Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Комплекс лесо- и других мелиоративных мероприятий на землях транспортных предприятий



 

Цель работы: Запроектировать комплекс снегозадерживающих лесных полос на землях модельного объекта.

 

 

В состав земель транспортных магистралей входят:

1) полоса земельного отвода для создания снегозадерживающих лесных полос - СЛП (В, м);

2) полоса земельного отвода между проезжей частью транспортной магистрали и крайним первым рядом СЛП шириной не менее 15-20м ( l1, м );

3) полоса земельного отвода между границей соседнего землепользования - сельскохозяйственного (и другого) предприятия и крайним - последним рядом СЛП шириной в 3-5 м ( l2, м ).

Общая ширина полосы земельного отвода с обеих сторон проезжей части транспортной магистрали определяется по формуле: Z = B+l1 + l2.

Ширина полосы земельного отвода для создания СЛП или ширина СЛП рассчитывается по формуле:

или Г.Н.Высоцкого : ;

или Н.И.Рубцова: B = 0,4Р + 10 м;

или НИИ МПС (научно-исследовательский институт Министерства путей сообщения):

,

где В - ширина полосы земельного отвода для создания СЛП или это ширина СЛП ( в м );

Р - максимальная степень снегозаносимости (объем снегоприноса) участка транспортной магистрали ( м3/п.м.);

А - коэффициент снегозаносимости, величина которого изменяется (составляет) от 4 до 6;

hp - рабочая высота СЛП – это высота накапливаемого в СЛП снежного вала-сугроба, при которой не наблюдается массовый снеголом деревьев в ней.

Обычно ширина полосы земельного отвода для создания СЛП или ширина СЛП рассчитывается по формуле НИИ МПС:

Количественная характеристика-оценка рабочей высоты СЛП (hp) установлена специальными многолетними наблюдениями -исследованиями и составляет от 1,5м до 3,0м в зависимости от агролесомелиоративного района и типа почвы, а именно:

- на серых лесных почвах и черноземных почвах всех типов (кроме солонцеватых) - 3,0 м;

- на солонцеватых черноземных почвах, подзолистых и темно-каштановых почвах - 2,5 м;

- на каштановых, светло-каштановых, бурых и сильносмытых почвах всех типов, а также на почвах солонцового комплекса -2,0-1,5 м.

 

В состав комплекса осуществляемых мелиоративных мероприятий на землях транспортных магистралей входят: организационно-хозяйственные, механические, химические и биологические (луго-траво и лесомелиоративные) мероприятия.

В учебных целях проектируется только проведение системы лесомелиоративных мероприятий.

Система лесомелиоративных мероприятий на землях транспортных магистралей включает в себя следующие виды лесных насаждений: снегозадерживающе-снегонакапливающие, ветроломно-ветроослабляющие, оградительные, пескозащитные – противодефляционные, почвоукрепляюще – противоэрозионные, противоабразионные, водоемозащитные, водонаправляющие, декоративные, санитарно – гигиеническо – оздоровительные и другие.

С учетом объема снегоприноса к участку транспортной магистрали (Р) (например, 300 м3/п.м.) и рабочей высоты СЛП (например, для лесостепной зоны с типичными черноземными почвами, 3,0 м) устанавливают (определяют) ширину полосы земельного отвода для создания СЛП - ширину СЛП ( в м), которая с учетом показателей, модельного объекта, составит:

 

= = 100 м ;

 

Общая же ширина полосы земельного отвода с каждой стороны проезжей части транспортной магистрали с учетом выше указанных придержек (примера) будет составлять:

 

Z = B+l1+l2= 100+20+5= 125 м

 

Затем для каждой стороны вдоль проезжей части транспортной магистрали в полосе земельного отвода проектируют снегозадерживающие ЛП с учетом ширины СЛП или в виде одной сплошной ленты (полосы), или в виде многоленточной СЛП (двух-четырех и более ленточной СЛП) с безлесными интервалами между лентами различной ширины.

После расчета ширины полосы земельного отвода проектируют снегозадерживающие ЛП с учетом ширины СЛП или в виде одной сплошной ленты (полосы), или в виде многоленточной СЛП (двух-четырех и более ленточной СЛП) с безлесными интервалами между лентами различной ширины (приложение Д).

Создание широких одноленточных сплошных, или многоленточных с безлесными интервалами между лентами СЛП при одинаковой ширине определяется (зависит) конкретными природными почвенно-климатическими условиями конкретного региона, с одной стороны, и экономическими условиями региона (хозяйства), с другой стороны.

Одноленточные широкие сплошные СЛП, как правило, создаются в регионах с благоприятными природными почвенно-климатическими условиями для роста и состояния их.

Многоленточные СЛП с безлесными интервалами различной ширины между лесными лентами обычно создаются или в регионах с крайне неблагоприятными природными почвенно-климатическими условиями для роста СЛП, где межленточные безлесные интервалы используются (выполняют) в качестве (роль) источников (магазинов) дополнительного влагообеспечения созданных СЛП, или в регионах с благоприятными почвенно-климатическими условиями для роста и состояния СЛП, где они (многоленточные СЛП) создаются с целью экономии трудовых, материальных и денежных затрат на создание их и с целью комплексного и более эффективного использования земель транспортных магистралей.

Возможная система СЛП на землях транспортных магистралей с учетом степени снегозаносимости, агролесомелиоративного района и ширины полосы земельного отвода для создания СЛП (ширина СЛП) приведена в таблице 3.

Таблица 3 - Система СЛП на землях транспортных магистралей в зависимости от степени снегозаносимости (Р м3/п.м.) и ширины СЛП (В, м)

Степень снегозаносимости (Р), м3/п.м. Ширина СЛП (В), м Система СЛП (количество лент в СЛП, шт.)
Слабая - до 100 35 - 65 Одно-двухленточная
Средняя - 101-250 35 - 125 Двух-трехленточная
Сильная - 251-400 125 - 200 Трех-четырехленточная
Очень сильная - более 400 более 250 Четырехленточная и более

 

При проектировании СЛП следует иметь ввиду, что снеголому практически не подвергаются : бескустарниковые полосы шириной до 18 м , СЛП с кустарниками: а) при размещении не более двух рядов кустарников с заветренной стороны полос — до 16 м и б) при размещении одного - двух рядов кустарников со стороны поля и ежегодной его стрижке — до 10 м.

В двухленточных СЛП ленту со стороны проезжей полосы транспортной магистрали с целью полного очищения ветрового потока от метелевого снега необходимо создавать более широкими (15 - 25 м),чем со стороны поля . В трехленточных СЛП и в многоленточных СЛП все ленты, как правило, должны быть одинаковыми по ширине.

В СЛП, состоящих из нескольких лент, наиболее широким следует проектировать первый к полю межленточный безлесный интервал. Ширина межленточного интервала со стороны поля и всех других межленточных интервалов в многоленточных СЛП должна определяться с таким расчетом, чтобы в них могла отложиться основная масса приносимого метелевого снега. Ширину межленточного интервала в СЛП со стороны поля необходимо проектировать: в двухлеточных СЛП — до 45 м, трехленточных — до 60 м, четырехленточных и более — 40 - 70 м. На участках транспортных магистралей с очень сильной и сильной степенью снегозаносимости (251- 400 м3/п.м. и более) все остальные межленточные интервалы проектируются шириной до 20 - 25 м.

Конструкция СЛП - плотно-ажурная, в состав ее вводят главные, сопутствующие породы, а также кустарники. В одноленточных СЛП шириной до 25 м кустарники размещают только в опушечных рядах (два ряда с путевой стороны и один - два ряда с полевой). В ленты со стороны проезжей полосы магистрали в двух-, трех- и многоленточных СЛП кустарники вводят чистыми 1-2 рядами в обе опушки. В срединных лентах СЛП (между крайними лентами со стороны поля и со стороны проезжей полосы магистрали) кустарники вводят в один - два опушечных ряда и только с заветренной стороны их.

В связи с возможностью переноса снега под углом по отношению к оси дороги, снегозадерживающие лесные полосы проектируются длиннее защищаемого участка транспортной магистрали на 50 - 100 м..

При большой длине снегозадерживающей лесной полосы, проектируемой на сельскохозяйственных угодьях, необходимо предусматривать разрывы (по 10 - 15 м) через каждые 800 - 1000 м для прохода сельскохозяйственных и других машин.

Древесно-кустарниковые породы для создания снегозадерживающих лесных полос подразделяются на следующие основные группы:

а) низкие кустарниковые породы высотой до 2 м;

б) высокие кустарниковые породы высотой более 2 м;

в) низкокронные деревья (сопутствующие породы);

г) высококронные деревья (главные породы).

Однако для системы ЗЛН на землях транспортных магистралей наибольшую ценность и пригодность представляют породы с густыми и плотными кронами, наименее подверженные снеголому, с интенсивной побегопроизводительностью после рубки или обрезки, а также быстрорастущие в первые же годы после посадки.

Рекомендуется следующий примерный ассортимент древесных и кустарниковых пород для Европейской части России:

Низкие кустарники — смородина золотистая, шиповник, спирея рябинолистная, спирея средняя, жимолость татарская.

Высокие кустарники — акация желтая, ирга круглолистная, боярышник, облепиха, сирень обыкновенная, скумпия, клен татарский, лещина, ива пурпурная.

Низкокронные деревья — берест, вяз обыкновенный, ильм, клен полевой, акация белая.

Высококронные деревья — сосна обыкновенная, лиственница сибирская, ель обыкновенная, тополя канадский и бальзамический, дуб черешчатый, ясень ланцетный, береза повислая, клен остролистный.

При выборе деревьев и кустарников для снегозадерживающих лесных полос нужно отдавать предпочтение местным породам.

Обязательным элементом лесной полосы должна быть густая двухрядная опушка — оградительная защитная полоса из древесных и кустарниковых пород с колючками, переносящих стрижку.

Агротехника и технология создания системы снегозадерживающих лесных полос , а также ассортимент древесно-кустарниковых пород в основном аналогичны указанным выше для системы ПЛП, ВЛП-СтЛП и П-ПЛП.

В снегозадерживающие защитные лесные насаждения (ЗЛН) кустарники вводятся в виде оградительных или декоративных живых изгородей .

В одноленточных ЗЛН шириной не более 25 м кустарники вводятся только в опушечных рядах.

В многоленточных ЗЛН кустарники вводятся чистыми рядами в обе опушки по 1 - 2 крайних ряда.

Во всех ЗЛН для предупреждения выхода скота на полотно дороги создаются живые изгороди из колючих древесных пород и кустарников, которые размещаются в полевых опушках, а в многоленточных ЗЛН живые изгороди размещаются, кроме того , еще и в наветренной опушке каждой из лент.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.