Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

коммунальном комплексе



Тема 1. Особенности ЖКХ, учитываемые при планировании.

Отрасль ЖКХ имеет двусторонние отношение с бюджетом, которые складывались в пользу отрасли. Она получает средств из бюджета больше, чем вносит в него.

Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:

• жилищное хозяйство;

• водопроводно-канализационное хозяйство;

• топливно-энергетическое хозяйство;

• городской пассажирский транспорт;

• гостиницы;

• благоустройство населенных мест.

Особенностью финансового обеспечения ЖКХ является сме­шанный состав финансовых источников. Источниками финанси­рования расходов на содержание и развитие ЖКХ являются:

• бюджетные средства;

• средства, получаемые жилищно-коммунальными предприя­тиями за реализацию своих услуг и продукции юридическим и физическим лицам;

• средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

Финансы жилищно-коммунальных предприятий имеют ряд особенностей. Это вызвано тем, что, во-первых, продукция и услуги органи­заций этой отрасли потребляются по месту их производства, во-вторых, они несут нагрузку социальных благ. Исходя из этого эти услуги и продукция часто не могут быть реализованы потребите­лю на конкурсной основе, так как их производители являются монополистами. Отсюда возникает проблема низкой рентабель­ности и убыточности этих организаций и их дотирования.

Второй особенностью является структура капитала этих орга­низаций, выражающаяся в высоком удельном весе основных средств в активах. Например, их доля в коммунальном хозяйстве — свыше 60%. Все это ведет к большим размерам амортизационных отчислений, что отражаются на себестоимости продукции и в конечном итоге на прибыли коммунальных организаций.

Имеется специфика в затратах коммунальных предприятий и составе оборотных средств. В связи с тем, что производствен­ный цикл в коммунальных организациях короток, производство продукции почти совпадает с потреблением. Здесь нет статьи не­завершенного производства. Это является причиной низкой обо­рачиваемости оборотных средств и, следовательно, повышенной потребности в них.

В связи с общественным характером коммунальных услуг, низ­ким уровнем платежеспособности населения инвестиционная при­влекательность для частного капитала также мала. Поэтому глав­ным финансовым источником в этой отрасли являются бюджетные средства.

На состояние финансов коммунальных организаций влияет сезонность производимых в отрасли ремонтных работ. Так как эти работы ведутся в основном в летний период, возникает времен­ной разрыв между поступлением доходов и финансированием рас­ходов. Для покрытия этого разрыва возникает необходимость создания фонда денежных средств (ремонтного фонда) или ис­пользования дополнительных краткосрочных кредитов. Все это ос­ложняет финансовое положение организаций.

В связи с тем, что почти все бюджетные расходы на ЖКХ фи­нансируются из территориальных бюджетов, доля этих затрат в общем объеме расходов территориальных бюджетов довольно высока — 26%, в том числе в региональных бюджетах — 22%, в местных — 29%.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подо­траслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассиг­нований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, осве­щение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Услуги ЖКХ являются одним из элементов жизненных средств для населения. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т.е. населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо за счет ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов — бюджета в виде дотаций предприятия; и организациям, оказывающим услуги населению, либо населению. В практике применяются все способы.

Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов, в том числе около 30% — из региональных бюджетов и 70% — из местных.

Наблюдается рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением самого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажнос­ти, технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержание девяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, соответственно на 18 и 23%.

Финансовое планирование в жилищных организациях ведется на основе составляемой сметы доходов и расходов.

При расчете показателей доходной части сметы используются объемные показатели жилого и нежилого фонда и принятые та­рифы за пользование ими.

В жилищном хозяйстве расчет необходимых финансовых зат­рат основан на системе норм и нормативов. В жилищных организациях существует несколько различных подходов к расчету нормативных показателей затрат по видам проводимых работ:

• по общероссийским укрупненным нормативам;

• по планируемым объемам работ в зависимости от техничес­кого состояния жилищного фонда;

• по типовым нормам обслуживания и определения норматив­ной численности работников.

Главный источник финансирования коммунальных предприя­тий — территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятиям из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 58%, на региональные бюджеты — 42%.

В территориальных бюджетах расходы на финансирование ком­мунальных предприятий составляют от 10 до 12%. Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают в видедотаций:

Финансовое планирование в коммунальных организациях

Объектом финансовою планирования являются:

• выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;

• ассигнования из бюджета;

• амортизационные отчисления;

• объем оборотных активов и их прирост;

• ресурсы в капитальном строительстве;

• платежи в бюджет;

• взносы во внебюджетные фонды.

Финансовые планы организации могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе.

Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций.

Оперативные финансовые планы включают составление платеж­ного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Одним из ви­дов финансового планирования в организации является составле­ние ряда смет (бюджетов). В их числе можно отметить следующие: смета реализации продукции; план производства продукции; смета прямых затрат на оплату сырья, материалов; смета прямых затрат на оплату труда; смета переменных накладных расходов; смета административных и коммерческих расходов; смета себестоимости продукции; отчет о прибылях и убытках; кассовый план; прогнозный балансовый отчет.

На основе показателей этих смет (бюджетов) составляется об­щая (главная) финансовая смета (бюджет) организации.

Тема 2. Содержание плана управляющей компании.

Самым распространенным способом управления многоквартирным домом в настоящий момент времени является управление управляющей организацией. В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Поскольку условия договора управления определяются на основании решения общего собрания собственников, то и порядок осуществления контроля за деятельностью управляющей организации устанавливают сами собственники, а управляющая организация, принимая предложение собственников по заключению договора управления, обязана этот порядок соблюдать, содействуя собственникам в осуществлении контроля. Роль договора управления как инструмента, обеспечивающего собственникам право контролировать управляющую домом компанию, таким образом, трудно переоценить.

К сожалению, очень часто собрания собственников (формально инициированные кем-то из собственников) фактически собираются по инициативе и проводятся под контролем управляющей компании, которая планирует в дальнейшем осуществлять управление этим многоквартирным домом. Соответственно и условия договора, за которые предлагается голосовать собственникам, сформулированы таким образом, чтобы обеспечивать интересы управляющей компании. Нередко результаты голосований фальсифицируются. Не предприняв достаточных шагов к тому, чтобы принять участие в голосовании и составить договор управления на выгодных себе условиях собственники остаются «безоружными» перед лицом управляющей компании, которая ограничивает всю отчетность перед собственниками установленным Жилищным кодексом минимумом — ежегодным отчетом о выполнении договора управления. Да и сами эти отчеты в условиях отсутствия в законе требований к их составу зачастую превращаются в пустую бумагу.

Нужно помнить, что обязанность по внесению платы за жилое помещение возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на это помещение. Эту плату собственник обязан вносить управляющей организации вне зависимости от наличия у него договора с этой управляющей организацией, а также вне зависимости от того участвовал собственник в общем собрании, выбравшем способ управления, и определившем условия договора, или нет, поскольку решения общих собраний собственников обязательны для всех собственников. Получается, что не принимая участие в решении вопросов управления своим домом, собственник получает только обязанности, но не получает корреспондирующих этим обязанностям прав.

Между тем, закон позволяет сформулировать условия договора управления таким образом, чтобы иметь право в любой момент интересоваться качеством производства работ, связанных с ремонтом дома, привлекать к приемке этих работ независимый от управляющей компании и ее подрядчиков технический надзор, требовать своевременного перерасчета платежей в случае снижения качества оказания услуг или перерывов в оказании услуг, получать отчеты об исполнении договора с нужной периодичностью и в информативной форме, определить порядок расторжения договора управления в случае невыполнения управляющей компанией условий договора.

Когда управляющая компания берет на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, это означает, что она должна обеспечить максимально благоприятные, безопасные и комфортные условия для проживания в этом доме для всех без исключения жильцов. Управляющей компанией обеспечивается и правильное содержание всего имущественного добра, которое принадлежит на общих правах всем жильцам и собственно ТСЖ. Все хорошо звучит только на бумагах, а когда дело доходит до практики и надлежащего исполнения компанией своих обязательств, предписанных договором, выясняется, что энтузиазм исполнителей куда-то девается, просто исчезает. Чтобы такого не происходило в вашем товариществе, необходимо в заключенном договоре на обслуживание многоквартирного дома указать пункт, в котором будет четко предписано, как деятельность ТСЖ и кем будет контролироваться и проверяться. Здесь же должно и четко быть указано, какое наказание, или какие санкции будут предприняты в отношении правления, если оно не будет выполнять свои обязательства или будет выполнять не соответствующим договору образом.

Рассмотрим для начала, что же вообще такое "контроль над деятельностью управляющей компании" и как он проводится. К контролю можно отнести как мероприятия, способствующие надлежащему исполнению и предоставлению услуг жильцам, так и проверочная деятельность, наблюдение и проверка на соответствие состояния и работоспособности объектов коммунального хозяйства. Деятельность по контролю над управляющими организациями может осуществляться различными лицами или компаниями. К примеру, сами собственники помещений могут контролировать своеТСЖ. Можно для этих целей привлечь аудиторскую компанию, инженерных специалистов и специалистов другого профиля. В некоторых случаях, согласно действующему законодательству, контролирующими структурами могут быть органы по самоуправлению и государственные уполномоченные лица.

При обнаружении каких-либо нарушений в деятельностиТСЖ, контролирующая организация должна отразить их в соответствующих документах. Со своей стороны собственники помещений не должны молча наблюдатьза тем, что происходит в их доме и безучастно соглашаться со всеми проводимыми мероприятиями. Каждый собственник помещения имеет полное право предъявлять требования, высказывать пожелания и собственное мнение по поводу того или иного мероприятия в доме. Все высказанные пожелания обязательно фиксируются, также как и жалобы жильцов, и заявления. После того, как принята жалоба или заявка, она должна быть не просто выполнена, а проконтролирован весь процесс по ее выполнению, причем надлежащему. Контролю должны быть подвластны и услуги, которые оказываются коммунальными предприятиями, с которыми ТСЖ заключает договора.

Для каждого собственника должна быть доступной и открытой любая информация, которая может касаться деятельности ТСЖ, товарищества собственников создаются на добровольной основе, все делается радитого, чтобы хорошо было самим жильцам, поэтому они должна понимать и видеть,постоянно убеждаясь, что ТСЖ действует именно в интересах жильцов. В договоре должны быть сразу указаны те услуги, которые ТСЖ будет предоставлять. Изменение договора практически невозможно, поэтому сразу необходимо продумать все пункты,которые должны быть в договоре. Иначе потом довольно сложно потребовать откаких-либо организаций, принимающих участие в управлении многоквартирным домом,выполнения того, что договором не предусмотрено.

Контроль деятельности коммунальных и управляющих организаций обязательно регулируется законодательством государства. Это самый главный Закон о защите прав потребителей, на основании которого определяется инаказание за невыполнение услуги, и ее надлежащее качество.

Собственник в данном случае является самым обычным потребителем коммунальных услуг и других услуг, связанных с управлением домом. Поэтому он может контролировать самостоятельно качество выполнения работ ипредъявлять претензии, если качество не соответствует, по мнению собственника, должному уровню.

Осуществление контроля - важная и нужная мера. Какой бы добропорядочной не выглядела компания, управляющая домом, от ее деятельности зависит благосостояние всех жильцов в доме, поэтому не стоитлениться и тщательно продумывать каждый пункт договора при его составлении и подписании. От бдительности самих жильцов и компетентных органов зависит комфорт и безопасность всего дома

Порядок отчета управляющей компании перед собственниками квартир дома.

Как показывает статистика, примерно 70% всех многоквартирных жилых домов в России заключили договора с управляющими компаниями. В случае возникновения разногласий между сторонами, суд, в первую очередь, рассматривает договор.

Поэтому к его составлению необходимо относиться с повышенным вниманием. Оно должно касаться не только объёма услуг, но и процедуры отчетности о деятельности компании перед жильцами. Ведь в том случае,если порядок предоставления отчета не указан в договоре, управляющая компания может представлять отчет только по мере выполнения обязательств либо по окончанию действия договора. При этом обязанность отчета управляющих компаний перед собственниками многоквартирного дома закреплена в статье 162 Жилищногокодекса РФ, где указаны и сроки подачи подобного отчета – ежегодно напротяжении первого квартала подается отчет по итогам прошлого года.

Мотивация для регулярного грамотного отчета управляющей компании перед жильцами многоквартирного дома должна присутствовать и со стороны самой компании, и со стороны собственников квартир. Это служит базисом для осознания собственниками стоимости содержания дома, втягивания их в процесс принятия решений, доверия к организации управления и удовлетворенности ее профессионализмом в интересах заказчиков. Именно поэтому очень важно, чтобы организации не пренебрегали своими прямыми обязанностями отчета, а жильцы приходили на собрание с целью заслушать, обсудить и утвердить отчет.

Комплексность – ключевая характеристика отчета управляющей организации – в нем должны присутствовать все результаты деятельности компании по конкретному дому.

Основные разделы при этом могут быть следующими:

Стоимость коммунальных услуг;

Стоимость ремонтов;

Техническое обслуживание;

Стоимость благоустройства территории вокруг дома и помещений общественного пользования;

Санитарное содержание;

Смета расходов и доходов по данному дому;

Меры по обеспечению безопасности проживания в доме.

Кроме того, в отчете обязательно указывается то, что не удалось сделать, с анализом причин невыполнения или частичного невыполнения. При этом важным моментом является то, насколько проведенные работы соответствовали реальным потребностям дома. Помимо вышеуказанной информации в отчет должны быть включены данные о задолженности граждан за услуги, а также наличии задолженности управляющей компании перед организациями по снабжению ресурсами.

Неотъемлемой частью отчета УК перед жильцами должен быть план на следующий год (или несколько лет) по сбережению ресурсов, повышению комфорта проживания и улучшению состояния дома. С помощью такого плана организация должна показать владельцам квартир список мер, необходимых для эффективного управления, помочь им сформулировать своеобразный заказ на управление домом на ближайший период.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном жилище объем платы за содержание, и ремонт имущества обязан быть соразмерен ассортименту, размерам и качеству услуг. Чтобы хозяева имели четкое понятие про то, какой обязана быть их оплата по договору управления многоквартирным домом, какой ассортимент и размер услуг им предоставляется, им нужна информация о ценах любого вида услуг, предлагаемых правящей организацией. А если предполагается проведение капитальных ремонтных работ – то к тому же порядок финансирования ремонтных работ, сроки возмещения затрат по его оплате. Подготовить стоимостное предложение (с требуемым объяснением) – весомая цель УК до проведения ежегодного общего собрания.

Сопоставление приоритетности задач, их цены и полномочия владельцев помещений нести надлежащие затраты – база исследования текущего и будущего плана содержания и ремонтных работ многоквартирного дома.

Отчет должен быть представлен управляющей компанией на общем собрании собственников жилых помещений, при этом все они должны быть оповещены о проведении данного мероприятия заранее. Общему собранию быть может предложено несколько вариантов плана на этот год и надлежащих им смет затрат и требуемых объемов неотъемлемых платежей владельцев помещений.

При этом желательной является проработка наиболее активными собственниками и управляющей компанией перечня пожеланий(предложений) собственников для последующего учета их в подготовке вариантов плана и сметы расходов. Способами, использующимися при этом, могут быть встречис жильцами для обсуждения различных вопросов, проведение специальных опросов ввиде анкет, анализ жалоб и предложений жильцов за год.

Недопустимым является и отказ в предоставлении отчета по мотивам коммерческой тайны собственникам помещений, так как из полной трактовки понятия «коммерческая тайна» вытекает, что отчет по деятельности управляющей компании по конкретному дому не может быть коммерческой тайной.

Тема 3. Планирование на водопроводно-канализационных предприятиях.

Чистая вода является источником жизни. Если же она загрязнена, то становится, наоборот, источником опасности. Решение острых водных проблем — сложнейшая задача современности, которую можно решить только активно развивая научные исследования в данной области и объединяя усилия ученых и специалистов разных направлений.

Существующая система планирования производственной деятельности предприятий ВКХ не направлена на экономию водных и энергетических ресурсов. В настоящее время деятельность предприятий ВКХ характеризуется высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство. Численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 2,5-3 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях; удельное потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

Профилактическое техобслуживание уступило место аварийным ремонтам, затраты на которые в несколько раз превышают стоимость периодического техобслуживания.

Неудовлетворительное техническое состояние инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения (износ сетей и инженерных сооружений систем водоснабжения и водоотведения в среднем по стране составляет соответственно 59% и 64%), низкий уровень техобслуживания и недостаток финансовых средств на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения (темпы обновления основных производственных фондов— 0,1%-0,2% в год, в странах ЕС — от 1% до 2%) ведут к большим потерям воды — до 30%, в то время как средний показатель по странам ЕС колеблется в пределах 10%.

Более 50% централизованных систем питьевого водоснабжения не имеют необходимых сооружений подготовки воды до нормативного качества.

Одной из причин создавшейся кризисной ситуации в сфере водоснабжения и водоотведения является отсутствие четкого разграничения прав и обязанностей между собственниками и предприятиями ВКХ.

Ресурсы предприятий ВКХ отвлекаются на деятельность, не связанную с основной. Инвестирование строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в силу ограниченности средств республиканского и местных бюджетов происходит по остаточному принципу. Причины, вызвавшие финансовый кризис в сфере ВКХ, заключаются в низком уровне взыскания платы за воду и услуги канализации, установлении тарифов для бытовых потребителей на государственном уровне без учета местных издержек; перекрестном субсидировании расходов населения иными категориями потребителей (средний тариф для прочих хозрасчетных организаций в 10-15 раз превосходит средний тариф для населения), неэффективности систем бухгалтерского учета и управления планово-финансовой деятельностью.

По критериям ООН наша страна по обеспеченности жилых домов элементами инфраструктуры (водопроводом, канализацией, отоплением и электричеством) принадлежит к группе стран с высоким уровнем дохода, а по реальным доходам — к группе стран со средними или даже низкими доходами. Это означает, что граждане и страна в целом в настоящее время не в состоянии поддерживать инфраструктуру на надлежащем уровне и вкладывать ежемесячно в ее эксплуатацию столько, сколько запрашивают на сегодняшний день предприятия ВКХ.

Ситуацию усугубляет монополизированность сферы водоснабжения и водоотведения и отсутствие учета потребляемых водных ресурсов, что приводит к завышению норм водопотребления и к формированию тарифов в зависимости от издержек предприятий ВКХ. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости проведения государственной водохозяйственной политики, обеспечивающей в стратегической перспективе устойчивое водопользование, гарантированное право нынешнего и будущих поколений на обеспеченность водными ресурсами, повышение качества жизни населения, экономической и экологической безопасности страны по водному фактору.

Стратегия повышения эффективности систем водоснабжения и водоотведения определяется комплексным программно-целевым подходом в решении взаимосвязанных проблем федерального уровня (организационных, экономических, правовых и экологических) и конкретных технологических и технических задач проектирования, строительства и эксплуатации, направленных на внедрение современных энерго- и водосберегающих, природоохранных технологий и оборудования.

Основная цель развития ВКХ состоит в обеспечении в стратегической перспективе устойчивого водопользования, гарантированного права нынешнего и будущих поколений на обеспеченность водными ресурсами, повышение качества жизни населения, экономической и экологической безопасности страны по водному фактору.

Общая стратегия должна быть направлена на решение следующих задач:

— повышение эффективности организации и управления эксплуатацией систем водоснабжения и водоотведения;

— повышение эффективности использования энергетического и механического оборудования;

— повышение качества подаваемой потребителям воды;

— экономное использование и сокращение непроизводительных потерь воды;

— повышение надежности систем водоснабжения и водоотведения;

— защита окружающей среды и предотвращение истощения источников водоснабжения от загрязнения.

Основные приоритеты:

— совершенствование системы управления и планирования подотраслью ВКХ;

— энерго- и ресурсосбережение и повышение эффективности оказания водных услуг;

— модернизация и развитие систем водоснабжения и водоотведения;

— достижение баланса потребности в финансировании программы с возможностью финансирования из всех источников;

— обеспечение финансовой стабилизации предприятий ВКХ;
— совершенствование технических нормативных правовых актов в области водоснабжения и водоотведения.

Первоначально необходимо:

— урегулировать правоотношения по вопросам профессионального управления водопроводно-канализационным хозяйством;

— создать условия для формирования конкуренции по созданию эффективных форм управления водопроводно-канализационным хозяйством.

Для создания базы модернизации и развития систем водоснабжения и водоотведения необходимы следующие первоочередные инженерные мероприятия:

— техническое обследование и инвентаризация технического состояния систем водоснабжения и водоотведения, наладка оптимальных режимов;

— энергетическое обследование и проведение энергоаудита объектов ВКХ;

— установка у водопользователей приборов учета потребления воды, а у промышленных водопользователей — приборов учета количества и качества сточных вод, сбрасываемых в городские канализации;

— ремонт и оптимизация внутренних систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.

Источниками покрытия затрат на модернизацию водопроводно-канализационного комплекса являются средства местных бюджетов, предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и частных инвесторов при создании им соответствующих условий.

Реформирование экономических отношений и развитие рынка производства воды и услуг канализации

Большая часть предприятий ВКХ, являющихся коммунальной собственностью, убыточны и являются фактическими банкротами. Экономическая неэффективность обусловлена их невключенностью в рынок. Они сверху «спущены» водопотребителям, которые их финансируют, принимая на себя все издержки их финансовой и управленческой неэффективности.

Для создания рыночных отношений необходимо начать формирование разделения функций управления и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения и договорных отношений между собственником, управляющими компаниями и подрядными организациями. Нельзя допускать выполнение местными исполнительными и распорядительными органами хозяйственных функций по управлению ВКХ. Местные исполнительные и распорядительные органы как собственники должны обеспечить:

— соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию объектов коммунальной инфраструктуры;

— финансирование на необходимом уровне содержания принадлежащих им основных фондов;

— заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление систем водоснабжения и водоотведения, которым собственник делегирует право на управление.

— систематический контроль реализации договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению объема и качества воды и услуг канализации.

Управляющая компания должна обеспечить:

— поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию принятой от собственника в управление системы водоснабжения и водоотведения в
соответствии с требованиями собственника и государственными техническими нормативными правовыми актами;

— выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для выполнения этих функций силами управляющей компании;

— заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление услуг требуемого объема, качества и стоимости;

— осуществление системы контроля выполнения договоров;

— организацию сбора платежей.

Основное требование при формировании или выборе управляющей компании — ориентированность на удовлетворение нужд водопотребителей и собственников в части предоставления им услуг ВКХ. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в т.ч. и для частного капитала (со становлением в этом секторе экономики реальных договорных взаимоотношений). Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость воды и услуг канализации. Необходимо осуществить переход на профессиональное управление на конкурсной основе, что позволит обеспечить конкуренцию в сфере управления системами водоснабжения и водоотведения. Для развития экономических отношений необходимо создать единую методологию регулирования тарифов на федеральном уровне.

Реализация предложенных направлений развития ВКХ позволит обеспечить устойчивый процесс развития отрасли на рыночной основе

Регулирование тарифов на услуги и финансирование ВКХ

Система тарифного регулирования на воду и услуги канализации должна обеспечивать:

— стимулирование экономии водных ресурсов;

— выявление резервов снижения затрат по каждой стадии технологического процесса;

— оптимизацию тарифов на воду и услуги канализации при соблюдении экономических интересов предприятий ВКХ и водопользователей;

— создание для предприятий ВКХ экономических стимулов в повышении эффективности производства и снижении себестоимости воды и услуг
канализации;

— способствовать привлечению инвестиций;

— формирование достаточных финансовых ресурсов для реализации поставленных целей.

Тарифы на воду и услуги канализации должны быть разработаны из принципа компенсации затрат на забор, подготовку и подачу питьевой воды, а также отвод, перекачку и очистку сточных вод водопользователями с учетом возмещения расходов, связанных с развитием и реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения с обеспечением необходимого уровня их рентабельности.

Тарифное регулирование должно быть увязано с платежеспособностью населения и других водопользователей, с минимизацией доли перекрестного субсидирования. порядок установления тарифов на воду и услуги канализации для всех категорий потребителей следует выполнять в строгом соответствии с Законом «О питьевом водоснабжении», в развитие которого необходимо разработать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность всех органов по расчету, проверке и утверждению тарифов, а также осуществлению контроля соблюдения тарифного законодательства.

Модернизация и развитие систем водоснабжения и водоотведения

Модернизация и развитие этих систем должны осуществляться в соответствии с расчетными показателями генпланов развития территорий, строительными и санитарными нормативными правовыми актами, а также экологическими требованиями с учетом требований обеспечения надежности указанных систем при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного и техногенного происхождения. Согласно «водному кодексу» и Закону «О питьевом водоснабжении», республиканские органы госуправления, местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы «должны осуществлять разработку программ, планирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод», «разработку и реализацию целевых территориальных программ и планов мероприятий по созданию, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению качества питьевой воды и рациональному ее использованию, охране источников питьевого водоснабжения от загрязнения, засорения и истощения, а систем питьевого водоснабжения — от повреждения», а также «разработку соответствующих разделов в прогнозах социально-экономического развития». Указанные положения законов не выполняются из-за отсутствия технических нормативных правовых актов, которые определяли бы методологию, порядок разработки, согласования и утверждения целевых территориальных программ по созданию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению качества питьевой воды и рациональному ее использованию, охране источников питьевого водоснабжения от загрязнения, засорения и истощения.

Тема 4. Планирование на предприятиях энергетического хозяйства города.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой сложную и развитую систему добычи природных энергетических ресурсов, их обогащения, преобразования в мобильные виды энергии и энерго­носителей, передачи и распределения, потребления и использования во всех отраслях национального хозяйства. Объединение таких разнородных частей в единый национально-хозяйственный комплекс объясняется их технологическим единством, организационными взаимосвязями и экономической взаимозависимостью.

Неразрывная цепь добычи — преобразования — передачи — распределения — потребления — использования энергоресурсов определяет технологическое единство топливно-энергетического комплекса.

Организационно комплекс разделяется на отрасли, системы и предприятия ТЭК:

добывающие: угледобыча, нефтедобыча, газодобыча, добыча торфа и сланцев, добыча урана и других ядерных материалов;

преобразующие (перерабатывающие): углепереработка, нефтепереработка, газопереработка, переработка торфа и сланцев, электроэнергетика, атомная энергетика, котельные, получение местных энергоносителей — сжатого воздуха и газов, холода и т.п.;

передающие и распределяющие: перевозка угля, торфа и сланцев, нефтепроводы и другие способы транспорта нефти и нефтепродуктов, газопроводы, транспорт газовых баллонов, электрические сети, включая высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП) и низковольтные распределительные электросети, паро- и теплопроводы, трубопроводы местных энергоносителей, газобаллонное хозяйство;

потребление и использование: во всех отраслях национального хозяйства на технологические, санитарно-технические и коммунально-бытовые нужды, объединяемые понятием «Энергетика отраслей национального хозяйства», разделяемой на промышленную энергетику, энергетику транспорта, энергетику сельского хозяйства, коммунальную энергетику и т.п.

Как видим, организационного единства топливно-энергетического комплекса нет, хотя руководит значительным количеством его отраслей Министерство топлива и энергетики. В современных условиях произошло еще большее организационное обособление отдельных частей ТЭК с образованием локальных хозяйственных единиц, как правило, акционерных обществ (АО) с участием государственного капитала и капитала вышестоящих административно-производственных структур. Например, самостоятельными акционерными обществами стали некоторые электростанции с участием районных энергетических объединений (РАО), РАО ЕЭС (единой энергетической системы) России, Тем не менее, технологическое единство производства и потребления топливно-энергетических ресурсов приводит к необходимости очень тесных информационных связей между различными частями ТЭК, особенно в электроэнергетике. Здесь существует единая система оперативного управления, объединяющая все электроэнергетические объекты независимо от уровня управления (станции, сети, системы, Единая энергосистема страны) и формы собственности (государственная, акционерная, коллективная, частная).

Различные отрасли и составные части ТЭК экономически объединяются на российском и мировом энергетическом рынке (по прямым договорам, через товарно-сырьевые биржи, по государственным заказам и квотам на экспорт и т.п.), будучи хозяйственно самостоятельными субъектами рынка. В то же время технологическое единство ТЭК делает субъектов энергетического рынка взаимозависимыми. А в такой целостной отрасли как электроэнергетика и при теплоснабжении от ТЭЦ и котельных, когда потребители в полном смысле слова привязаны к электрическим и тепловым сетям, возникает естественная монополия произ­водителей.

Монополизм электроэнергетики естественным образом затрудняет развитие рыночных отношений между производителями и потребителями энергии. Решение этой проблемы может быть решено путем организации Федерального общероссийского рынка энергии и мощности (ФОРЭМ).

Основные принципы, установленные государством при формировании Федерального общероссийского рынка энергии и мощности, следующие:

рынок формируется из производителей энергии — региональных акционерных обществ (АО «Энерго») и крупных потребителей энергии, включая перепродавцов. Весь энергетический рынок делится на зоны — Европейскую и Сибирскую, где имеются существенные экономические различия в условиях производства и поставок энергии и мощности;

на рынке заключаются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные контракты на поставку энергии и мощности между субъектами ФОРЭМ. Краткосрочные договоры и заказы, в том числе суточные, заключаемые в реальном режиме времени, образуют так называемый «спотовый рынок»;

ИДУ (центральное диспетчерское управление) и ОДУ (объединенные диспетчерские управления) осуществляют диспетчерское регулирование графиков нагрузки, обеспечивают необходимое резервирование энергетических мощностей;

государство контролирует и регулирует региональные тарифы на энергию и мощность, включая образование многоставочных тарифов.

Со временем, когда ФОРЭМ обретет более четкие очертания, появятся и другие его технические, экономические и организационные характеристики.

Электроэнергетика является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса страны, обладает рядом специфических черт, делающих ее непохожей ни на одну отрасль промышленности. По существу, она должна быть признана отраслью национального хозяйства, поскольку пронизывает все его сферы. Главными отличительными особенностями электроэнергетики следует считать:

невозможность запасать электрическую энергию (в значительных масштабах и тепловую), в связи, с чем имеет место постоянное единство производства и потребления;

зависимость объемов производства энергии исключительно от потребителей и невозможность наращивания объемов производства пожеланию и инициативе энергетиков;

необходимость оценивать объемы производства и потребления энергии не только в расчете на год, как это делается для других отраслей промышленности и национального хозяйства, но, и часовые величины энергетических нагрузок:

необходимость бесперебойности энергоснабжения потребителей, являющейся жизненно важным условием работы всего национального хозяйства;

— планирование энергопотребления на каждые сутки и каждый час в течение года, т. е. необходимость разработки графиков нагрузки на каждый день каждого месяца с учетом сезона, климатических условий, недели и других факторов.

Эти специфические условия породили отраслевые традиции в организации электроэнергетики, при этом главной особенностью является создание и функционирование единой энергетической системы страны.

В разное время отдельные части ТЭК административно подчинялись разным министерствам и ведомствам. Сейчас наряду с другими отраслями топливно-энергетического комплекса электроэнергетика административно входит в состав Министерства топлива и энергетики (Минтопэнерго). Вплотную к электроэнергетической отрасли, руководимой Минтопэнерго, примыкает и участвует в работе по единому графику атомная энергетика — система Министерства атомной энергетики (Минатомэнерго). Однако в условиях рыночной экономики все эти ор­ганизационно-административные построения могут меняться, а отдельные предприятия и их объединения получают существенную степень экономической свободы и независимости от вертикальных организационных структур.

Основой структуры электроэнергетической отрасли являются электрические станции различных типов.

По первичному энергоресурсу, потребляемому для производства электрической (иногда также и тепловой) энергии, электростанции мож­но подразделить на: тепловые (топливные) — (ТЭС), в том числе теплоэлектроцентрали — (ТЭЦ) и конденсационные электростанции — (КЭС), атомные — (АЭС), гидравлические — (ГЭС), прочие (солнечные, геотермальные, приливные, ветряные и др.).

Все перечисленные типы электростанций обладают разными эко­номическими показателями и поэтому имеют несколько разные области применения.

Главными показателями, определяющими всю экономику энергетического производства, являются капитальные затраты или для сравнения разных электростанций удельные капиталовложения (к), руб/кВт, и годовые расходы по эксплуатации или себестоимость производства единицы энергии (s), коп/кВт.ч. Все другие технико-экономические показатели так или иначе агрегируются именно в этих.

Наиболее распространенными, вырабатывающими около 80 % электроэнергии, являются тепловые электростанции (ТЭС). Они подразделяются на станции теплофикационные (теплоэлектроцентрали — ТЭЦ) и конденсационные (КЭС). ЭС в зависимости от и начального давления применяемого пара (перед турбогенераторами) делятся на:

ТЭС низкого давления — 13—25 ата (1,3—2,5 МПа). Практически не применяются, хотя в связи с тенденциями к созданию на предприятиях собственных маломощных источников энергии могут возникнуть вновь;

ТЭС среднего давления — 25—45 ата (2,5—4,5 МПа). Считаются устаревшими, но кое-где еще сохранились. Как правило, на этих станциях проводилась реконструкция, установлены новые котло- и турбоагрегаты, работающие на более высоких параметрах пара. Иногда в целях повышения экономичности на таких станциях устанавливались так называемые «предвключенные» турбоагрегаты — противо-давленческие турбины высокого давления, отработанный пар которых соответствовал нужному среднему давлению. Чаще эти станции переводились в режим работы с «ухудшенным вакуумом» — конденсаторы этих турбин использовались как теплообменники, производящие горячую воду для теплофикации. В этих же целях на ряде ТЭС среднего давления имеющиеся нерегулируемые отборы пара, ранее предназначавшиеся исключительно для собственных нужд, превращены в теплофикационные отборы. В обоих указанных случаях КЭС, по существу, превращались в ТЭЦ;

ТЭС высокого давления — 90 ата (9 МПа);

ТЭС сверхвысокого давления—130—240 ата (13—24 МПа).

Все эти исторические тенденции к росту начального давления пара вызваны стремлением к повышению экономичности. Согласно второму закону термодинамики, внутренний относительный КПД теплового цик­ла зависит от соотношения начального и конечного теплосодержания ра­бочего тела, в данном случае — водяного пара. Поэтому чем выше начальное давление и глубже вакуум в конденсаторе паровой турбины, тем выше КПД производства энергии. Однако даже теоретически он не может быть выше 44 — 45 %. Повышение экономичности ТЭС — глобальная задача человечества, наиболее известный и проверенный путь ее решения — теплофикация, создание ТЭЦ, а в последнее время — парогазовых циклов.

Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), предназначенные для совместной комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, различаются по типам установленных на них турбогенераторов.

Атомные электростанции (АЭС), являющиеся, по существу, теплостанциями, в которых пар получается не при сжигании топлива, а освобождении внутриатомной энергии, различаются по типам ядерных реакторов (в том числе на быстрых или на медленных нейтронах), мощности и некоторым другим признакам.

АЭС работают на ядерном топливе, в качестве которого используются уран-233 (U-235), уран-233 (U-233) и плутоний-239 (Рu-239). Ядерное горючее обладает теплотой сгорания примерно в 2,5 миллиона раз выше, чем теплота сгорания обычного органического топлива. 1 кг урана может столько дать столько теплоты, сколько может быть получено при сжигании от 2,6 до 3,0 тыс. т каменного угля. В 1 т природного урана содержится примерно 7 кг делящегося изотопа урана-235, а остальные 99,3 % приходятся на долю неделящегося изотопа урана-238. Однако в специальных реакторах попадании быстрых нейтронов в ядро урана-238 происходит несколько реакций, в результате чего образуется новое делящееся вещество — плутоний-239, который может быть топливом для реакторов на быстрых нейтронах.

На промышленных АЭС России установлены энергетические ядерные реакторы с водой под давлением корпусного типа ВВЭР и канальные водографитовые реакторы РМБК. В целях повышения безопасности разрабатываются новые конструкции реакторов для оснащения перспектив-АЭС, а также атомных станций теплоснабжения (ACT). Целью развития атомной энергетики является создание безотходных АЭС с реакторами-размножителями на быстрых нейтронах, где одновременно с производством энергии образуется плутоний-239, служащий для дальнейшего использования.

Гидроэлектростанции бывают двух типов: собственно ГЭС и гидроаккумулирующие (ГАЭС), созданные специально для регулирования графика нагрузки. Гидростанции являются единственными источниками энергии, использующими возобновляемые природные энергоресурсы — естественный речной водоток. Как известно, в природе происходит непрерывный круговорот воды: испарения естественных водоемов, преимущественно морей и океанов, конденсируются в атмосфере и выпадает в виде дождя и снега. Эти атмосферные осадки составляют основной объем речного водотока. Другие его составные части — вековые снега и ледники горных массивов, постепенно тающие ввиду общего потепления планетарного климата.

Устройство ГЭС детскую водяную вертушку или древнейшее изобретение человечества — водяную мельницу. Некоторые гидростанции строятся на естественном водотоке {бесплотинные ГЭС), но большинство из них требует сложных и дорогостоящих гидротехнических сооружений (плотины, дамбы, деривационные каналы и т.п.), затопления значительных территорий, для водохранилищ, создания перепада высот над уровнем моря. Масса воды на высотной отметке, называется верхним бьефом, на нижней отметке — нижним бьефом. Перепад давлений между бьефами реализуется для получения энергии.

Собственно ГЭС различаются по напору — высоконапорные (горные) и низконапорные (равнинные); по зарегулированности естественного водотока — с суточным, сезонным и многолетним регулированием; по некоторым другим признакам, в частности — по мощности.

Гидроаккумулирующие станции (ГАЭС) — искусственные сооружения, созданные на возвышенностях над естественными водоемами. В часы ночного провала нагрузки они работают в режиме насосов, закачивающих воду на верхний бьеф водохранилища, а в часы пика нагрузки срабатывают эту воду, развивая электрическую мощность и вырабатывая электроэнергию для сглаживания суточной неравномерности электропотребления.

Ветряные, солнечные, приливные, биоэнергетические станции не нашли пока еще сколько-нибудь существенного применения в электроэнергетике. Также пока что нецелесообразно всерьез говорить о термоядерных электростанциях, на пути создания которых в настоящее время имеются очень большие трудности. Аналогичное положение возникло с магнитогидродинамическим способом производства электроэнергии, с так называемыми МГД-генераторами.

Энергетические, технические и экономические свойства электростанций различных типов используются при оптимизации покрытия суточного графика нагрузки.
Состав энергетических систем

Энергетическая система состоит из многочисленных энергетических объектов, включающих:

электрические станции;

электрические и тепловые сети (сетевые предприятия);

систему оперативно-диспетчерского управления, представляющую собой производственно-управленческую иерархию: Центральное диспетчерское управление (ЦДУ), региональные объединенные диспетчерские управления (ОДУ), местные диспетчерские пункты в энергосистемах и на энергетических предприятиях (ДУ);

энергоремонтные предприятия, производящие централизованный ремонт энергетического оборудования;

строительные организации, обслуживающие периодическую реконструкцию и новое строительство энергетических объектов;

систему технико-экономического управления: от Российского (РАО «ЕЭС») до региональных (местных) энергетических управлений АО «Энерго»), в составе которых особенно важны сбытовые подразделения (энергосбыты) и организации энергетического контроля (Энергодзор);

вспомогательные предприятия и организации (автомобильные и железнодорожные хозяйства, подсобные службы и т.п.).

Кроме электростанций весьма важным элементом электроэнергетических систем являются энергетические коммуникации, прежде всего электрические сети, включая мощные линии электропередачи (ЛЭП).

По функциональному назначению линии электропередачи можно разделить на две большие группы; межсистемные и распределительные.

Межсистемные линии электропередачи выполняют функцию транспорта энергии между энергосистемами и отдельными предприятиями. Это обычно линии высокого напряжения — 750 кВ, 500 кВ, 330 кВ, 220 кВ, редко—110 кВ.

Распределительные линии доводят энергию до потребителей. Это обычно линии 6—10 кВ, 35 кВ, реже 110 кВ, если потребителями являются предприятия промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д. Для коммунально-бытовых потребителей распределительные линии бывают напряжением 220 В, 380 В, 6—10 кВ.

Обслуживанием линий электропередачи и подстанций занимаются предприятия электрических сетей (ПЭС). Предприятия электрических гей, обслуживающие магистральные сети, выделены в самостоятельные крупное объединение Магистральных электросетей (МЭС). Электрические подстанции представляют собой довольно сложный комплекс оборудования, требующий квалифицированного обслуживания. Здесь установлены электрические трансформаторы разного напряжения и мощности — от десятков до сотен киловольт-ампер (кВА), высоковольтные выключатели, реакторы (аппараты, компенсирующие токи короткого замыкания), разъединители и др.

Для эксплуатации распределительных сетей создается несколько типов предприятий: предприятия электросетей (ПЭС), входящие в состав энергосистем; предприятия-перепродавцы, находящиеся на полном хозрасчете; предприятия электросетей — перепродавцы, обслуживающие небольшие города и населенные пункты и покупающие энергию у энергосистем. В ведении этих предприятий находятся также трансформаторные подстанции (ТП) и распределительные устройства (РП). Они трансформируют электроэнергию с высокого (110, 35, 6—10 кВ) на низкое, потребительское, напряжение (220—380 В) и распределяют ее в районах и микрорайонах города для жилых и общественных зданий.

Предприятия тепловых сетей (ПТС) также эксплуатируют магистральные и распределительные паро- и теплопроводы в городах и населенных пунктах. Как правило, крупные ПТС, входящие в состав энергосистем, покупают тепло у городских ТЭЦ и крупных отопительных котельных и продают его местным (муниципальным) предприятиям и другим подразделениям городского хозяйства. При муниципалитетах часто создаются свои энергетические учреждения — Дирекции городских котельных, занимающиеся эксплуатацией как источников теплоснабжения (котельных, редко — ТЭЦ), так и тепловых распределительных сетей.

Другие подразделения энергосистем занимаются обслуживанием электростанций и сетевых предприятий, а также управляют процессами производства, передачи, распределения и потребления энергии.

Тема 5. Планирование в организациях коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно ст. 1. закона РФ «Об отходах производства и потребления», отходы производства - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

К отходам потребления относятся изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического и морального износа, а также ТБО, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.

Под опасными отходами понимаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами: токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой радиацией или способностью возбуждать инфекционные болезни, либо могущие представлять опасность для среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Мировые данные, начиная с 1975 г., показывают, что прирост образования ТБО по странам составляет 3-12 % в год. Общее количество ТБО в странах Западной Европы выросло на 40 % и в настоящее время на каждого жителя ЕС приходится 550 кг отходов в год, несмотря на то, что в 1993 г. было принято решение снизить данный показатель до 330 кг. Очевидно, ЕС пойдет по пути сокращения отходов за счет «экономической и экологической диеты» производства. Будут выработаны количественные параметры, к которым должна стремиться промышленность. Например, для изготовления тюбика зубной пасты расходуется 1,5 кг различных материалов, мобильного телефона - 75 кг. Также будут выработаны новые правила, касающиеся обязательной утилизации, что считать отходами, что переработкой, восстановлением и т.д.

В результате международного сотрудничества стран в поиске надежного механизма защиты от экологически необоснованного использования, удаления и перемещения опасных отходов в 1989 г. была принята Базельская конвенция «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением». В ее рамках страны определили общие обязательства друг перед другом: опасные отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, должны сопровождаться документом о перевозке от пункта, из которого начинается трансграничная перевозка, до места удаления; упаковываться, маркироваться и транспортироваться в соответствии с общепринятыми международными правилами и нормами.

В связи с ростом городского населения наиболее экологически важную и сложную проблему благоустройства городов представляют процессы организации санитарной очистки городских территорий, включающие уборку улиц, дорог, вывоз снега в зимний период, а так же сбор, вывоз, переработку и утилизацию бытового мусора - твердых бытовых отходов (ТБО).

К твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, крупногабаритные отходы, а также отходы промышленных предприятий. В муниципальном секторе ТБО образуются из двух основных источников:

-жилых зданий;

-административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

Организация санитарной очистки городов от ТБО, применяемые технические средства и формы обслуживания во многом определяются конкретными условиями, из которых основными являются:

-численность и плотность городского населения;

-уровень благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления и теплоснабжения, этажность и наличие мусоропровода);

климатические и другие природные условия;

архитектурно-планировочная композиция города;

состояние и перспективы развития жилой застройки;

экономические возможности городских властей.

Численность городского населения является одним из основных факторов, определяющих объем работ по сбору и удалению ТБО, а также выбор оптимального варианта их обезвреживания и переработки.

Предприятия по сбору, утилизации и переработке ТБО

В настоящее время в России эксплуатируются мусоросжигательные заводы и мусороперерабатывающие.

Главный недостаток мусоросжигательных заводов - трудность очистки выходящих в атмосферу газов от вредных примесей, особенно от диоксинов и оксидов азота.

На мусоросжигательных заводах используется одноступенчатая схема очистки газов, что не позволяет реализовать их полную очистку и может вызвать загрязнение воздушного бассейна. В настоящее время разрабатываются технологии более глубокой очистки газов.

На всех мусоросжигательных заводах обеспечивается утилизация тепла и извлечение черного металлолома.

В процессе сгорания ТБО на мусоросжигательном заводе наряду с дымовыми газами образуются еще два вида отходов: шлак и зола. Важной задачей при эксплуатации мусоросжигательных заводов является утилизация или захоронение токсичных золы и шлака, масса которых составляет до 30% сухой массы ТБО. Проблема утилизации золы и шлака в настоящее время решена и находится в стадии внедрения.

Мусороперерабатывающие заводы работают по технологии аэробного биотермического компостирования, при которой значительная (более 50%) часть ТБО обезвреживается и превращается в компост - ценное органическое удобрение.

При переработке на заводах из ТБО извлекаются лом черных и цветных металлов и другие утильные фракции, для чего предприятия оснащаются комплектом специального оборудования: сепараторами черного и цветного металла, стекла, пластмассы, а также грохотами, дробилками и др.

Наряду с полезными компонентами (органика, азот, фосфор, калий, кальций и др.) в компосте присутствуют микроэлементы металлов, поэтому при его внесении в почву необходимо учитывать фоновые концентрации этих элементов в почве, с тем, чтобы не превысить значения предельно допустимых концентраций (ПДК) в почве и в сельскохозяйственной продукции.

Целесообразность применения того или иного из перечисленных методов обращения с ТБО зависит от размера города, состава и свойств ТБО данного города или региона, потребности в утильных фракциях, тепловой энергии или удобрении, климатических условий и многих других факторов.

Выбранная технология обезвреживания ТБО должна обосновываться следующими критериальными оценками:

Экологическая приемлемость с точки зрения сокращения загрязнения атмосферы, водоисточников, земли.

Санитарная и эпидемиологическая безопасность всей системы сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации отходов.

Выполнение законодательных норм по выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду из комплексов по обезвреживанию отходов (экологическая безопасность), включая системы газоочистки, удаления золы, шлака и очистки сточных вод.

Эффективность технологических и конструктивных решений, включающих:

производительность технологии;

уровень ее автоматизации;

степень защищенности от аварийных ситуаций и залповых выбросов;

коэффициент использования энергоносителей, применяемых в технологии.

Капитальные вложения и сроки реализации капитальных вложений, приведенные стоимостные удельные затраты на обезвреживание единицы массы ТБО.

 

Организация работ по усовершенствованию экономических механизмов в системе управления отходами должна проводиться в следующих направлениях:

усиление государственного финансового и технического контроля за сбором, вывозом и захоронением ТБО;

совершенствование и корректировка существующих и разработка новых нормативных документов, отвечающих реальной ситуации;

оперативное информационно-методическое обеспечение регионов в области изменений экономических механизмов в системе управления отходами.

Повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в области управления отходами может быть достигнуто как за счет средств, получаемых от потенциальных инвесторов, так и за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, более жесткого контроля за субъектами неконтролируемого опосредованного загрязнения.

Для потенциальных инвесторов совершенствование системы регулирования коммунальных тарифов - один из важнейших и привлекательных факторов гарантирования их вложений. Однако изменение тарифов в сторону увеличения не может не вызвать увеличения социального напряжения в обществе. В связи с чем становится актуальным внедрение при расчетах за сбор и захоронение ТБО общепринятого в мировой практике принципа - загрязнитель платит.

Субъектом неконтролируемого опосредованного загрязнения городских территорий являются предприятия и организации, арендующие участки этих территорий для торговых и складских нужд. Извлечение ими коммерческого дохода сопровождается формированием объемов и конкретной номенклатуры ТБО. Из этого следует, что возмещение издержек, связанных с санитарной очисткой, должно осуществляться за счет предприятий-арендаторов. Подобный подход представляется тем более обоснованным, что санитарная очистка является одной из форм простого воспроизводства городских территорий, а финансирование соответствующих расходов всегда рассматривается в качестве обязанностей арендатора (как часть арендной платы). Средства, полученные таким путем, должны аккумулироваться в региональных фондах под контролем администрации и тратиться целевым образом.

Экономический механизм управления отходами должен быть основан на следующих организационно-экономических принципах:

Установление платы за образование нормированного объема отходов и превышение выделенного лимита, а также дифференциация платежей в зависимости от таких факторов, как:

-пригодность (подготовленность) отходов для последующей переработки;

-уровень техногенно-экологической безопасности (класс опасности отходов);

-особенность территории;

-потребность в данном виде вторичных ресурсов;

-объем размещения;

-подготовленность отходов к размещению.

Предоставление (в зависимости от состояния рынка и региональной политики) налоговых, кредитных и иных льгот субъектам предпринимательской деятельности в случае:

-утилизации ими отходов;

-использования малоотходных технологий;

-участия в сборе, заготовке и поставке вторичного сырья.

Разработка и периодический пересмотр перечня отходов, в отношении которых может устанавливаться специальный режим стимулирования их сбора, переработки в сырье и использования.

Образование специализированных источников денежных средств для целевого финансирования мероприятий по модернизации систем сбора и переработки ТБО.

Введение (на конкурсной основе) системы дотаций на экспериментальные и исследовательские работы в сфере обращения с отходами, в том числе направленные на разработку и оптимизацию процессов их утилизации и обезвреживания.

В общем случае экономический механизм управления ТБО должен включать:

-создание специальной государственной организации, ответственной за контроль и управление всей системой сбора, транспортировки и утилизации ТБО;

-проведение оптимальной тарифной политики;

-поиск дополнительных источников финансирования в субъектах, создающих и реализующих продукцию, включающую потенциальные отходы.

 

3.2 Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1. Горностай, Л. Ч. Организация, планирование и управление производством: Практикум (курсовое проектирование) [Текст] : учеб. пособие / Л. Ч. Горностай, А. А. Горюшкин, Н. И. Новицкий ; под ред. Н. И. Новицкого. – 3-е изд., стер. – М. : КноРус, 2011.

Дополнительная литература:

1. Артеменко, В. К. Оперативно-производственное планирование [Текст] : практикум / В. К. Артеменко, Б. Ф. Забелин. – СПб. : СПбГИУ, 2005. – 54 с.

2. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии [Текст] : учеб. / Бухалков, М.И. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 411 с.

3. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии [Текст] : учеб. / В. А. Горемыкин. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – 699 с.

4. Ильин, А. И. Планирование на предприятии : учеб. пособие / А. И. Ильин. – 6-е изд., перераб. и доп. – Мн. : Новое знание, 2005. – 656 с.

5. Маховикова, Г. А. Планирование на предприятии [Текст] :

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.