(5-14 в) Возникло феод. Общество. Монастыри были центрами просвещения и культуры. Ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппарат для подтверждения догматов христианства. В период Средневековья ф-я развивалась преимущественно в лоне теологии. Ее основные направления: апологетика(защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика(догматизация учений “отцов церкви”, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной ф-ии) (номинализм (считали, что идеи сущ-ют после вещей) и реализм (идеи до вещей) в ее рамках), томизм.Одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философов идеалистов древности. Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли - причина зла, которое необходимо для гармонии мира. Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления - суммарный обзор, комментарии, цитирование. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: “Верю, ибо абсурдно”.
Учение Ф.А. получило название томизм. Идеи, существуют в самих вещах, а не вне их.
Наука должна согласовывать свои выводы с теологией, в противном случае наука впадает в греховное любопытство, губящее человека. Сама теология не зависит от науки. Все науки должны стремиться к согласованию с Библией.
Утверждал, что человека надо изучать всего целиком, т.е. в единстве души и тела. Он говорит, что труп – это не человек, но и дух тоже не человек. Человек – это личность. Природа - не злое, а доброе начало. Природу создал Бог. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному (а не только к райскому) блаженству. Ф. считал, в отличие от Тертулиана, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств: 1) доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог); 2) доказательство от производной причины(в мире существует много причин разного рода, поэтому должна существовать одна единая первая причина всех конечных вещей— Бог); 3) доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому основание их существования находится не в них самих, а в других явлениях. Но если взять всю совокупность явлений как одно целое, то причина существования этого целого уже не есть причина от случайного явления. Значит и сама причина носит абсолютно необходимый характер. Но только Бог есть абсолютно необходимая причина. Все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Но в целом все явления никогда не исчезают. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их и отвечающая за их постоянное существование в целом. Но сама причина существования целого не может иметь причину своего бытия в чём-то другом, ибо вне целого нет больше ничего кроме неё самой. Необходимая причина черпающая своё бытие из себя самой, а не из чего-то другого и есть Бог.); 4) доказательство от совершенства (существует восходящая иерархия совершенства. Если есть наименее совершенное, то должно существовать и наиболее совершенное. Должно существовать мерило, критерий отделения лучшего от худшего.Но Бог есть самое совершенное, а потому есть мерило всякого совершенства. Следовательно, Бог существует); 5) доказательство от целесообразности(все в мире целесообразно упорядочено, разумно, гармонично. Но порядок разумен, а всякий разум един. Но всякое единое может быть только одним единым. Значит, есть одно разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).
Противоречия возникают из-за того, что истины откровения недоступны пониманию разума, и он решительно отвергает попытки науки и разума критиковать их.
Все доказательства косвенные от мира к Богу, а не наоборот.
Доказательства не могут быть прямыми, поскольку Фома отрицает непосредственную данность бытия Бога человеческой душе. Фома отвергает онтологическое доказательство бытия Бога.Для Фомы бесконечное бытие Бога находится вне конечного бытия мира.