Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства



В современном правовом государстве недостаточно просто провозгласить какое-то право. Необходимо также обеспечить и гарантировать его реализацию с помощью системы различных мер, в том числе принудительных. Такие меры должны в первую очередь обеспечивать защиту установленных прав от нарушений.

В рамках трудового права возникает необходимость в первую очередь защитить трудовые права работника. Конечно, это не значит, что трудовые права работодателя не защищаются государством. Однако в силу специфики трудовых отношений, в рамках ко­торых работник находится в подчинении работодателя, именно права и законные интересы работника нуждаются в особых мерах за­щиты.

Защиту трудовых прав работника можно определить как совокупность осуществляемых работником (непосредственно либо через представителей) и управомоченными на то органами в установленном законодательством порядке мер по пресечению и предотвращению нарушений трудового законодательства со стороны работодателя, а также по возмещению понесенного вслед­ствие таких нарушений ущерба.

Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников указаны в ст. 235 ТК РФ. К ним относятся:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

 

судебная защита[210].

Государственный контроль и надзор являются основными способами обеспечения соблюдения трудового законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"[211] государственный контроль (надзор) – это деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

С точки зрения времени проведения выделяют три основные виды контроля и надзора – предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль и надзор предшествуют совершению проверяемых действий. Текущий контроль и надзор осуществляются на постоянной основе для предот­вращения нарушений трудового законодательства законности в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Последующие контроль и надзор сводятся к проверке совершенных действий за конкретный период времени на предмет законности и целесообразности.

С точки зрения сущности проверяемых действий выделяют контроль и надзор за установлением условий труда (в первую очередь в коллективных договорах) и за применением установленных условий труда.

С точки зрения контролирующего субъекта выделяют два основных вида контроля: ведомственный и надведомственный. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Надведомственный контроль осуществляется сторонними по отношению к подконтрольному субъекту органами. Среди специальных органов, осуществляющих надведомственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, следует в первую очередь указать Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При этом собственно государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Правовое положение последних определено Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости[212].

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

– обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Должностные лица федеральной инспекции труда (государственные инспекторы труда) при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства наделены рядом прав, как то:

– в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

– выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

– составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– а также рядом других.

Государственные инспекторы труда проводят проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц). Порядок проведения таких проверок устанавливается ТК РФ, а также Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Все проверки, проводимые государственными инспекторами труда, подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Они проводятся на основании разрабатываемых органами федеральной инспекции труда ежегодных планов. Ежегодные планы доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости.

Внеплановые проверки могут проводиться только при наличии установленных законом оснований для их проведения. В соответствии со ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

– обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

– обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

– запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

– наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надведомственный контроль и надзор осуществляют и иные государственные органы. Так, государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами[213]; государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору[214]. Хотя напрямую надзорные полномочия этих органов не связаны с проверкой соблюдения трудового законодательства, они затрагивают, в том числе, и сферу охраны труда.

Органом, осуществляющим общий надзор за соблюдением законодательства (в том числе и трудового), является прокуратура Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" надзор за исполнением законов, за соответствием законам издаваемых правовых актов, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор при осуществлении надзора наделен широким спектром мер прокурорского реагирования. В частности, он приносит:

– протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

– представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;

– предостережение о недопустимости нарушения закона.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор может вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Важное место в осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства принадлежит судебным органам. Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации неоднократно в своих постановлениях рассматривали вопрос о законности тех или иных актов, содержащих нормы трудового права. Суды общей юрисдикции также при рассмотрении конкретных дел оценивают содержание закона или иного нормативного пра­вового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотноше­ния, могут признавать незаконными локальные правовые акты, ухудшающие положение работника по сравнению с установленным в законодательстве.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.