На сегодняшний день эталонными социальными гос-ми являются: ФРГ, Австрия, Франция, Швеция, Норвегия, Канада, Израиль.
ИСТОРИЯ и методология юридической науки.
Исторические типы правосознания.
Для различных эпох развития правовой мысли были характерны определенные типы правосознания и правопонимания.
В эпоху древнего востока (тридцатое тысячелетие до нашей эры), когда право понималось как установление богов, как воплощение высшей божественной справедливости и божественного порядка, как священная норма, которой обычные люди должны следовть буквально, не толкуя ее. Монополией на толкование права обладали привилегированные сословия и классы общества (правители и жрецы).
Большинство членов общества выступали как объект права, а само право не закрепляло их личные права.
В период античности (начиная с 1 тыс. до нашей эры) происходит заметная рационализация правопонимания и правосознания и право начинает связываться с такими понятиями как общее благо, справедливость с интересами тех или иных социальных слоев и групп.
Высшие божества до сих пор считались источниками права и правопорядка, но при этом толкование и использование права стало считаться привилегией людей.
Право перестало выражать волю одних только правителей и было призвано выражать волю всего полюса (общества).
Древнеримский период античной истории утверждается прагматический подход к праву, т.е. право рассматривается как инструмент совершенствования общественных отношений.
Происходит персонализация права и начинается процесс его специализации (публичное и частное право).
Средние века –теоцентрический взгляд на право как важную составную часть иерархического земного порядка, созданного по завету бога.
Право ставится ниже религии и наставлений церкви, но следование ему требуется от светских правителей.
Общее благо считается недостижимым без следования законам. Т.е. закон рассматривается как инструмент поддержания общественного порядка и общественного устройства и как средство обеспечения гармонии в обществе.
При этом отдельный человек рассматривается как обладающий правами не сам по себе, а как часть определенного сообщества или коллектива.
В эпоху возрождения (XV-XVII в.)происходит персонализация правосознания, возрождаются античные идеи о естественных и врожденных правах человека и права начинает рассматриваться как средство реализации и самоутверждения, как гарантия человеческой свободы и достоинства.
Особенности:
- персоналистическое понимание права сосуществовалось с этатическим. Норма обретает силу благодаря поддержки государством. (Макиавелли). Утверждается профессиональное сообщество юристов.
В эпоху нового времени (XVI- начало XX в) – революция правопонимания. Право перемещается в центр общественной жизни, развивается право народов (международное), прагматизация, впервые признается публичный характер права. Правотворчество и правоприменение начинает рассматриваться никак дело отдельных лиц, категорий или государства, а как дело всего общества. Культура человека и общества, появляется понятие правовой жизни.
Природа государства.
Это особая форма политической-правовой целостности, которой присущи ряд черт и особенностей:
- центральные органы власти, которые располагают определенными ресурсами
- многообразие институтов между которыми существуют разнообразие отношений
- население, обладающие идентичностью и осознание своей связи именно с этим государством.
- разнообразные процессы, протекающих внутри правящего слоя этого государства (конфликты и интеграционные процессы).
- государство как институт младше институтов власти, политики и права. Данные институты возникли до возникновения института гос-ва.
Государство появляется в первых раннее классовых обществах (рабовладельческих) – странах Древнего Востока, др. Египет, Междуречье… Др. Рим, Греция