Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рационализм Нового времени(Декарт, Спиноза, Лейбниц).



РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Декарт -родоначальник рационализма. Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю, следовательно Я существую”.

Метод обнаружения истины явл-ся аналитич. и сводится к 4м требованиям: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования. Конечная цель знания – господство чел-ка над силами природы.

Мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал бог.

Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Дедукция – рассуждения опирающиеся на достоверные исходные положения (аксиомы).

Лейбниц. Нет раздельного сущ-ния материи и пр-ва. Все пр-во заполнено материей. Но материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого – делима. Субстанция должна быть абсолютно простой. Монада – минимал. неделимая, неразрушимая единица субстанции. Каждая монада отлична и независима от всех прочих монад, но тем не менее связана с ними в общую гармоничную с-му. Поскольку бог – благ, то он всегда действует наилучшим образом. Т.е. все что происходит – к лучшему? Поэтому наш мир – лучший из сотворённых миров. Зло и дисгармония от злобы индивидуальных тварей. Бог не несет ответственности за зло. В мире господствует предопределение – все расписано в матрице монад. Старался соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона диффер. и интегр. исчисление, изобрел счетную машину. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометр., но не физ. св-ва тел: их движение, действие , сопротивление. Поэтому необходимо предполагать в субст. такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ. хар-ки тел. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Теория познания – идеалистич. рационализм. Не разделяя взглядов Локка, что ум- чистая доска, отрицая чувств. опыт как источник всеобщности и необходимости знания, утверждал, что источником знания явл-ся разум. Выделял 2 типа истин: 1) истины разума, мы получаем их без опыта, например аксиомы, и 2) истины факта, получаем эмпирически. Считал идеалом – создание универсального языка (исчисления).

Спиноза. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, дополнил учением о свободе. С. учил, что сущ. лишь одна субстанция – природа-бог, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Бог и природа(понимаемая как субстанция) тождественны, т.к. бог бесконечен. То, что мы воспринимаем как мир сост. из множества созданий, в действит. является целостно и принадлежит богу или природе. Чел-к сущ-во в кот. модусу протяженности – телу соответствует модус мышления – душа. И по тому и по другому модусу – чел-к часть природы. С. свел всю сложность психич жизни к разуму и к страстям – аффектам. Чел-к должен научится управлять своими аффектами. Поведением чел-ка движет стремление к самосохран. и к выгоде. Возвысил знание интеллектуал. над чувственным.Цель религии не познании природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Ни религия ни гос-во не должны посягать на свободу мысли.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.