Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 13. Охрана труда



§1. Понятие и содержание охраны труда

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда в наиболее общем смысле представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Таким образом, в объем понятия «охрана труда» входят правовая, социальная и экономическая составляющие. В юридическом смысле, то есть как правовой институт, охрана труда представляет собой определенную совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных для жизни и здоровья работников условий труда.

В этом смысле в содержание охраны труда как института права входит:

— права и обязанности работников и работодателей в сфере охраны труда;

— правила и инструкции по охране труда;

— специальные правила охраны труда работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

— специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

— правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Рассмотрим для начала основные права и обязанности участников трудовых правоотношений по обеспечению охраны труда.

Права и обязанности работников и работодателей в сфере охраны труда

Статья 37 Конституции РФ декларирует, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В развитие этого конституционного положения ТК РФ закрепляет основные права работника в области охраны труда. К ним, в частности, относятся право на:

— рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

— обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

— обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

— личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

— и некоторые другие.

Этим правам работника корреспондируют соответствующие обязанности работодателя. Так, работодатель обязан обеспечить:

— безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

– применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— соответствующие требованиям условия труда на каждом рабочем месте;

— выдачу специальной одежды и других средств индивидуальной защиты;

— обучение, инструктаж работников и проверку знания ими норм, правил и инструкций по охране труда

— в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т. п.

Статья 224 ТК РФ возлагает также на работодателя дополнительные обязанности по охране труда в отношении отдельных категорий работников. В частности, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия. Более подробно к вопросу охраны труда отдельных категорий работников мы еще вернемся ниже.

На работодателя также возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях работодателем по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.

Наконец, перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет.

Вместе с тем, в целях обеспечения безопасных условий труда и предотвращения производственного травматизма соответствующие обязанности возлагаются и на работника. В частности работник обязан:

– соблюдать требования охраны труда;

– применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

– проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

– немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о несчастном случае на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью людей.

 

Этот параграф, сократив, присоединить к предыдущему

§2. Требования охраны труда

Охрана труда основывается на требованиях охраны труда. Требования охраны труда определяются ТК РФ как государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209).

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время он определен Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"[200]. Эти актом установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Эта система включает в себя стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

– организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

– федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Проекты актов, содержащих требования охраны труда направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти - в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации). Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

 

§3. Правила охраны труда на вредных и опасных работах

Трудовое законодательство Российской Федерации особо регулирует охраны труда на вредных и опасных работах. Прежде всего, ст. 213 ТК РФ предусматривает обязательные медицинские осмотры (обследования) лиц, принимаемых на тяжелые работы или работы с вредными и (или опасными условиями) труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта. Лица, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья, приняты на них быть не могут, независимо от их желания и желания работодателя.

Так, по конкретному делу Верховный Суд РФ признал законным отказ в приеме на работу врачу-фтизиатру М., перенесшему заболевание туберкулезом, врачом-фтизиатром в тубдиспансере. Юридическим основанием отказа была норма ст. 7 Закона Брянской области от 15 декабря 1997 года № 34-3 "Об охране труда в Брянской области": "работодателям запрещается принимать на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья". Рассмотрев все обстоятельства и доводы сторон Верховный Суд РФ не нашел оснований согласиться с доводами М. о противоречии оспариваемой им нормы областного Закона федеральному законодательству[201].

Лица, уже принятые на тяжелые работы или работы с вредными и (или опасными условиями) труда должны проходить обязательные периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н[202] утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения о социального развития Российской Федерации.

Указанные выше медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда также предоставляются различные компенсации и льготы. К ним относятся повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска, выдача молока и лечебно-профилактического питания, выдача средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств и др. Перечни таких работ утверждаются Правительством РФ, а субъектам Федерации предоставляется право дополнять Перечень таких работ.

В настоящее время объем названных льгот и гарантий, порядок их предоставления установлены в основном актами бывшего Госкомтруда СССР. Эти перечни устанавливаются в отношении конкретных компенсаций и льгот, которые предоставляются указанным лицам. Например, постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22[203] был утвержден список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». Некоторые из указанных льгот и компенсаций мы уже рассматривали в соответствующих частях курса ранее.

В соответствии со ст. ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. К таким средствам индивидуальной защиты, в частности, относятся защитные очки, респираторы, противошумные наушники и т. п. Указанные средства считаются собственностью организации и подлежат обязательному возврату при увольнении. При этом работодатель обязан обеспечить хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию, и ремонт всех выданных работникам средств индивидуальной защиты.

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по уставленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а работающим в особо вредных условиях труда предоставляется лечебно-профилактическое питание. Рабочие горячих цехов обеспечиваются бесплатно газированной водой. Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационы лечебно-профилактического питания, нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов и правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 46н[204]

Молоко выдается при работе с вредными химическими веществами в профилактических целях (молоко обладает свойством нейтрализации их вредного влияния на организм человека). Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов утвержден приказом Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н[205]. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Лечебно-профилактическое питание предоставляется бесплатно по установленным нормам на работах с особо вредными условиями труда.

 

§4. Организация охраны труда

Согласно ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда[206], а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, например Законом Саратовской области от 29.07.2009 № 103-ЗСО "О наделении органов местного самоуправления в Саратовской области отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда"[207] органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданы государственные полномочия по государственному управлению охраной труда:

по организации проведения на территории муниципальных районов и городских округов области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

по организации проведения на территории муниципальных районов и городских округов области аттестации рабочих мест по условиям труда и проведения подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

по организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципальных районов и городских округов области.

В целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и т.п. может государственными органами проводиться государственная экспертиза условий труда.

Работодатели, осуществляющие производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, обязан создавать у себя службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Действующие в настоящее время Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утверждены постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14[208].

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Кроме того, в организациях по инициативе работодателя или по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.