Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средневек фил-я и мышление(реализм, номинализм, Фома Аквинский).



(5-14 в) Возникло феод. Общество. Монастыри были центрами просвещения и культуры. Ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппарат для подтверждения догматов христианства. В период Средневековья ф-я развивалась преимуще­ственно в лоне теологии. Ее основ­ные направления: апологетика(защита и обоснование христи­анского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика(догматизация учений “отцов церкви”, утверждав­ших несовместимость религиозной веры с античной философи­ей), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной ф-ии) (номинализм (считали, что идеи сущ-ют после вещей) и реализм (идеи до вещей) в ее рамках), томизм.Одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философов идеалистов древности. Человек понимается как персона, неделимая личность, об­ладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем че­ловеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения че­ловека, обладающего свободой воли - причина зла, которое не­обходимо для гармонии мира. Большинству философов этого периода было присуще догма­тическое мышление, основанное на доскональном знании фор­мальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления - суммарный обзор, комментарии, цитирование. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: “Верю, ибо абсурдно”.

Учение Ф.А. получило название томизм. Идеи, существуют в самих вещах, а не вне их.

Наука должна согласовывать свои выводы с теологией, в противном случае наука впадает в греховное любопытство, губящее человека. Сама теология не зависит от науки. Все науки должны стремиться к согласованию с Библией.

Утверждал, что человека надо изучать всего целиком, т.е. в единстве души и тела. Он говорит, что труп – это не человек, но и дух тоже не человек. Человек – это личность. Природа - не злое, а доброе начало. Природу создал Бог. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному (а не только к райскому) блаженству. Ф. считал, в отличие от Тертулиана, что вера в Бога должна опирать­ся на систему рациональных доказательств: 1) доказательство от движения (всякое движение нуждает­ся в первотолчке, который и есть Бог); 2) доказательство от производной причины(в мире существует много причин разного рода, поэтому должна существовать одна единая первая причина всех конечных вещей— Бог); 3) доказательство от необходимости и случайности (все яв­ления случайны, потому основание их существования находится не в них самих, а в других явлениях. Но если взять всю совокупность явлений как одно целое, то причина существования этого целого уже не есть причина от случайного явления. Значит и сама причина носит абсолютно необходимый характер. Но только Бог есть абсолютно необходимая причина. Все яв­ления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Но в целом все явления никогда не исчезают. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их и отвечающая за их постоянное существование в целом. Но сама причина существования целого не может иметь причину своего бытия в чём-то другом, ибо вне целого нет больше ничего кроме неё самой. Необходимая причина черпающая своё бытие из себя самой, а не из чего-то другого и есть Бог.); 4) доказательство от совершенства (существует восходящая иерархия совершенства. Если есть наименее совершенное, то должно существовать и наиболее совершенное. Должно существовать мерило, критерий отделения лучшего от худшего.Но Бог есть самое совершенное, а потому есть мерило всякого совершенства. Следовательно, Бог существует); 5) доказательство от целесообразности(все в мире целесообразно упорядо­чено, разумно, гармонично. Но порядок разумен, а всякий разум един. Но всякое единое может быть только одним единым. Значит, есть одно разумное существо, по­лагающее цель для всего, что происходит).

Противоречия возникают из-за того, что истины откровения недоступны пониманию разума, и он решительно отвергает попытки науки и разума критиковать их.

Все доказательства косвенные от мира к Богу, а не наоборот.

Доказательства не могут быть прямыми, поскольку Фома отрицает непосредственную данность бытия Бога человеческой душе. Фома отвергает онтологическое доказательство бытия Бога.Для Фомы бесконечное бытие Бога находится вне конечного бытия мира.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.