Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Зарубежная фил-я конца 19 – начала 20в.



Первый этап - становление позитивизма: Огюст Конт (1798-1858, Франция). Создал классификацию наук, в фундаменте которой физика. Социология для него физика общества. Отец социологии. Герберт Спенсер (1820-1903, Англия). Усиливает Конта. Задача позитивных наук - ответить, как устроен этот мир. Философия становится сводом установленных, опробованных научных истин. Стандартная концепция науки (коммулятивная). Наука - постоянное приращение научного знания. На рубеже 19-20 вв. произошла научная революция. Поколеблены абсолютное пространство, абсолютное время и т.д. Раньше была механистическая картина мира, появилась электромагнитная. Представители П. считают что задача фил. сводится к анализу научных высказываний и обобщений. Второй этап развития позитивизма - эмпириокритицизм. Эрнст Мах (1838-1916, Германия), Рихард Авенариус (1843-1896, Швейцария, родоначальник эмпириокритицизма). Критикуют эмпирический подход. Надо очистить научный опыт от метафизических сущностей, абстракций. Надо отбросить понятие материи, понятие атома, понятие причинности. П. выдвинута верификационная концепция знания. Согласно этой концепции любое высказывание подлежит опытной проверке на истинность. Неопозитивисты упрекают традиционную фил-фию в неясности рассуждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятиями типа чистый разум, абсолютная идея и т.д. По мнению Н. фил. не имеет предмета исследования, т.к. она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, способ теоретизирования. Бертран Рассел (1872-1970, Англия, математик, логик, социолог, философ). Сохранена установка, что философия себя изжила. Все высказывания делятся на логико-математич (аналитич), эмпирич (синтетич) и метафизич (научно-неосмысленные). Задача фил. проанализировать высказывания имеющие хождение в науке. Это позволит изъять все метафизич. высказ. и построить идеал. логич. модель научного рассуждения.

Феноменология - одно из ведущих направлений в философии XX века. Родона­чальником ее был Эдмунд Гуссерль, поставивший проблему философии как строгой и точной науки. Основная тема феноменологии - взаимодействие сознания, едо и ок­ружающего его мира вещей. Концепция сознания и мира строится на основе понятия интенциональности (направленности сознания на объект). Задача сознания - проявлять, "делать более явным". Исток познания редуцированного к феномену мира вещей - первоначальная, непосредственная интуиция, которая есть абсолютная оче­видность сущности. Мир раскрывается сознанию едо во взаимодействии, определяе­мом как "конституирование". Это - конституирование системы переживаний, посред­ством которых для едо существует мир. Каждое переживание мотивировано другими; конституирование есть "трансцендентальный генезис". Он имеет временную структу­ру и является историей. Критикуя современную философию , утверждал, что она еще не существует как наука. Острие критики направлено в адрес психологизма и историцизма; которые пытаются обосновать свою ценность на фактах. Гуссерль разработал основные положения феноменологии, единственной дисциплины, способной, на его взгляд, сделать философию строгой и точной наукой.

Русская фил-я 19-20в.

Хомяков (1804 – 1860). Герцен назвал Х. Рыцарем веры. Любовь к Шеллингу и святоотеческой традиции.

Главная проблема: роль и судьба церкви. Х. Отталкивается от размышлений Чаадаева о том, что церковь – действующая сила в истории. По Хомякову, церковь – не авторитет, а истина; она не может на земле жить земной жизнью, а живёт благодатной божественной жизнью.

Размышления о личности: отрицание индивидуалистического (западного) акцента. На личность воздействуют как свобода, так и необходимостьà отсюда трагедия, разрешение которой возможно только в церкви, где возможна подлинная свобода.

Размышления о характере познания: теория религиозного познания. Подлинное познание истины не доступно отдельному человеку, а вверено церквиà коллективное познание истины, совокупное мышление тех, кто объединён любовьюà понятие религиозного разума (противопоставляется западному рационализму). Свобода в церкви не подменяется авторитетом. Истина открывается ненасильственно, а является как некий свет. Необходимо преодолеть влияние Запада, торжество индивидуального сознания; для истинного познания необходимо соборование многихà идея ВСЕЕДИНСТВА (полн. развитие в фил Соловьёва).

Историческая концепция: естественная закономерность истории (спор с Чаадаевым) à в истории творится судьба всего человечества, а не отдельных народов. История движется свободно и необходимо, внутренней её силой является вера. Таким образом, в истории есть своя логика – это религиозное движение в глубинах народного духа.

Православие через Россию приведёт к перестройке всей культуры.

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870) – незаконнорожденный сын помещика Яковлеваà чувство социальной ущербности. Учился в Московском ун-те на естественном факультете, занимался наукой, увлекался Шеллингом, Шиллером, образовал свой кружок. Переписка с Огарёвымà Огарёв арестован, Герцен выслан на 6 лет – становится оппозиционером власти. Уезжает в Европу, становится свидетелем революции 1848 года во Франции; заражается социализмом, в основе которого воплощение идеала в действительности. «Былое и думы»

При этом Г. начинает более критически относится к Западу – это царство торжествующего мещанского духа, где главной фигурой оказывается средний класс. Таким образом, Г. жадно ищет опорыà особое внимание к проблеме личности: человеку свойственны идеальные запросы духа, но они стоят в трагическом противоречии со слепой природой - в этом весь трагизм. Здесь мы видим идею Гегеля: цель личности – в служении абсолютному духу. По Г., история связывает природу и логику, определяет смысл самой природы; но с другой стороны движение истории определяют и деяния личности.

Г. очень сильно переживал мысль о родовой силе случайности. С одной стороны, в истории торжествует алогизм, но разумность в бытии тоже есть. Признание роли случайности разрушает религиозное чувство Г. à влияние «Сущности христианства» Фейербаха.

Но акцент у Г. остаётся на личности. Дело в том, что человека в вихре случайностей спасает нравственная самобытность. Случайности можно противопоставить этическую ценность личности. «С человеком, идущим добровольно на смерть, нечего делать: он неисправимо человек». Параллель с экзистенциализмом: человек обречён на свободу и осуществляет её через выбор. Проблематика Г. сходна с проблематикой Шопенгауэра: он чувствует расхождение между реальным бытием и нравственной сферой = дуализм бытия и ценностейà отсюда пессимизм.

Но от Гегеля Герцен идёт против Гегеля: да, история есть некое целое, но этот процесс загадочен, это слепой поток. История не имеет конечной цели.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.