Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2. Классификация специализированного подвижного состава



Тема 1. Область применения специализированных автотранспортных средств.

Специализированный подвижной состав (СПС) – это транспортные средства, конструкция которых позволяет перевозить на них грузы определенного вида, или обладающие специальными погрузочными (разгрузочными) устройствами.

Конструкция транспортного средства обуславливается свойствами перевозимого груза (физическими, химическими и т. д.), способом погрузки (разгрузки), требованиями к условиям транспортировки (температура, герметичность и т. п.). Рассмотрим особенности конструкций основных типов СПС.

К специализированному подвижному составу автомобильного транспорта относятся одиночные автомобили и автопоезда, предназначенные для перевозки определенных видов грузов в специфических дорожных и климатических условиях.
Специализация подвижного состава осуществляется путем оборудования автомобилей, прицепов и полуприцепов специальными приспособлениями для перевозки отдельных видов грузов (длинномерных, тяжеловесных, строительных деталей и др.), закрытыми кузовами (фургоны, цистерны), погрузочно-разгрузочными механизмами (самосвалы, самопогрузчики), а также агрегатами и устройствами для повышения проходимости и механизации погрузки и разгрузки.
Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта имеет преимущества по сравнению с универсальным подвижным составом:
большая сохранность количества и качества грузов в процессе перевозки (изотермические фургоны, цистерны);
более высокая механизация процессов погрузки и разгрузки (самосвалы, самопогрузчики, цистерны с пневматической разгрузкой);
возможность перевозки специфических грузов (жидких, длинномерных, тяжеловесных и др.);
снижение затрат на тару (фургоны);
исключение дополнительных операций при перевозке грузов (готовое платье и др.);
повышение безопасности и улучшение санитарно-гигиенических условий перевозки некоторых грузов (цистерны) для перевозки химических продуктов, пылевидных грузов (цементовозы).
Наш курсовой проект является этапом изучения курса «Специализированные автотранспортные средства» (САТС).
Мы как будущие инженеры-менеджеры по организации перевозок и управлению на автомобильном транспорте, должны научиться правильно решать вопросы совершенствования специализированного подвижного состава при доставке конкретных видов грузов в конкретных условиях.
Перед нами стоит цель - закрепление и углубление знаний, полученных при изучении теоретического курса, развитие навыков самостоятельного творческого решения вопросов по перевозке грузов в конкретных условиях, умения пользоваться справочной литературой

 

Тема 2. Классификация специализированного подвижного состава

 

Автомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы, к пассажирскому - автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы, к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности а в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный. Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов и используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких, без тары. К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов определенных видов.
Автомобили-тягачи предназначены для постоянной работы с прицепами или полуприцепами и подразделяются на седельные автомобили-тягачи для работы с полуприцепами и автомобили-тягачи для работы с прицепами. Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом.
Пассажирские автомобили вместимостью до 8 чел., включая водителя, относятся к легковым, свыше 8 чел. – к автобусам.
На базе легковых выпускаются также грузопассажирские автомобили, у которых для увеличения размеров площадки предназначенной для размещения в кузове груза, задние сидения делаются складывающимися.
По назначению автобусы подразделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристические.
К специальному подвижному составу относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и т.п.
Автомобильный подвижной состав подразделяется также на дорожный, предназначенный для работы по дорогам общей сети, и на внедорожный – для использования вне дорог общей сети. По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях различают дорожный автомобильный подвижной состав обычной проходимости, предназначенный для работы в основном по благоустроенным дорогам, и повышенной проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью.
Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес условно обозначают формулой где первая цифра – число колес автомобиля, а вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных ведущих колес считается за одно колесо. Например, 4х2 – двухосный автомобиль с одной ведущей осью, 6х6 – трехосный автомобиль со всеми ведущими осями, 6х4 – трехосный автомобиль с двумя ведущими осями.
По роду потребляемого топлива и виду двигателя автомобили разделяют на карбюраторные, электрические (электромобили), паровые газотурбинные.
Первая единая система классификации автотранспортных средств (АТС) начала действовать в 1945 году. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава из выделенного диапазона:

Диапазон Предприятие Примечание
1-99 Горьковский автомобильный завод им.Молотова ("ГАЗ") ГАЗ-93 выпускал Одесский автосборочный завод (ОдАЗ)
100-199 Завод им. Сталина (ЗИС) с 1956 г. Завод им. Лихачева (ЗиЛ)
200-249 Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) с 1959 г. Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). Исключения: МАЗ-200, МАЗ-205
250-299 Новосибирский автомобильный завод (НАЗ) с 1949 г. завод передали в другую отрасль промышленности. Исключения: РАФ-251
350-399 Уральский автомобильный завод им. Сталина (УралЗИС) с 1959 г. Уральский автомобильный завод (УралАЗ)
400-449 Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1971 г. Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола (АЗЛК)
450-484 Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) .
485-499 Днепропетровский автомобильный завод (ДАЗ) исключение - ЗИС-485
500-549 Минский автомобильный завод (МАЗ) в т.ч. Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), Минский завод колесных тягачей (МЗКТ)
550-599 Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ) .
600-649 Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) в т.ч. КАЗ-585
650-674 Горьковский завод автобусов (ГЗА) с 1950 г. диапазон передан Павловскому автобусному заводу им. Жданова (ПАЗ), в т.ч. Курганскому автобусному заводу (КАвЗ)
675-694 Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) кроме тролейбусов ЗиУ-682, ЗиУ-683 завода им. Урицкого
695-699 Львовский автобусный завод (ЛАЗ) .
700-899 Автоприцепы различных заводов .
940-949 Тартуский авторемонтный завод (АРТ) .
965-974 Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) в т.ч. Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ)
975-999 Рижский авторемонтный завод №2 (РАФ) .

В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава: каждой новой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа, полуприцепа) по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (прицепов и полуприцепов). Вторые две цифры – модель. Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. 6-я цифра — вид исполнения: 1 — для холодного климата, 6 — экспортное исполнение для умеренного климата, 7 — экспортное исполнение для тропического климата, 8 и 9 — резерв для других экспортных модификаций. Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Цифра 8 на первом месте означает прицеп, 9 — с полуприцеп. Перед цифровым индексом ставятся буквенные обозначения завода-изготовителя.

  класс АТС две первые цифры индексов
для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в дм3) особо малый до 1,2
малый от 1,2 до 1,8
средний от 1,8 до 3,5
большой свыше 3,5
высший, не регламентируется
для автобусов по габаритной длине (в метрах) особо малый до 5,0
малый 6,0 — 7,5
средний 8,0 — 9,5
большой 10,5 — 11,0
особо большой, более 11,5
полная масса, т эксплуатационное назначение автомобиля
бортовые тягачи самосвалы цистерны фургоны специальные
для грузовых автомобилей по полной массе, в тоннах до 1,2
1,2 - 2,0
2,0 - 8,0
8,0 - 14,0
14,0 - 20,0
20,0 - 40,0
свыше 40,0
                   

Полная масса снаряженного автомобиля — это его собственная масса с заправкой, полезным грузом, дополнительным снаряжением, водителем и пассажирами в кабине.
Тягачи классифицируются по своей полной массе плюс допустимая нагрузка на седло, причем одноосные тягачи — по собственной массе плюс полный вес полуприцепа. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полной массы в пределах 0,25 тонны для 1-го и 2-го классов и 1 тонны для остальных. Классы от 18 до 78 являются резервными.

  Прицепы Полуприцепы (роспуски)
Первые две цифры индекса* Легковые
Автобусные
Грузовые (бортовые)
Самосвальные
Цистерны
Фургоны
Специальные
  Полная масса, т
Последние цифры индекса 01 — 24 до 4 до 6
25 — 49 свыше 4 — 10 свыше 6 — 10
50 — 69 свыше 10 — 16
70 — 84 свыше 16 — 24
85 — 99 свыше 24
* Классы 84, 94, 88 и 98 являются резервными.

Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 дм3, обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022; полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода для перевозки телят имеющий полную массу 9 т, обозначается ОдАЗ-9925 и т.д.

 

Тема 3. Самосвалы

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.