Кудряшов Л.В. Ботаника с основами экологии. М.,П.,1979,с.84-92.

2.Тихомиров Ф.К. Ботаника. М., П.,1974,0.235-260.

2. Хржановский В.Г. и др. Практикум по курсу общей ботаники М.,Аг.,1989.

4.Лисов Н.Д. Ботаника с основами экологии. Практикум. Минск, ВШ,1991.

6.Дорохина и др. Руководство к лаб. зан. по ботанике, М., П.,1986,с.63.

Дополнительная литература:

1. Красинов С.П. Легенды о цветах. М., П.,1970.

2. Терехин Э.С. Федоров Р.М. Жизнь цветка. М.,П.,1982.

 

 


Лабораторная работа № 7

 

Тема: Плод, семя, проросток

 

Цель: познакомиться с различными типами плодов, выяснить способы их распространения, изучить строение семян однодольных и двудольных растений, а также условия прорастания семян и строение проростков.

Оборудование:коллекции семян и плодов, таблицы и микропрепараты по теме.

 

ХОД РАБОТЫ.

Задание I. Выписать в тетрадь определение плода и семени.

Задание 2. Изучить строение плодов различных растений:

- рассмотреть коллекцию плодов, найти среди них сочные, сухие, односеменнь многосеменные, обратить внимание на способ их раскрывания и характер прикрепления семян, сочные плоды разрезать и изучить их основные особенности;

- определить к какому типу относится каждый плод коллекции;

- зарисовать наиболее типичные плоды растений, на рисунках обозначить элементы плодов.

Задание 3. Изучить способы распространения плодов:

- в коллекции найти плоды, распространяемые ветром (анемохория), водой, (гидрохория) ,человеком (антропохория), и т.д.

- проанализировать особенности строения плодов распространяемых различными способами. Заполнить таблицу:

Таблица 6

Способы распространения семян и плодов

Способ распространения Приспособление к нему Примеры растений.
1. анемохория    
2. автохория    
3. антропохория    
4. гидрохория    
5. зоохория    
6. орнитохория    
7. мирмекохория    

Задание 4. Изучить строение зерновки-пшеницы.

- Рассмотреть внешнее строение зерновки;

- Рассмотреть препарат продольного среза зерновки сначала под лупой, затем под микроскопом при малом увеличении;

- Зарисовать схематически строение зерновки, отметить зародыш, эндосперм, алейроновый слой, околоплодник, зародышевый корешок, стебелек, почечку, конус нарастания, колеоптиль, щиток.

Задание 5.Изучить строение семени фасоли.

- рассмотреть набухшее семя фасоли, найти кожуру, рубчик, рядом с ним пыльце вход, через который в семя поступает вода и газы;

- зарисовать семя фасоли, указать его составные части.

Задание 6. Изучить особенности прорастания семян. Зарисовать схема­тически процесс прорастания семян фасоли и обозначить: корень, гипокотиль /подсеменное колено/,семядоли /надсеменное колено/, эпикотиль, первые листья.

Задание 7,8 для самостоятельной работы:

7. Составьте сравнительную характеристику семян двудольных и одно­дольных растений по следующей таблице:

Таблица 7

  Вопросы для сравнения Характеристика семян растений
фасоль горох пшеница рожь
1. Из каких частей состоит семя?        
2. Из каких частей состоит зародыш?        
3. Где находится запас питательных веществ?        
4. Какие части проростка располагаются над почвой?        

8. Составьте характеристику плодов, заполнив таблицу.

Таблица 8

Название растения Тип плода Название плода
Сухой Сочный
1. Мак – самосейка.      
Подсолнечник однолетний.      
3. Томат обыкновенный.      
4. Фасоль обыкновенная.      
5. Слива домашняя.      
6. Капуста кочанная.      
7. Горох посевной.      
8. Пшеница мягкая.      
9. Вишня обыкновенная.      
10. Яблоня домашняя.      
11. Свекла обыкновенная.      
12. Пастушья сумка.      

 

Контрольные вопросы

1. Что такое плод? Каковы его основные функции?

2.Из каких частей цветка, развивается плод?

3. Назовите основные типы плодов.

4.Как распространяются плоды? Какие приспособления?

5.В чем заключается сущность биологическая и значение семян?

6. Чем семена двудольных отличаются от семян однодольных?

7.Какие условия необходимы для прорастания семян?

Основная литература:

1. Кудряшов Т.В., Петров В.В. География растений с основами ботаники. М. ,Пр. ,1987.

2.Ботаника.Морфология и анатомия растений. /Васильев А.Е и др. - М.,1988.

З. Хржансвский В.Г. Практикум по курсу общей ботаники. М., ВШ.,1979.

4.Лисов П.Д. Ботаника с основами экологии. Практикум. Минск. ВШ.,1991:

 

Дополнительная литература:

1.Кудряшов Т.В, Петров В.З. География растений с основами ботаники. М., Пр.,1967.

2.Ботаника. Морфология и анатомия растений. Васильев А.Е. и др. М.,1988.

3.Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М.,1978.

4.Гуленкова М.А, Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. М. ,Пр. ,1976.

5.Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. Л.,1955.

6. Тутаюк В.X. Анатомия и морфология растений. М., ВШ., 1980.


Лабораторная работа №8

ТЕМА: ВОДОРОСЛИ

Цель: на: примерах одноклеточных, многоклеточных и колониальных форм познакомиться с характерными чертами строения водорослей, экологией и значением водорослей в природе и жизни человека.

Оборудование: микроскопы, салфетки, предметные и покровные стекла, пипетки, пинцеты, препаровальные иглы, микропрепараты "Вольвокс", "Спирогира", "Вошерия", комплект таблиц «Водоросли»

ХОД РАБОТЫ:

Задани е I. Ознакомиться с особенностями строения зеленых водорослей.
Рассмотреть и зарисовать строение клетки хламидомонады, сделать обозначение: оболочка, цитоплазма, ядро, хроматофор, пиреноид, пульсирующие
вакуоли, красный глазок, жгутики. Познакомиться с различными способами размножения хламидомонады, зарисовать и обозначить.


Задание 2. Рассмотреть строен ие тела нитчатых многоклеточных водорослей на примере спирогиры. Зар исовать внешний вид, обозначить внутреннее строение. Отметить особенности размножения.

 

Задание 3. Познакомиться с колониальной формой строения на примере вольвокса; Рассмотреть микропрепарат "Вольвокс" и зарисовать внешнее строение колонии. Отметить особенности размножения.

Задание 4. Познакомиться с к клеточным строением водорослей на примере Вошерии (желто-зеленые водоросли). Зарисовать внешнее строение, сделать обозначение.

 

Задание 5. Ознакомиться с особенностями строения бурых водорослей.

Рассмотреть внешний вид, форму таллома ламинарии, изучить разрез таллома с зооспорами, зарисовать внешн ий вид ламинарии, отметить: пластинку, черешок; ризоиды, разрез таллома с зооспорангиями. Сравнить размеры спорофита и гаметафита ламинарии. Записать цикл воспроизведения ламинарии, происходящего со сменой поколений.

 

Задание 6. Для самостоятельно работы.

Из аквариума пипеткой набрать каплю воды и рассмотреть ее под микрос-
копом. Используя описание представителей водорослей в учебных пособиях, определите к какому типу (по цвету и строению клеток) они относятся.
Зарисуйте и подпишите представителей.

Контрольные вопросы

1. Какое положение в системе живых организмов занимают водоросли?

2. Что является структурной единицей тела водорослей?

3. Каковы особенности строения клеток водорослей?

4. Какой тип питания водорослей?

5. Какие морфологические структуры тела водорослей наиболее типичны?

6. Чем различаются по строению коллониальные, многоклеточные и неклеточные водоросли?

7. Какие экологические группы водорослей существуют?

8. Каково значение водорослей в жизни природы и человека?

 

Основная литература:

1. Кудряшов Л.В. Ботаника с основами экологии. М., Пр.,1979, с.129-152.

2.Тихомиров Ф.К. Ботаника. М. , Пр. , 1974., с.158-177

3.Хржановский В.Г. Практикум по курсу общей ботаники. М. ,ВШ, с. 180-201.

4.Лисов Н.Д. Ботаника с основами экологии; Практикум. Минск, ВШ,1991,с.19.

 

Дополнительная литература:

1. Жизнь растений. Под ред. Голлербаха М.М.,т.3. М., Пр.,1976.

2. Старостеноква М.М., Лысогор А.И. Практические работы по систематике низших растений, Часть I., М., Пр., 1980.

3. Нехлюдова А.С., Акимов И.А. Ботаника с основами экологии растений, 1978.


 

Лабораторная работа № 9

ТЕМА: ГРИБЫ и ЛИШАЙНИКИ

Цель: Познакомиться со строением, многообразием, экологией и значением грибов и лишайников.

Оборудование: водная культура хлебных дрожжей, живой мицелий Мукора, срезы гименофоров трутовика, постоянные препараты, гербарий шляпочных грибов, таблицы: "Съедобные и ядовитые грибы", срез таллома лишайника Золотянка стенная, микроскопы, стекла, препаровальные иглы.

 

ХОД РАБОТЫ:

Задание I. Изучить строение мицелия, спорангии и споры гриба Мукор. (Класс Зигомицеты). Приготовить временный микропрепарат гриба "Белая плесень», рассмотреть под лупой, затем под микроскопом. Зарисовать, обоз­начить, подписать.

 

Задание 2. Изготовить временный микропрепарат дрожжей. Рассмотреть строе­ние и размножение хлебных дрожжей (класс Сумчатые грибы). Зарисовать и подписать.

 

Задание 3. Рассмотреть коллекцию грибов. Изучить строение гименофора базидиальных грибов на примере гриба Трутовика и шампиньона. Зарисовать разрез гименофора трутовика и продольный разрез шампиньона.

 

Задание 4. Изучить строение лишайника на примере Золотянки стенной. Рассмотреть поперечный разрез таллома лишайника, зарисовать и обозна­чить гифы гриба, водоросли, корковый слой, ризины.

 

Задание 5. По таблицам, коллекциям познакомиться с многообразием лишайников, найти среди них листовые, кустовые.

 

Задание 6. Для самостоятельной работы.

Вписать в тетрадь грибы и лишайники, занесенные в Красную книгу.

 

Контрольные вопросы

1. Какое строение, имеет мицелий /грибница/ грибов?

2. Назовите способы питания грибов. В чем их отличие от питания зеленых растений?

3. Приведите примеры бесполого размножения грибов. Какие еще способы размножения известны у грибов?

4. Назовите основные классы грибов. В чем их характерные черты.

5. Что представляют собой лишайники?

6. Какое значение в жизни лишайников, имеют составляющие их организмы?

Основная литература:

1.Кудряшов Л.В., и др. Ботаника с основами экологии растений. М., ВШ ,1979.,с. 153-183.

2. Дорохина Л.Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений. М., Пр. ,1986, с.85.

3. Старостенкова М.М., Лысогор А.И. Практические работы по систематике

Растений. Часть 1. , М. ,Пр. ,1980.

4. Лисов Н.Д. Ботаника с основами экологии. Практикум, Минск, ВШ, 1991, с.13

 

Дополнительная литература:

1. Жизнь растений в 6-ти томах, Т. 2. Грибы. /Под ред. Горленко М.В. /М., 1976

2. Жизнь растений. Т. 3, Лишайники / Голлербах М.М. М., 1977.

3. Гордеева Т.К. и др. Практический курс по систематике растений, М., П., 1978

 

 


Лабораторная работа № 10

 

ТЕМА: Мохообразные и Папоротникообразные

Цель: изучить строение, способы размножения, цикл развития, многообразие мохообразных и папоротникообразных.

Оборудование: микроскопы, гербарии, м/п "Заросток-папоротника", «Спорогогний кукушкина льна», «Спорогоний хвоща полевого», таблицы по теме.

ХОД РАБОТЫ:

Задание I. Отдел Мохообразные

Класс Лиственные мхи

Подкласс Зеленые мхи

Вид Кукушкин лен

Изучить внешнее строение мха. Найти гаметофит, спорофит, ризоиды; стебель, листья, спорогоний. Спорогоний состоит из ножки и коробочки / урночка, крышечка, спорангии,э пифрагма/. Составить схему цикла развития Кукушкина льна.

 

Задание 2. Отдел Папоротникообразные

Класс. Настоящие папоротники

Вид Щитовник мужской.

По гербарию изучить внешнее строение папоротника и отметить: корневище, молодые и старые листья /вайи/. Зарисовать часть листа с сорусом. Зарисовать схематически поперечный разрез соруса и отметит плаценту, спорангии, индузиум. Составить схему цикла развития папорот­ника и ответить на вопрос – в чем заключается главное отличие в размножении папоротникообразных и мохообразных?

Задание 3. Отдел Папоротникообразные

Класс Плауновидные

Плаун Булавовидный.

Изучить внешнее строение Плауна Булавовидного: побеги с листьями, придаточные корни, спороносные колоски. Зарисовать спорофилл со спорангием и отметить: лист, спорангий, споры.

Задание 4. Отдел Папоротникообразные.

Класс Членистые.

Хвощ полевой

По гербарию изучить внешнее строение летнего и весеннего побегов и отметить: листья, междоузлия, корневище, придаточные корни, стебель,
спороносный колосок. Зарисовать щиток со спорангиями и спору с
элатерами.

Контрольные вопросы

1. Что характерно для высших растений?

2. Как устроены органы полового размножения у мхов?

3. Где образуются споры у папоротников, хвощей, плаунов?

4. В чём заключаются главные различия между моховидными и другими высшими споровыми растениями?

Основная литература:

1. Кудряшов Л.В. Ботаника с основами экологии растений. М., Пр., 1979, стр. 186-210.

2. Xржановский В.Р. Курс общей ботаники. Часть 2.Систематика. М. , Пр., 1979

3. Лисов Н.Д. Ботаника с основами экологии. Практикум. Минск, ВШ., 1991, стр. 59-66.

4. 4.Хржановский В.Г. и др. Практикум по курсу общей ботаники. М., Агропр., 1989, стр.241 -268.

 

Дополнительная литература:

1. Жизнь растений. Т. 4. Под ред. Голлербаха М.М. - М., Пр., 1976.

2. Курнишкова Т.В., Петров В.В. География растений с основами ботаники М.. Пр., 1987.

3. Михайловская И.С. Строение растений в связи с условиями жизни. М., Пр.,1977.

 

 

Лабораторная работа № 11

Тема: Голосеменные растения

Цель:изучить строение и размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной, познакомиться с многообразием и охраняемыми видами хвойных растений.

Оборудование: таблицы по теме «Голосеменные растения», м/п: «Хвоя сосны», «Мужская шишка», «Пыльца сосны», коллекция «Спилы древесных пород», лупы, линейки, раздаточный материал сосны, туи, гербарии по теме «Голосеменные растения».

Ход работы:

Вопросы для собеседования.

1. Объясните названия отдела: «Голосеменные растения».

2. От какой группы растений произошли Голосеменные растения?

3. Чем они отличаются от папоротникообразных?

4. Классификация Голосеменных по А.Л. Тахтаджяну.

Задание № 1.Отдел Голосеменные.

Класс Хвойные.

Семейство Сосновые.

Род Сосна.

Вид Сосна обыкновенная.

Изучить побеги, хвою, шишки сосны. Зарисовать, обозначить и подписать:

а) рассмотрите побеги сосны обыкновенной, отметить цвет коры, удлинённые и укороченные побеги, тип ветвления и расположения боковых ветвей сжатыми спиралями, мутовками. Определите возраст данной ветви.

б) обратите внимание на расположение, количество, размер, твёрдость хвои.

в) найдите на побегах шишки, разные по возрасту и функциям. Определите их местоположение, цвет, форму, размер (измерить линейкой длину и ширину зрелой шишки);

г) рассмотреть спилы (поперечные и продольные) сосны, ели, лиственницы. При помощи лупы определить на поперечном спиле возраст бывшего дерева.

Задание № 2.Изучить анатомическое строение хвои сосны. Схематично зарисовать, обозначить и подписать:

а) рассмотреть под микроскопом микропрепарат поперечного среза хвои сосны, найдите кутикулу, эпидермис, гиподерму, устьица, складчатый мезофилл, смоляные ходы, эндодерму, проводящие пучки, ксилему, флоэму, склеренхиму, паренхиму (см. практикум Хржановского с. 141).

б) сделайте вывод о приспособлениях листа хвойных к экологическим факторам среды.

Задание № 3.Изучить строение микростробила (мужской шишки) сосны. Зарисовать микроспору:

а) на микропрепарате «Мужская шишка» найти ось, микроспорофиты, микроспорангии с микроспорами;

б) рассмотреть микроспору по м/п «Пыльца сосны», найти экзину, интину, воздушные полости-мешки, вегетативную и генеративную клетки (см. практикум Хржановского с. 264, рис. 189).

Задание № 4.Изучить строение мегастробила (женской шишки) сосны. Зарисовать семязачаток сосны:

а) по таблице изучить женскую шишку в разрезе, найти: ось, семенные чешуи, кроющие чешуи, семяпочки-семязачатка;

б) схематично изобразить цикл развития сосны обыкновенной;

в) извлечь из шишки семя сосны, рассмотреть под лупой, найти крыловидный вырост, какое значение он имеет?

Задание № 5.По гербарным образцам и таблицам познакомиться с другими представителями Хвойных, произрастающих на территории нашей страны. Записать в тетрадь.

Задание № 6.Хвойные – краснокнижники.

По Красной книге познакомиться с охраняемыми видами семейства Сосновые. Составить список.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.