Психол труда - обл психологии, изуч закономерности проявл и формир в труде различ психологич механизмов. Выдел след основные направл исслед: рационализация труда и отд, динамика работосп-ти, формир профессионал мотивации и профпригодности, оптимиз отношений в труд коллективах. В кач методов использ естеств и лаборатор эксперимент, наблюд, интервью, анкетные обслед, тренажеры, трудовой метод изуч профессий.
Неэкспериметнальн методы – наблюд. В проц набл психолог получ сведения о каналах получ информации, о загрузке анализ-в, об услов внеш среды, о коммуникатив процессах в труде и т. п. Выдел 2вида набл: внешнее (непосредств) и внутр (самонаблюдение). Внеш набл позвол описать д-я, приемы и движ работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подверг способы оперирования орудиями и материал, эмоцион р-ции и коммуникативные процессы. Длител набл за работн в теч рабоч дня показ измен рабочего повед под возд утомления. Для повыш объективности и точности наблюд прим ряд дополнител приемов и методов, кот в перв оч касаются регистр результатов профес деятельности - фотография рабоч дня, хронометраж, анализ продуктов труд деятельности. Фотография раб дня - времен регистр послед-ти выполн действий, смену режимов труда и отд, вынужд пауз в работе и т.п. Примен фото- и видеосъемки позв фиксировать д-я и движения работ во время выпол основ деятел, мимику, маршруты передвиж во время работы. Результаты представл в виде графиков. Хронометраж — измер времени труд операций. Он позвол опред их длительность, частоту повторяемости в определ промежутки врем, интен-ть трудо процесса. Самонаблюд в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода). 1 - психолог предл спец-ту думать вслух во время своей деятел, проговаривая кажд опер, кажд набл за процессом труда. На начал этапах возн трудн, связ с необход работника распред свое вним между проговарив работы и ее выпол. Такой способ позв самим работ обратить вним на те элем деят-ти, на кот они раньше вним не обращ, что оказ положит влияние на успешность ее выпол. 2 - психолог сам станов учеником и, нач изуч профессию, совершенств в ней. Такое позн профессии изнутри позв ему проследить процесс овлад проф деятел и те трудности, кот встреч. (трудовой метод). Опросные методы - предст в 2формах: устного опроса (беседа, интервью) и письм опроса (анкетир). Метод экспертных оценок предпол опрос спец о тех или иных элементах рабоч ситуации или личности профессионала с целью постр ответствен заключения. Эксперт оценка быв индивидуальной, когда ее субъектом явл 1 человек, и групповой.
Экспериментальн методы- сущность эксперимента, основн мет в псих, закл в том, что явл изуч в спец созданной или естеств обстановке. Его главное достоин — воз-ть создания опред условий и их корректировки, точная фиксация резул исслед и их использ в конкрет ситуации. Выдел 2 вида эксперимента с т.зр. условий его организации: лабораторный и естественный. 1 - моделиров ситуаций проф деятельности в услов лаборатории - позвол устан точный контроль за переменными, регулир дозировку, созд и контролир необх условия, неоднократно воспроизв эксперимент в тех же самых условиях. Осн недост - искусственность созданной ситуации. Естеств эксперимент провод в естеств для работника усл труда, на его обыч раб месте. Эксперимент сит м созд вне сознания самих работ. Полож момент - полная естеств-ть условий. Отриц мом - наличие неконтролир факторов, д кот не установл и не м б колич измерено; необход получ информации в корот срок во избеж наруш производствен процесса. Тестовый метод испол только при изуч субъекта труда. Объектив подход предпол диагностику особен личности на основе результ выполн определ заданий и способа их выполн. Тесты, реализ данный подход – объективные - тесты интеллекта и тесты способностей, достижений и некот личностные тесты. Субъектив подход предпол диагностику св-в, основ на самооценке и самоописании человеком своего повед и личностных особен. Личностные тесты — опросники, кот подразд на тесты, оцен личностные черты, и тесты, диагност интересы и установки людей. Проективн подход - провед диагностики, основан на анализе особен взаимод субъекта с внешне нейтрал, безличным материалом, на кот субъект проецирует свои установки, желания и личн качества.
Анализ профессиональной деятельности - способ психологич исслед и анализа профессии, результатом кот явл составление профессиографического описания данной проф деятельности. Опред соответствия чел профес требованиям (в рамках отбора и аттестации) - разработка и примен на практике комплекса меропр, предназн для наилуч соглас реальных духов, психич и физич возможностей конкрет людей с запросами различ профессий относительно этих возможностей. Предметом теоретич исслед-й в обл разработки профес требований явл 3составляющих. 1 - человек (инд, личн и организм) как субъект трудовой деятел. 2- профес как форма труд деятельности. 3- отнош между чел и проф. Цель теоретич исслед - научное обосн выбора оптимал отнош между чел и проф. Предмет прикладного отбора - разработка комплекса меропр, направл на согласование духов, псих и физич возможностей конкр людей с запросами различ проф, включ в себя: медиц, соц-психологич и психофизиологич обслед. На основе результ обсл формир заключ о степени соответ возможностей данного инд профес требованиям. Профессиография – практич направл психологии труда, изуч требов, предъявл профессией к личностным кач, способн и возможн человека. Итог профессиографич исслед - разраб профессиограмм специальности. Профессиограмма — профессионально-квалификационная модель специалиста, включ должностную характеристику и модель должности (совок требов, предъявл к работнику).