Тяжесть и напряженность трудового процесса. Тяжесть – характеристика труда, отраж нагрузку на костно-мышечн сист, ССС, ОД. Характерон показатели – 1)физич динамич нагрузка (кг*м). 2)масса подним и перемещ груза (кг). 3)общее число стереотипн рабочих движений (м б в течение смены – 54 000 операц – ЭВМ). 4)величины статич нагрузки (кг*сек). 5)характер рабочей позы (своб, неудобн, фиксир, вынужден). 6)глубина и частота наклона корпуса (вынужден наклоны более 30град, норма – до 100наклонов в смену). 7)ходьба – 8км (не более), по вертикали – 2,5км. Общие принципы оценки тяжести – 1)необх оценить все показатели тяжести. 2)3.1+3.1=3.2; 3.2+3.2=3.3; больше 3.3 не бывает.
Напряженность – характеристика трудов проц, отраж нагрузку на ЦНС, орг чувств, эмоциоанльн сферу. Блоки показателей – всего 23 – 1)интеллектуальн нагрузка – 3.1 решение сложн задач, работа по серии инструкц; 3.2 эвристич творческ деятельность, треб принят решений в сложн ситуац. 3.1 восприятие сигнала без коррекции действий, 3.2 с коррекц. Сопоставление с нормой 3.1, работа по индивидуальн плану, 3.2 по установлен графику. В условиях дефицита времени 3.1. 2)сенсорные – наблюдение за экранами видеотерминалов – 4ч – 2класс, более 4ч – 3.1. слуховой анализатор – с учетом помех. Голосов анализатор – диктор, преподават – до 20ч в неделю. 3)эмоциональн – на 1месте – степень ответствен за результаты собствен деятельностию ошибка влечет исправлен за счет всего коллектива. 2место – опасн для жизни за счет вашей ошибки. 3место – степень риска для собствен жизни. Оптимальн исключ. 3.2 – есть вероятность (прямой риск). Колич конфликтн ситуаций за смену – 3шт. 4)монотонность труда – если менее 6элементов выполн задания. 5)режим работы – фактич продолж рабоч дня 8-9ч (допустим), оптимальн – 6-7 (без ночных смен); 10-12ч – 3.1; более 12ч – 3.2. Принципы оценки условий труда по напряженности: 1)оценить нужно все 23 показателя. 2)17 и более показат имеют оценку 1 класс, а остальн относ ко 2классу – общий класс напряженности – 1. 3)6 и более показателей ко 2классу, остальн к 1 – 2 класс; 1-5показат – 3.1 или 3.2 – 2 класс (допустимый), остальн 18 – 1 или 2. 4)вредн 3 класс – 6 и более показ относятся к вредн классу. 5)6 показателей 3.2 – общ напряженность – 3.3.
Важной мерой профил явл обоснование и внедр в производств деят-ть наиболее целесообразного режима труда и отдыха, т.е. рационал системы чередов периодов работы и перер между ними. Различ 2формы чередов периодов труда и отдыха - введ обеден перерыва в середине рабоч дня и кратковрем регламентирован перерывов. Оптимал длит-ть обеден перерыва устанавл с учетом удаленности от рабоч мест санитарно-бытов помещ, стол, организ раздачи пищи. Продолж-ть и число кратковрем перер определ на основе наблюд за динамикой работоспос, учета тяжести и напряжен труда. При выпол работы, треб значител усилий и участия круп мышц, рекоменд более редкие, но продолжит 10-12мин перерывы. При выполн особо тяжел работ (металлург, кузнец и др.) след сочетать работу в теч 15-20мин с отдыхом такой же продолж. При работах, треб большого нервн напряж и внимания, быстр и точных движ рук, целесообр более частые, но корот 5-10мин перерывы. Кроме регламентир перерывов существ микропаузы - перерывы в работе, возник самопроизвольно между операциями и действ. Микропаузы обеспеч поддерж оптимал темпа работы и высок уровня работоспос. В завис от характера и тяжести работы микропаузы составл 9-10 % рабоч времени. Высок работоспос и жизнедеят организма поддерж рационал чередов периодов работы, отдыха и сна человека. В теч суток организм по-разному реагир на физич и нервно-психич нагрузку. В соответ с суточ циклом организма наивысшая работосп отмеч в утрен (8-12ч) и дневные (14-17ч) часы. В дневное время наимен работоспос отмеч в период между 12 и 14ч, а в ночное время - с 3 до 4ч, достигая своего минимума. С учетом этих закономерн опред сменность работы предпр, начало и оконч работы в сменах, перерывы на отдых и сон. Чередов периодов труда и отдыха в теч нед д регулир с учетом динамики работоспос. Наивысш работосп приходится на 2,3 и 4д работы, в послед дни нед она пониж, падая до минимума в послед д работы. В понед работосп относ пониж в связи с врабатыв-ю.
Одним из наиб важных элем повыш эфф-ти трудовой деятел человека явл совершенств умений и навыков в результ труд обуч. С т зр психофизиологической производств обуч представл собой процесс приспособл и соответств измен физиологич ф-ций организма человека для наиб эффектив выполн конкрет работы. Правил располож и компоновка рабоч места, обеспеч удоб позы и свободы трудовых движ, использ оборуд, отвеч требов эргономики и инженерной психологии, обеспеч наиб эффектив трудовой процесс, уменьш утомл и предотвр опасность возникн профзаб. Оптимал поза человека в проц труд деятел обеспеч высокую работосп и производительность труда. Неправил полож тела на рабоч месте прив к быстрому возникн статич усталости, сниж кач и скорости выполн работы, + сниж р-ции на опасн. Норм рабоч позой след считать такую, при кот работн не треб наклоняться вперед больше чем на 10-15°; наклоны назад и в стор нежелательны; основ требов к рабоч позе — прямая осанка. При организ производ проц след учитывать антропометрич и психофизиологич особ человека, его возможн в отнош величины усилий, темпа и ритма выполн опер, + анатомо-физиологич различ между мужч и женщ.
Элементами рацион режима труда и отд явл производств гимнастика и комплекс мер по психофизиологич разгрузке, в том числе функцион музыка. В основе производств гимнастики лежит феномен актив отдыха (И.М. Сеченов) —утомлен мышцы быстрее восстанавл свою работосп не при полном покое, а при работе других мышеч групп. В резул произв гимн увелич ЖЕЛ, улуч деятел ССС, повыш функцион возм-ть анализаторных систем, увелич мышеч сила и выносл. В основе благопр д музыки лежит вызыв ею полож эмоц настрой, необх для любого вида работ. Но функцион музыку не реком прим при выполн работ, треб значител концентр внимания (более 70% рабоч времени), при умств работе (более 70% рабоч вр), при больш напряж выполн работ, непостоян раб местах и в неблагопр сан-гиг усл внешней среды.
Для снятия нервно-психологич напр, борьбы с утомл, восстановл работосп испол кабинеты релаксации или комнаты психологич разгрузки. Это спец оборудован помещ, в кот в отведен для этого время в теч смены проводят сеансы для снят устал и нервно-психологич напр. Эффект психоэмоц разгр достиг путем эстетич оформл интерьера, испол удобной мебели позвол нах в удобной расслабл позе, трансляции спец подобр музык произв, насыщ воздуха благотворно д отриц ионами, приема тонизир напитков, имитации в помещ естественно-прир окруж и воспроизв звуков леса, морского прибоя и др. Одним из элем психолог разгрузки явл аутоген тренировка, основ на комплексе взаимосвяз приемов психич саморегуляции и неслож физич упраж со словесным самовнуш.